«Если сапёр перестал бояться, значит, ему пора менять профессию»: интервью с инженером спасательной группы Артемом Горелым – о «кошках», ловушках и разминировании Курской области

Фото: ГУ МЧС России

21 января в России отмечается День инженерных войск — профессии, которая считается одной из самых сложных и опасных. Люди, занимающиеся этой работой, называются саперами, специалистами по разминированию и взрывотехниками. В МЧС России специалистов, занимающихся обезвреживанием взрывоопасных предметов как в условиях военных действий, так и в мирное время, называют пиротехниками. Тульская служба новостей поговорила с Артемом Горелым, инженером спасательной группы проведения пиротехнических и взрывных работ, который рассказал о непростой службе, в том числе помощи по разминированию Курской области.

О профессии пиротехника

В Тульском спасательном центре Горелый работает чуть больше трех лет.

Как вы стали пиротехником?

Я выпускник Академии гражданской защиты МЧС России и по окончании получил распределение в Тульский спасательный центр. Я выбрал стезю пиротехника. По своей специфике работы мы больше занимаемся деятельностью саперов.


Пиротехник больше относится к структуре МЧС. Как правильно звучит ваша должность и где вы работаете?

Моя должность — инженер спасательной группы проведения пиротехнических и взрывных работ. Мы занимаемся разминированием взрывоопасных предметов: ударных дронов, артиллерийских снарядов, миномётных мин, а также противопехотных и противотанковых мин.


Как выглядит ваш обычный рабочий день?

Несмотря на то, что мы находимся в структуре МЧС, мы военнослужащие. В повседневной деятельности занимаемся поддержанием боевой готовности, боевой техники, учебными занятиями, согласно плану подготовки.

В фильмах часто показывают, как обезвредить взрывчатое устройство с накалом волнения. В вашей работе встречаются такие задачи, как правильно обезвредить то или иное устройство?

Есть определённый перечень действий при работе с теми или иными взрывоопасными предметами. Также мы действуем в соответствии с нормативной документацией и программами обучения нашего подразделения. Эта работа в команде: мы обсуждаем с коллегами, как будем проводить операцию с тем или иным устройством.


Большинство книг по сапёрной работе создавались во времена Второй мировой войны и во многом устарели. К тому же на сегодняшний день даже к стандартным взрывным устройствам, таким как противопехотная мина, используются различные средства неизвлекаемости. Это мины-ловушки, которые действуют по принципу разгрузочного действия. Если не рассчитать эти моменты в процессе извлечения, может произойти детонация мины-ловушки, а затем и основного взрывного устройства.

Также осложняет задачу современные средства вооружения. На сегодняшний день все они засекречены, получить информацию о их внутренней составляющей невозможно. Мы сталкиваемся не только с постсоветским или российским вооружением, но и с вооружением западных стран.

Ваша профессия очень опасная. Каково это — идти на очередное разминирование? Какие чувства у вас это вызывает?

По началу это всегда страх, небольшой мандраж. У нас есть такая примета: если сапёр перестал бояться, значит, ему пора менять профессию.


Какие навыки вы считаете наиболее важными для сапёра?

Как таковых навыков нет, потому что это работа довольно специфичная, и в повседневной жизни никто с этим не сталкивается. Главное, чтобы это был не глупый человек, который понимал бы, прежде всего, опасность. Сапёр отвечает не только за свою жизнь. Один подрыв унесёт одну жизнь, но если эта работа ведётся в городе, как это было в Курске, где мы проводили разминирование зданий, то за одну ошибку могут пострадать ещё и твои товарищи.


Человек должен понимать всю опасность этой работы и давать себе отчёт о своих действиях. Также сапёр должен быть физически здоровым, потому что броня весит примерно 30 килограммов, и в ней нужно работать не 5-10 минут, а 7-8 часов. Важно хотеть разбираться в этом деле и заниматься изучением различных источников в свободное от работы время.

Какие меры предосторожности вы принимаете при работе со взрывчатыми веществами?

Нужно убедиться в том, что рядом никто не находится в опасности. Некоторые взрывоопасные предметы заранее сдёргиваются «кошкой», а какие-то — по возможности расстреливаются на месте с безопасного расстояния, находясь в полной экипировке и защищаясь баллистическим щитом. Также сейчас используются сбросы. Мы их применяем для уничтожения взрывоопасных предметов, которые могут быть оснащены большим количеством датчиков. Сейчас очень часто применяются платы, которые мы называем «джоники».


Они имеют более трёх датчиков и реагируют на приближение. Также часто встречаются датчики на металл: подошёл в броне, подъехала техника, приложил нож — произошёл подрыв.

Как проходят учения и помогают ли тренировки в работе?

Обучение начинается с основы сапёрного дела – изучения взрывчатых веществ, применяемых для уничтожения взрывоопасных предметов, а также тех, которые используются в системах вооружения.


Дорабатывается штатное средство на предмет неизвлекаемости и необезвреживаемости. Это самый тяжёлый предмет, потому что он заключается в понимании противника: насколько ты можешь предугадать его фантазию. Даже тот же шкаф можно открыть и получить взрыв, за счёт использования электровзрывной сети с применением любого китайского датчика. В этом и состоит опасность. Прежде чем приблизиться к подозрительному предмету или местности, всегда используется «кошка». На такие моменты 20 метров — это безопасное расстояние.

О командировке в Курскую область

Расскажите подробнее о своей работе в Курской области. Сколько устройств удалось разминировать? Каких?

Работали с фугасными авиационными бомбами. В основном, работа велась с западной системой вооружения. Это РСЗО «HIMARS» – высокомобильные артиллерийские ракетные системы, кассетные суббоеприпасы М77 кумулятивно-осколочного типа, различные артиллерийские снаряды и ударные дроны.

Сколько человек принимало участие в операции?

15 военнослужащих.

Так мало? Или для такого дела не нужно много людей?

В работе активно участвуют две группы ежедневно. На одном участке группа отрабатывает 1-2 заявки в день. При необходимости, при выполнении масштабных работ по обезвреживанию значительной территории принимал участие весь личный состав сводного отряда разминирования МЧС России.

Сколько дней приблизительно заняло оказание помощи Курской области?

На данный момент мы работали 3 месяца. За это время силами сводного отряда было обезврежено и уничтожено 1354 взрывоопасных предметов. Разминирование не прекращается. Работы там только прибавится, как только произойдёт освобождение территории. Позиции будут очень тщательно проверяться, потому что за это время могло остаться множество различных средств поражения.


Какие советы дадите гражданам по безопасности? Сейчас дроны долетают и до Тульской области. Как себя вести в этот момент?

Конечно, нужно найти безопасное место. Тем, кто уже находится в здании следует спуститься на нижний этаж, в подвал или паркинг. Оставаясь в квартире, следует разместиться в помещении без окон между несущих стен, лучше всего в ванной комнате. Ни в коем случае нельзя подходить к окнам. Если человек на улице, то следует немедленно укрыться в ближайшем здании, в подземном переходе или на подземной парковке.

Дроны ни в коем случае не нужно трогать, а также подходить к ним ближе, чем на 10 метров. Одно дело — мы подходим в бронированном костюме, когда защищены основные органы и жизненно важные артерии. Рядом находится медработник или товарищ, который всегда поможет наложить жгут и не даст истечь кровью; с артерией это может произойти буквально за 3 минуты. Обычному человеку не стоит шутить с этим.

При попадании дрона на территорию вашего участка или дома, нужно обратиться в службу спасения. Не подходить и эвакуироваться с места обнаружения взрывоопасного устройства до прибытия специалистов.


Автор: Людмила Зеленкова
Подписывайтесь на ТСН24 в