«Крик гагары похож на плач ребёнка, сердце начинает сжиматься»: как туляки спасают юг России после катастрофы с мазутом

Фото: ТРОО «Экологическая защита»
15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера. По данным Минтранса РФ, в море попало около 2,4 тысяч тонн мазута. Часть нефтепродуктов из танкеров выкачали. По данным на 21 января речь идет о 150 тоннах мазута. Это лишь 10% от того, что осталось на борту, передает оперштаб Краснодарского края. Ликвидировать экологическую катастрофу на юг России прибыли тысячи волонтеров, среди них есть и туляки. Они не только помогают убирают пляжи, но и спасают птиц и животных. 

Туляк Ян Чирвинский работал в Анапе около недели. Занимался уборкой песчано-мазутной смеси. По словам добровольца, новость о катастрофе вызвала шок и боль, сразу после — желание помочь. 

Штабы по ликвидации последствий катастрофы, рассказал туляк, начинали свою работу около 9 утра и заканчивали с закатом. 

Подобный опыт даже изменил отношение туляка к волонтерам, которые представлялись ему ребятами «в зеленых очках», кто ест шпинат и катается на пони. 
«Теперь я точно знаю, что это совсем не так! Все те, кто там были – это настоящие герои, которые пахали, не щадя своих сил и здоровья», — заявляет спикер.
А работы было действительно не мало.  Более того, ее, по мнению добровольца, в Анапе еще на многие месяцы. 
«По ощущению стало больше техники, а мазуту конца и края нет. Вечером, когда уходишь с пляжа он кажется более-менее чистым, а за ночь мазут опять вымывает, и все по новой. Самое сложное было не опустить руки и понимать, что каждый тобой собранный мешок мазута точно не попадет обратно в море. Кто-то уходит, кто-то приходит, поток волонтеров большой, но рук точно не хватает».
Как спасают птиц в Анапе 
Неравнодушны к проблеме остались и члены Общественной палаты Тульской области.  

В течение первых двух дней пребывания в Анапском районе, известный тульский экоактивист Вадим Баранов работал на Бугазской косе. Так как задачей волонтеров была уборка в труднодоступном месте, куда не может проехать техника, весь процесс осуществлялась вручную. 
Фото: ТРОО «Экологическая защита»
«После шторма на берег со дна моря выбрасывается много мазута. Его засыпает песком, и найти большие куски среди этой песчаной массы непросто. Кроме того, мазут очень тяжелый, и выносить его в мешках — задача не из лёгких. Но мы стараемся», — рассказывает Баранов.
Сейчас общественнику предстоит работа в центре спасения птиц. В этом направлении работы, отмечает, очень не хватает людей.
«Крик гагары похож на плач ребёнка, и когда ты его слышишь от птицы, которая вся залита мазутом, сердце начинает сжиматься. Очень тяжело видеть такое большое количество птиц, которых привозят в центр, с забитыми мазутом ноздрями, с полным клювом этой гадости, почти полностью испачканных. Много птиц краснокнижных», — делится впечатлениями чиновник.
После того как волонтеры отыскивают птицу, нуждающуюся в помощи, ее отправляют в специальный центр, где пернатых осматривает ветврач. 
Фото: ТРОО «Экологическая защита»
«Происходит первичная обработка, мазут удаляется из ноздрей и клюва, много мазута скапливается под языком. После этого птицам зондом вводится сорбент, закапываются капли в глаза, а уже после вместе с крахмалом удаляются крупные загрязнения. В завершении начинается тщательное мытье специальными моющим средствами». 
Весь процесс, отмечает спикер, длится от одного до двух часов, в зависимости от загрязнения птиц. После этого их относят в стационар, где им уже оказывается более квалифицированная помощь и лечение.

Чтобы избежать заражения птиц, волонтеры работают в респираторах и перчатках, которые меняются после каждой процедуры. 

Работа в центре нелегкая, однако Баранов отмечает хорошую организацию размещения и питания добровольцев.

Фото: ТРОО «Экологическая защита»
При этом некоторые добровольцы работают без перерывов, в том числе по двое суток без отдыха. Но спасти всех птиц все равно не удается – слишком велик масштаб бедствия.
«Птиц привозят очень много, большое количество — слабых, которым сразу начинают делать уколы, но не все, к сожалению, доживают до помощи», — говорит Вадим Баранов. 
Член Общественной палаты Тульской области связывает такое положение дел с недостаточным количеством людей. 
«Рук не хватает. После новогодних праздников и выходных дней многие волонтеры разъехались. Завтра мы опять будем спасать наших пернатых друзей», – написал на своей странице Вконтакте спикер. 
Член комиссии по экологии и сельскому хозяйству Общественной палаты Тульской области Екатерина Олейник изначально помогала волонтерскому штабу дистанционно. Она координировала работу в соответствии с графиком дежурств, общалась с волонтерами и давала инструкции.
Сейчас же Олейник и сама работает рядом с волонтерами на побережье Черного моря. 
«Взяла отпуск на две недели и уехала в Алушту помогать волонтерскому штабу по спасению птиц, пострадавших от мазута. Не теряйте!», – поделилась информацией Олейник  в социальных сетях. 
Восстановление курортов
«Сколько времени уйдет на восстановление Анапы?», — вопрос, волнующий многих. Однако, как бы ни хотелось скорее ликвидировать последствия катастрофы, прогнозы неутешительные.
Как сообщила телеграм-каналу Mash советник главы экологического общества Светлана Ковалевская, песок с пляжей Анапы будет токсичным минимум 10 лет. Именно столько времени требуется природе на восстановление после экологического бедствия.
Автор: Дарья Дмитриева
Подписывайтесь на ТСН24 в