Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
22 ноября
Все новости Все новости Все новости

Психолог рассказал, как объяснить детям массовые эвакуации и помочь справиться со стрессом

Психолог рассказал, как объяснить детям массовые эвакуации и помочь справиться со стрессом

За последние полгода в России участились случаи массовых эвакуаций из-за ложных минирований. Чаще всего ими подвергались образовательные учреждения. Как не поддаваться панике и помочь себе и детям справиться со стрессом Тульской службе новостей рассказала семейный психолог Светлана Соколова.

Под волну лжеминирований попали крупные города такие как Нижний Новгород, Самара, Красноярск, Саратов, а также ряд областей: Липецкая, Московская, Тульская, где массовые эвакуации проходили по несколько раз в неделю. Тульская служба новостей выяснила, как к таким мерам безопасности относятся туляки.

Что думают туляки о массовых эвакуациях

 «У нас в школе тоже были эвакуации, это был 94 год, но нам не было страшно. Порой это было даже забавно, так как после этого мы уходили домой и не учились. Но мой ребенок по началу переживал, мы даже разговаривали несколько раз на эту тему», –Ирина В., родитель. 

 «Я к эвакуации отношусь положительно. Дети должны учиться, как действовать в экстренных ситуациях. Но эвакуации в 2022 году стали испытанием. Я помню, как моего ребенка эвакуировали без верхней одежды. И мы с родителями класса договаривались: кто ближе всех живет от школы, приносил одежду. Причем не только своему ребенку, а старались и другим, чтобы одеть каждого. После этого у ребенка был стресс. Мы долго разговаривали и читали книжки о безопасности для детей», – Екатерина Д., мама двоих детей. 

Иван П. ученик 7 класса: «Нас выводили на улицы, и мы могли по долгу находиться возле школы. А были случаи, когда эвакуации проходили каждый день, и мы не учились три дня подряд».

Старшеклассники, как показал опрос учителей, относятся к массовым эвакуациям спокойнее, нежели, чем дети младшего возраста. Большинство ребят начальной школы испытывали стресс и тревогу. Об этом также говорят учителя и родители.

Петр Н., учитель: «В целом все по-разному реагируют. Кто постарше, они понимают для чего это, и кто это делает. Кто поменьше, им это больше, как игра воспринимается, но опять же, не у всех. У старших школьников все спокойно».

«Первое время дети плакали и переживали. Они не совсем понимали, что происходит, пугал сигнал тревоги, поэтому приходилось много объяснять и разговаривать, а также взаимодействовать с родителями», – рассказала Валентина П., учитель начальных классов.

Также учитель начальных классов Нина С. рассказала, что в ее классе тоже были ученики, которые переживали: «Мы с детьми эвакуировались в соседнее здание. Переживали конечно, но дети они, как губки, впитывают эмоции взрослых. Я им сказала, что мы учимся вести себя в экстренной ситуации, успокоила, что на данный момент у нас все хорошо».

Сообщения о ложном минировании, а в следствии массовые эвакуации – становятся стрессом для ребенка и его родителей. Резкий сигнал тревоги рождает у детей панику, которая может отразиться на нервной системе.

Как объяснить детям массовые эвакуации

По словам семейного психолога Светланы Соколовой, нужно найти золотою середину. Важно не навязать чувство страха, но и в тоже время, не преуменьшать опасность.

— Четко отвечайте на поставленный ребенком вопрос. Старайтесь услышать, о чем он переживает. Часто мы перекладываем свои взрослые страхи на детей.

Если ребенок в очередной раз спрашивает, зачем нас эвакуируют – важно ответить зачем. Обязательно слушайте вопрос ребенка и объясняйте ему, для чего проводят такие мероприятия. То есть этому тоже нужно учиться, чтобы вы были в безопасности. Если ребенок не спрашивает дальше, то не нужно объяснять.

— Говорим о том, что так мы можем себя обезопасить, у нас будет четки план действий. Также рассказываем, что бывают ложные звонки об опасности: «школу заминировали». Этим занимаются телефонные хулиганы.

«Обязательно рассказываем, что лжеминированием занимаются хулиганы. Потому что их принцип — это запугивание людей и провоцирование эмоций – страхов в первую очередь. Поэтому важно объяснить эти цели, чтобы дети не пугались. Причем обязательно уточнив, что эти мероприятия нужны, чтобы обезопасить нас», — советует семейный психолог Светлана Соколова.

— Подростку можно рассказать, что подобные ситуации происходили в других городах и странах. Далее уточняем, что это не  должно произойти в их школе, но нужно знать, как действовать в подобных ситуациях, чтобы мы знали точный план действий и тем самым обезопасили себя.

— Дать понять ребенку, что важна быстрая отработанная реакция в чрезвычайной ситуации.

Предугадать, какая реакция последует на неожиданное происшествие сложно. Когда мы не знаем, как действовать, появляется паника или своего рода рефлексы: бей, беги или замри. Мы не знаем, какая конкретная реакция включится. Поэтому мы должны выработать четкий план действий, чтобы неожиданный вой сирены не стал для нас шоком и не возникло панический действий. Нам становится спокойнее, когда мы можем повлиять на ситуацию. А это именно осознание того, что я могу сам спуститься в убежище, я знаю, как покинуть школу и я знаю, что мне нужно будет делать в каждом конкретном случае.

«Это сравнимо с тем как мы учим ребенка чистить зубы. Мы не говорим ему, что с ним будет, если этого не делать, мы объясняем, что чистить зубы важно для нашего здоровья», — рассказала Светлана.

Как понять, что ребенок переживает

Признаками того, что ребенок переживает могут стать такие эмоции, как злость, грусть, тревога. И это нормальная реакция человека на новый жизненный опыт, но в некоторых случаях работать с эмоциями нужно, чтобы они не застревали у ребенка, как вирус.

«Очень часто эмоциями мы заражаемся. Они сродни с вирусом. Когда мы общаемся с веселыми и позитивными людьми, то тоже настраиваемся на этот лад. Также в коллективе, где много раздражения или злости, мы будем чувствовать подавленность и начинаем переживать даже, если не знаем, о чем», — объясняет Светлана Соколова.

Если из-за массовых минирований ребенок много плачет или перестает спать, замыкается в себе или вообще не хочет разговаривать на эту тему, то это повод забеспокоиться.

Как самостоятельно помочь справиться со стрессом после эвакуации

Важно с ребенком разговаривать и стараться объяснить ситуацию.

Четко отвечать на все его вопросы.

Обнять. Взять за руку и дать почувствовать себя в безопасности, что ребенок не один на один со своей проблемой.

Подключить классного руководителя, рассказать учителю о проблемах ребенка.

Если тревожность возникла у младшего школьника

Большинство детей отражают свое психологическое состояние через сюжеты, которые они проецируют в рисунках или игре. Игра – это хороший метод самопомощи. Поэтому первое, чтобы успокоить ребенка и вылечить «вирусные» эмоции, предложите ему поиграть.

«Если это ученик начальной школы, разыграйте ситуацию, как игрушки куда-то эвакуируются. Это могут быть куклы, машинки, зверюшки, а также любая сложная ситуация. Все чувства мы проецируем на игрушки и спрашиваем, а что чувствует мишка, а что чувствует зайчик. Это поможет выстроить опоры для ребенка, кто ему поможет в сложной ситуации. А если зайчику страшно, к кому он обратится», — советует семейный психолог.

Также можно обратиться к классному руководителю. Спросить, как остальные дети переживали учебную тревогу и совместно провести работу, которая поможет нормализовать эмоционально состояние.

Если тревожность возникла у подростка

Старшие школьники имеют больше доступа к информации, они могут попасть под влияние чужих эмоций. Здесь важно вовремя понять, что ребенка что-то беспокоит. Тревога не имеет определенного лица, как например страх, поэтому нужно разобраться, что именно волнует школьника. Для этого нужно дать возможность ребенку рассказать о своих мыслях, чтобы он смог почувствовать себя защищенным.

У каждого человека взрослого или ребенка должны быть выстроены опоры, которые будут помогать пережить новые, непонятные ситуации. Чаще всего «опорами» становятся близкие люди, но не всегда ими будут родители. Это может быть любой человек, которому мы доверяем.
Поэтому если у вас самостоятельно не получилось поговорить и объяснить происходящие события, вы всегда можете обратиться к специалисту, который подскажет, как проработать застрявшие эмоции.

читайте также Психолог Андрияничева рассказал о причинах детской агрессии

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.