Пожарный спецназ

– Мы не герои, мы просто делаем свою работу, даже если нужно заходить в горящий дом, – считает начальник Специализированной пожарно-спасательной части Сергей Скрыльков.

Он занимает должность руководителя СПСЧ всего пару месяцев, но о пожарах знает не меньше остальных – службе в МЧС мужчина посвятил 18 лет. Сейчас в его подчинении 85 человек. В ведомстве его часть называют пожарным спецназом.

ИА ТСН24 продолжает серию материалов о работе сотрудников пожарной охраны в преддверии их праздника. СПСЧ стала второй точкой нашего маршрута по этой профессии.

«О нас не забывают»

Специализированная пожарно-спасательная часть располагается на окраине Пролетарского округа Тулы – в  Новомедвенском проезде. На первый взгляд это подразделение мало чем отличается от других. Но так может показаться только тем, кто ни разу не заглядывал внутрь и не общался с личным составом.

Экскурсию, как и во всех остальных частях, проводит ни кто иной, как ее начальник. Сергей Михайлович, встретив корреспондента, доброжелательно предлагает пройти сразу во двор. На момент нашего визита именно там была сосредоточена большая часть машин.

– У нас на вооружении стоит 34 единицы различной техники. Вот – автобус для перевозки людей, – показывает Скрыльков на ярко красный ПАЗ. – Его задействуем, чтобы привезти газодымозащитников, когда требуется много звеньев на пожаре. Например, для таких пожаров, как в Кемерове. На поиск людей в помещениях идут как минимум два человека, а если здание сложной планировки, то и три-пять человек.

Пока начальник СПСЧ водил экскурсию по пожарной части, его подчиненные крутились вокруг техники – мыли и ремонтировали. В МЧС заведено, чтобы все машины были чистыми – от ухода за ними зависит и их работоспособность. В конце апреля технику, стоящую на вооружении специализированной части, покажут широкой общественности – в рамках празднования Дня пожарной охраны России, который отметят 30 апреля.

– На мероприятиях показываем технику, чтобы люди видели, чем мы их можем обеспечить, какие есть средства для защиты, – говорит Скрыльков. И добавляет, – Люди, конечно, всегда могут на нас надеяться, но и сами должны соблюдать меры безопасности. Видите, дымка какая? Люди траву поджигают, а мы потом тушим.

Во дворе можно было увидеть и автомобиль для перевозки больше двух тонн пенообразователя, и машину для транспортировки двух сотен рукавов, и пожарно-насосную станцию, и карету скорой помощи, и транспорт для передвижения отряда разминирования, и болотоход, даже полевые кухни. Одна из новинок – машина Iveco – оснащенная всем тем, что пригодится пожарным в борьбе со стихией.

– Нас не забывают, периодически поступает на вооружение новая техника.  Я начинал служить в СПСЧ, а потом перешел в службу пожаротушения, так за семь лет моего отсутствия появилось четыре новых автомобиля и кухни, добавился автомобиль радио-химической разведки. В часть каждый год приходит что-то новое. За два месяца, что я здесь служу начальником, дали новый автомобиль. О пожарной охране не забывают, – улыбаясь, говорит Сергей Скрыльков.

По словам подполковника, задача любого начальника и личного состава части, поддерживать имеющуюся технику в порядке и боевой готовности. Но все же самый ценный ресурс – это люди.

– Важно, чтобы мои подчиненные верили в меня, а я в них, – убежден подполковник. – Нужно добиваться, чтобы люди тебе доверяли.

Не ОМОН и информационная безопасность – так пожарная охрана

У каждого мужчины, решившего связать свою жизнь с тушением огня, свой, особенный, путь в пожарную охрану. Кто-то мечтал об этом с детства, катая игрушечную машинку по полу, а кто-то ликвидировал возгорания во время службы в армии и потом понял, что хочет связать с этим жизнь.

[caption id="attachment_278278" align="alignnone" width="565"] Начальник СПСЧ Сергей Скрыльков[/caption]

Сергей Скрыльков оказался на пороге пожарной части в 2000 году. По словам мужчины, он мечтал служить в ОМОНе, но против такой работы была его мама.

– Решил уважить матушку и пришел в пожарную часть, спросил, чем они занимаются. Почему решил стать пожарным? Кто-то же должен эту работу делать. Если бы мне выпал еще один шанс, я снова бы пришел сюда, но уже намеренно, – улыбается начальник СПСЧ.

Самые обычные, но в то же время актуальные вопросы, которые хочется задать любому пожарному – страшно ли им входить в объятый огнем дом и считают ли они себя героями. Как правило, ответ у всех опрошенных один – страх есть, но его тщательно скрывают, а героями себя не считают. Сергей Скрыльков не стал исключением:

– Бойцы страх делят на всех. На пожаре чувствуется поддержка коллег, а это значит, что ты не имеешь права их подвести, – говорит подполковник. – У меня есть семья, но я о ней думаю уже после того, как сделаю свою работу. Люди на меня рассчитывают, надеются, что приедет ни сантехник, ни водопроводчик или корреспондент, а пожарная охрана и все потушит. Я не должен их подвести, но должен вернуться домой. Мы все должны делать свою работу, пусть даже она сложная и страшная. И героем себя не считаю. Что я такого делаю? Я выполняю то, что должен.

[caption id="attachment_278303" align="alignnone" width="551"] Никита Чинков[/caption]

В последние годы пожарная охрана помолодела. Много молодежи и в специализированной пожарно-спасательной части. Например, бойцам аэромобильной группировки Кириллу Бирюлину и Никите Чинкову еще нет и 30. Но на двоих их опыт службы составляет 13 лет.

– В МЧС пришел после армии. Отслужив, понял, что никому не нужен с моим высшим образованием по профилю «Организация службы безопасности: видеонаблюдение, прослушка и защита информации», – рассказывает свою историю Кирилл. – Пришел работать в МЧС. Начинал с работы простым пожарным.

А вот его напарник Никита заканчивает академию в Санкт-Петербурге, куда пошел после срочной службы в спасательном центре.

Под водой, на земле и в воздухе

Сейчас прапорщик Кирилл Бирюлин и старший сержант Никита Чинков являются неотъемлемой частью аэромобильной группировки, где занимаются мониторингом с помощью беспилотных летательных аппаратов. Между собой их называют летчиками. Общая численность группировки порядка 60-70 человек и у каждого – своя зона ответственности.

[caption id="attachment_278305" align="alignnone" width="537"] Кирилл Бирюлин[/caption]

Чтобы показать, в чем заключается работа тех, кто наблюдает за ситуацией сверху, Кирилл и Никита принесли два черных чемодана и рюкзак. В них – беспилотники – основной инструмент летчиков.

– Такая техника в основном используется для проведения поисково-спасательных работ и мониторинга паводковой и пожароопасной обстановки, – говорит прапорщик. – Также с его помощью можно искать пропавших без вести. Для этого к нам обращается полиция.

По словам его коллеги, те БПЛА, что сейчас стоят на вооружении – импортные образцы. Они, по словам сотрудников МЧС, хорошо зарекомендовали себя. Доказать свои слова молодые люди решили делом: пару минут на сборку, и коптеры взлетают в воздух, громко жужжа. На экране планшета отображается четкая картинка: проезжающие машины, дома, склады и идущие по улицам люди. А если прикрепить к аппарату тепловизор, то, пролетая над системой водоснабжения, можно увидеть, как в них течет горячая вода.

– Если произошел серьезный пожар или обрушение кровли, а человек к месту подобраться не может, с помощью беспилотников можно с определенного ракурса осмотреть место. Например, в церкви в Плавске произошел пожар. С помощью беспилотника мы осматривали состояние креста, – рассказывает Бирюлин.

По словам бойцов аэромобильной группировки, такие коптеры могут безотказно работать в 1,5 километрах от того, кто им управляет. В общей сложности таких аппаратов в СПСЧ семь.

https://youtu.be/QuMG0kwASZw/

По словам сотрудников МЧС в аэромобильной группировки каждый человек выполняет свою работу – спасатели, водолазы, летчики. При этом часть аттестована на проведение трех видов работ, в то время как остальные на один.

– Мы – универсальные люди, – заканчивает экскурсию по части Сергей Скрыльков. – Мы можем зайти туда, где пролита кислота, в то время как другие подразделения этого не могут.

Полный фоторепортаж можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Почитать о пожарно-спасательной части №1 - ЗДЕСЬ.

Фото и текст: Антонина Маркова

Автор: Антонина Маркова
Подписывайтесь на ТСН24 в