Надоело: почему часто хочется что-то менять в жизни, и как стать более усидчивым – мнение психолога

Фото: Freepik.com
Несложно делать несколько дел одновременно, куда сложнее их закончить. Современным людям все сложнее удерживать концентрацию и найти то дело, которое будет долго приносить удовольствие. Психолог Мария Прудкая объяснила, почему люди часто ищут перемены в жизни, как стать усидчивее, научиться завершать дела и как приучить к этому ребенка. 

Почему не получается доделать начатое 

Многие люди жалуются, что не могут доводить дела до конца. Им быстро все наскучивает, а потому их преследуют перемены: смена сферы деятельности, хобби и чего-то другого в жизни. Желанию что-то изменить и неспособности сконцентрироваться на одной задаче есть объяснение. 

По словам специалиста, основной причиной является перегрузка информации. 
«Наш мозг переключается между задачами, уведомлениями и соцсетями также, как станции на радио сменяют друг друга каждые пару секунд. В итоге он устаёт от такой многозадачности, а сосредоточиться на чем-то одном становится сложно», — приводит сравнение спикер. 
Долго удерживать внимание на чем-то одном мешает и страх неудачи или отсутствие чёткого смысла в том, что человек делает. 
«Энтузиазм будет быстро угасать, если вы начинаете что-то делать просто потому, что нужно, но не понимаете, зачем это вам. То же самое происходит, если цель не ваша», — объясняет эксперт. 
Желание сменить вид деятельности может быть вызвано рутиной. 
«Так бывает, что сначала интересно, но потом все будто стало рутиной. Это нормально. Нашему мозгу нравится узнавать новое, а как только принцип работы становится понятным, включается скука», — отмечает психолог. 
Однако, продолжает Мария Прудкая, именно в момент рутины происходит главное развитие, так появляются навыки и мастерство. Если же идти по верхушкам, люди просто кормят себя дофамином и эндорфином. 

Неусидчивые зумеры

Кажется, что молодое поколение все больше подвержено неумению держать концентрацию. Все больше люди шутят про себя, что у них СДВГ. Но что так повлияло на молодежь?

Молодое поколение, отмечает специалист, гораздо чаще сталкивается с неусидчивостью. Дело в том, что они выросли уже в эпоху глобального Интернета, где все работает быстро, мозг требует постоянной новизны, а информацию они с детства привыкли получать за пару секунд. Играет свою роль и клиповое мышление, то есть восприятие информации короткими кусочками. Так, вместо чтения книги, предпочтение отдадут краткому содержанию, вместо же долгих раздумий над сложной задачей, выберут переключиться на короткие обучающие видео в социальных сетях. 

О том, как клиповое мышление влияет на людей, читайте здесь. 
При этом, психолог подчеркивает, важно понимать, такой подход не значит, что молодые люди ленивее или хуже, чем прошлое поколение. 

«Это привычка, которую сформировала та среда, в которой они живут. При желании ее можно поменять», - заявляет эксперт. 

Как доделать дело до конца

Для того, чтобы понять, действительно ли нужно доделать дело до конца, прежде всего, уверена психолог, необходимо ответить себе на следующие вопросы:

•  Почему я хочу это сделать? 
•  Это моя цель или навязанная? 
•  Почему для меня это важно? 
«Иногда мы берёмся за дела, которые нам вообще не нужны и не важны. Так, кто-то может начать учить иностранный язык только потому, что это сейчас модно. На самом же деле, конкретно этому человеку это может быть не нужно. Если дело не нужно и не приносит пользы, отпускайте. Не надо себя мучить», — настаивает спикер. 
В случае, если вы понимаете, что цель важна для вас, но на нее не хватает сил, Мария Прудкая делится рекомендациями:
•  Разбивайте задачу на маленькие шаги.
«Написать диплом — это большая цель, а составить сегодня план для работы — задача поменьше. Чем больше вы дробите цели на маленькие задачи, тем быстрее вы придете к выполнению задуманного. Это факт реальности», — говорит эксперт. 
•  Хвалите себя за каждый пройдённый этап.
«Даже если вы сделали совсем немного, это уже шаг вперёд. Любой маленький шаг следует сопровождать благодарностью и похвалой к себе.  Когда мы хвалим себя, мы соединяемся со своим глубинным нутром, которое начинает нам подсказывать, помогать и идти с нами в одном направлении. Все любят, когда их хвалят, хвалите себя», — советует психолог.  
•  Используйте правило десяти минут. 

Начать заниматься делом хотя бы по 10 минут в день стоит хотя бы просто ради эксперимента, уверяет специалист. Обычно этого достаточно, чтобы втянуться. 
«Может показаться, что десять минут ничего не дадут, однако это время будет приносить глобальное удовлетворение. Плюс ко всему, по чуть-чуть, в конце вы придете к большой цели», — делится способом эксперт.
•  Напоминайте себе, что рутина — это часть пути. 

Любое большое дело, уверяет специалист, состоит из маленьких скучных этапов. Мастерство же — умение эти этапы пройти. 

•  Будьте честным с собой. 

Если вы каждый день заставляете себя идти на нелюбимую работу, эта история уже не про дисциплину, а про пересмотр жизненных приоритетов, объясняет разницу Мария Прудкая. 
«Когда вы двигаетесь туда, куда хотите, вы точно это понимаете. Это ваша цель, а поэтому вы понимаете смысл того, что делаете. Для достижения желаемого результата выстраиваете план и дисциплину.  Говоря же глобально о том, что вы делаете что-то, чего не хотите, это является не дисциплиной, а насилием себя», — заявляет спикер. 
Как приучить к усидчивости ребёнка 
Приучить ребенка к усидчивости можно, уверена специалист. На самом деле это даже проще, чем кажется.  
«Важно помнить, дети не рождаются усидчивыми. Наша природа заключается в движении, а изначально каждый ребенок активный. Конечно, есть дети с определенным складом характера, но, как правило, пока маленькие, они подвижны. И это навык, который можно развить, особенно быстро, в детстве», — настаивает эксперт. 
Мария Прудкая перечислила действия, которые помогут развить усидчивость ребенка:

•  Игры.  
«Маленьким детям легче концентрироваться, если задача выглядит, как игра. Например, вместо того, чтобы сказать: «Собери игрушки», можно предложить устроить соревнование: кто быстрее уберёт машинки. Также можно предложить такой вариант: «Давай ты уберёшь сейчас синие машинки, а я — красные», — советует специалист. 
•  Давайте задачи по возрасту. 

По словам эксперта, важно учитывать индивидуальное развитие ребёнка и смотреть, насколько его развитие соответствует тому возрасту, на который рассчитан определенный тип задач. 
«Каждая мама понимает, на каком уровне находится ее ребенок. Если же ему еще не даются некоторые задачи для его возраста, не стоит на этом зацикливаться», — уверяет психолог. 
Но бывает перекос и в другую сторону, когда мама уверена, что ребенок справиться с той задачей, для которой мозг малыша еще не сформирован. 
«Например, история о том, что двухлетний ребенок специально хватает за юбку. Это ошибочное мнение. У ребенка еще мозг не дозрел для того, чтобы делать что-то специально. Эта функция еще не развита», — рассказывает специалист. 
Пятилетний же ребенок, приводит другой пример спикер, вряд ли сможет сосредоточиться дольше 10-15 минут. Так, время стоит увеличивать постепенно, учитывая особенности своего ребенка. 
«Если вы знаете, что ребенок не может усидеть дольше пяти минут, значит начинайте с этого времени», — говорит эксперт. 
•  Хвалите за старания. 
«Вместо «Молодец, ты построил башню», скажите: «Ты так старался её построить!». Это учит ребёнка ценить процесс, а не результат», — заявляет психолог. 
Подчеркивая тот процесс, в котором ребенок был, вы отражаете, что вы его видели и цените это.  Ребенок отражается через вашу оценку.
•  Сами будьте примером.
«Если вы постоянно отвлекаетесь на телефон, ребёнок будет делать то же самое. Покажите малышу, что вы можете спокойно сосредоточиться на одном деле. Для этого отложите телефон, сделайте что-то, и только потом возьмите телефон снова», — советует спикер. 
•  Учите ребенка отдыхать. 
«Концентрация, как мышца. Ее нельзя перенапрягать. Если ребёнок устал, важно дать ему передохнуть. Так, если малыш хочет подвигаться, позвольте ему. Важно давать ребёнку тот отдых, который он хочет», — заявляет психолог. 
Однако большим вопросом является просмотр мультиков в качестве отдыха. Специалист отмечает, на эту тему очень много споров. Движение же всегда будет полезным. 

Стоит ли требовать от детей, чтобы они всегда доводили дела до конца? 

По мнению Марии Прудкой, не обязательно заставлять ребенка всегда заканчивать начатое. Однако очень важно ориентироваться на ребёнка, смотреть за ним и наблюдать, комфортно ли ему в этом процессе. 
«Если ребёнок начал лепить поделку, а через время устал, это нормально. Если же он берется за каждое новое дело и тут же бросает, следует мягко корректировать и учить завершать задачи. Например, можно предложить доделать дело вместе, после чего ребенок сможет поиграть», — говорит специалист.  
В качестве примера, психолог рассматривает ситуацию с собственным ребенком. 
«Сыну интересно строить конструкторы настолько, что он может ни есть, ни пить, ни ходить в туалет, пока не достроит. В случае с конструкторами с другой спецификой, где детали нужно клеить еще на клей, процесс дается ему тяжелее. Тогда он выделяет определенное время в течение дня для постройки, после чего делает перерывы и отдыхает. Я вижу, что такой конструктор строится медленней, но ребенок продолжает идти к завершению цели, просто другим путем», — делится историей Мария Прудкая.
Эксперт повторяет, необходимо наблюдать за ребенком и комфортным ему темпом. Ведь страсть, когда ты не можешь ни есть, ни пить, ни спать, это тоже перекос. Базовые потребности должны быть закрыты. 

Главное, уверена специалист, не ругать ребенка, а, поддерживать усидчивость. Она формируется не за один день.

Ранее Тульская служба новостей рассказывала, может ли грусть быть полезной. 
Автор: Дарья Дмитриева
Подписывайтесь на ТСН24 в