Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
22 декабря
21 декабря
Все новости Все новости Все новости

Евгеньич, все: Александр Прокопук все-таки отправится в колонию

Сериал «Александр Прокопук и его уголовное дело» закрылся. На этой неделе областной суд вынес решение по апелляции экс-мэра Тулы, бывшего директора МКП «Спецавтохозяйство» Александра Прокопука и его заместителя Александра Жильцова. Они не были помилованы, но добились смягчения приговора.

Почему сериал? Потому что процесс над бывшим руководителем САХ и его замом можно разделить минимум на три «сезона»: предварительное следствие, судебный процесс и подача апелляции. А допросы ключевых свидетелей по делу напоминали классическую мыльную оперу: растягивались на несколько дней…

Мусорный бизнес

Уголовное дело на отставного градоначальника было возбуждено в 2014 году. Тогда Александр Прокопук сидел в кресле мэра, но ФСБ нашло за ним прегрешение – растрату, причем в особо крупном размере. Совершена она была, когда тот занимал должность директора Спецавтохозяйства – муниципальной организации, занимающейся уборкой и благоустройством города.

По подсчетам следователей, общая сумма ущерба, нанесенная Прокопуком, составила больше 30 миллионов рублей. Деньги он, выводил из казны САХ в 2011 и 2012 годах. Помогали ему в этом руководитель фирмы ООО «Строитком» Николай Кочетков и его заместитель Александр Жильцов. Последний, к слову, проходил сразу по двум статьям УК РФ – «пособничество» и «растрата».

Схема была такова: в декабре 2010 года Александр Евгеньвевич договорился с директором ООО «Строитком» о совместном совершении преступления. С 3 февраля 2011 года по 13 января 2012 года Кочетков изготавливал и подписывал недостоверные акты выполненных работ с завышенным объемом работ по благоустройству города, организации сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов, а также использовании при проведении указанных работ несуществующей техники. Затем он передавал эти акты Прокопуку, ставил в документах свой росчерк, и организовывал подписание документов подчиненными. Следом шла оплата «выполненных» работ. В указанный период времени за невыполненные работы на счета ООО «Строитком» было незаконно перечислено 13,9 миллионов рублей.

Таким же образом, но уже с участием Александра Жильцова, были растрачены деньги САХ в 2012 году. В тот год ущерб составил свыше 16,1 миллионов рублей.

Аналогичным способом действовал Жильцов в декабре 2012-го, когда согласно документам, вошедшим в уголовное дело, стал замещать Прокопука, после назначения того на должность мэра Тулы. Он успел вывести из казны предприятия свыше 1,7 миллионов рублей.

Что касается Кочеткова, то он, заключив сделку на этапе предварительного следствия, обеспечил себе условное лишение свободы, вместо реального. Но долго еще будут помнить участники процесса ставшее афоризмом выражение Кочеткова «Евгеньич, все» – так он, по его показаниям, сказал Прокопуку, когда отдал ему последние деньги.

Суд да дело

Судебный процесс над Александром Прокопуком и Александром Жильцовым – их дела были объединены в одно производство, – длился восемь месяцев, с сентября 2015 по май 2016. А в декабре 2015-го, за неделю до Нового года, Прокопука и вовсе заключили под стражу, за нарушение ранее избранной меры пресечения - домашнего ареста.

Уголовное дело состояло из 69 томов, а в качестве свидетелей проходило 86 человек. Среди допрошенных в Центральном районном суде были штатные сотрудники полигона твердых бытовых отходов, родственники людей, вписанных в путевые листы и акты выполненных работ, эксперты, и даже следователь Владимир Голев – именно он занимался выяснением всех обстоятельств совершения преступления.

Свидетели рассказывали весьма любопытные вещи, например, что в документах значился мертвый человек. Другие заявляли, что Прокопук и Жильцов заставляли подписывать поддельные бумаги.

Стоит ли говорить, что сами подсудимые своей вины так и не признали? А Александр Жильцов обвинил Владимира Голева в уничтожении 30 листов, доказывающих невиновность подсудимого, из уголовного дела. Прокопук же прозвал следователя – автором. По его мнению, показания большинства свидетелей были придуманы сотрудником следственного комитета.

В последнем слове экс-мэр заявил, что приписками занимались мастер полигона Александр Копейкин и начальник свалки Зоя Майорова, а его просто сделали крайним.

Александр Жильцов же уверял, что он не совершал растраты, и более того, даже не был заместителем Прокопука, и не подписывал ряд документов, в которых, по мнению следствия, он ставил росчерк.

В итоге судья Юлия Воеводина все же признала их виновными в растрате, а вина Жильцова была доказана и в пособничестве. Прокопук был приговорен к семи годам колонии и штрафу 1 миллион рублей, а Жильцов – к пяти годам колонии и такому же штрафу. Также им запретили три года занимать руководящие должности.

Не помиловали, но срок «скостили»

Адвокаты бывшего руководителя САХ и его коллеги приняли решение обжаловать приговор. Процедура рассмотрения апелляции снова напоминала сериал: осужденные – в телевизоре. Правда, вместо павильонных декораций – СИЗО. Физическое присутствие осужденных было не обязательным. А вот адвокаты, прокурор, коллегия судей и, конечно, журналисты, освящающие громкий процесс – вполне осязаемы. В течение трех дней они собирались в одном из залов Тульского областного суда.

Александр Прокопук даже усилил защиту: на подмогу уже имеющимся двум адвокатам был приглашен третий юрист, ни много ни мало из Москвы – Илья Гатиков. Но, примечательно, на оглашение приговора он не приехал.

Жильцов в свою очередь ходатайствовал о привлечении в качестве защитника супругу Олесю Жильцову, но суд ответил отказом.

Адвокаты осужденных попросили повторить ряд экспертиз. В частности, проверить еще раз акты выполненных работ и путевые листы, в которых значились приписки. Однако суд во всем этом отказал, принял во внимание только медицинские справки Прокопука.

«Под занавес» Александру Прокопуку и Александру Жильцову дали выступить с последним словом.

— Почти 40 лет назад я окончил институт в Баку и приехал в Тулу. Здесь я нашел семью, друзей. Тула стала моим домом. Здесь я строил школы, детские сады, возглавлял федерацию велоспорта. Трижды туляки оказывали мне честь, чтобы я представлял их интересы в Тульской городской думе, – перечислил свои положительные стороны бывший мэр. – В 2003 году я возглавил «Спецавтохозяйство», и предприятие преобразилось. В 2012 году я стал мэром. Всю свою жизнь я трудился на благо страны и города. Я уже говорил о своей невиновности. Если Тульский областной суд признает меня виновным, то я прошу смягчить приговор с учетом состояния моего здоровья. Я надеюсь на понимание и милосердие.

Александр Жильцов в своем последнем слове снова заявил, что не совершал преступления, и напомнил о маленьком сыне.

— В растрате я участия не принимал, ни копейки не брал. Все что делал — делал на благо города. Если доводы защиты будут отклонены, я прошу смягчить мне наказание. Я говорю это не потому, что кончились силы бороться, а потому что у меня растет маленький сын, и мы скучаем друг по другу, – сказал он.

Заслушав подсудимых, судьи удалились в совещательную комнату для принятия решения. На это им потребовалось больше получаса.

В итоге Тульский областной суд лишил Александра Прокопука свободы на 6,5 лет с отбыванием в колонии общего режима, а также к штрафу 900 тысяч рублей. Александру Жильцову «скинули» один год и назначили четыре года колонии и штраф 800 тысяч рублей. Также три года им запрещено занимать руководящие должности.

После заседания вердикт прокомментировала сторона государственного обвинения.

— Фактически суд согласился с мнением суда и прокуратурой о признании виновными Прокопука и Жильцова. Суд учел личность Жильцова, в связи с этим и смягчил наказание. Прокопуку смягчили наказание в связи с тем, что объединили составы преступления — вместо двух в один, — рассказала прокурор Ульяна Воронцова.

Приговор суда вступил в законную силу.

Автор: Антонина Маркова

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.