Гадают на кредитных картах и ездят на конских ценниках: как определить инфоцыганство и исчезнет ли оно когда-нибудь – мнение маркетолога
На улицах нас встречают промоутеры, в заведениях – консультанты, звонят по телефону – операторы-«продажники», а вот в интернете встречают инфоцыгане. И никуда не деться ни от них, ни от их «полезных» предложений. Но какими методами они заманивают наивных и не очень покупателей? Откуда они вообще взялись? На эти вопросы Тульской службе новостей помогла руководитель отдела по работе с клиентами маркетинговой компании «Имиджмарк» Юлия Бардукова.
Как объясняет эксперт, инфоцыганство – явление сравнительно новое, но корни его уходят в глубокую древность. Сам термин возник как сленговое обозначение людей, которые продают информацию и знания (чаще всего сомнительной ценности) по завышенной цене.
Эксперт отмечает, что инфоцыгане мастерски используют базовые принципы психологии в сочетании с маркетингом, например:
Эти методы действительно заставляют человека чувствовать дискомфорт, тревогу, иногда стыд. Это вынуждает покупать продукт, чтобы «избавиться» от этих ощущений.
«Меня раздражает, что это явление загрязняет рынок образовательных услуг, где действительно есть стоящие курсы и программы. Например, чтобы найти курс для самообучения, приходится пролистывать кучу бесполезной информации – продающих обложек с данными из первых строчек Яндекса», — говорит Бардукова.
Говоря о будущем инфоцыганства, эксперт подчеркивает, что этот вид заработка вряд ли исчезнет полностью. Пока у людей есть мечты, страхи и лень, будут те, кто на этом наживается. Чем хуже обстоят дела с уровнем жизни, тем больше людей хочет это изменить. Однако в долгосрочной перспективе аудитория учится определять настоящую ценность услуг. Регулирование рынка, отзывы, разоблачения и прозрачность образовательных услуг постепенно вытеснят инфоцыганство с передовых позиций.
«Резюмируя, инфоцыганство – это проблема, которая развивается вместе с технологиями. Но со временем общество научится её фильтровать, как это было с другими формами мошенничества. Ни одно развитие не проходит без сопутствующих проблем», — заключает Бардукова.
Также Тульская служба новостей рассказывала о том, какие методы обмана сейчас используют мошенники.
Как объясняет эксперт, инфоцыганство – явление сравнительно новое, но корни его уходят в глубокую древность. Сам термин возник как сленговое обозначение людей, которые продают информацию и знания (чаще всего сомнительной ценности) по завышенной цене.
«В современном виде – это онлайн-курсы, тренинги, марафоны, менторства и коучинги, которые обещают быстрый успех, богатство или личностный рост. На деле же покупатель часто получает либо информацию, которая легко доступна в бесплатных источниках, либо мотивационный контент, рассчитанный на эмоциональное воздействие, но малоприменимый на практике», — объясняет Бардукова.Зачастую мы можем столкнуться с блогерами-миллионниками, которые, как утверждает эксперт, обращаются в специальные компании, чтобы им придумали и оформили полный курс, который они далее будут продавать массам. С другой стороны, сейчас наживаются и на самих инфоцыганах, продавая один и тот же курс нескольким блогерам. «Вот такой вот Уроборос получается», — посмеивается спикер.
Эксперт отмечает, что инфоцыгане мастерски используют базовые принципы психологии в сочетании с маркетингом, например:
- Создание чувства дефицита: «Только сегодня! Осталось 3 места!». Это давление на страх упущенной выгоды.
- Обещание быстрого результата: «Стань миллионером за месяц», «Похудей на 10 кг за неделю». Здесь срабатывает желание получить всё и сразу.
- Социальное доказательство: отзывы «успешных учеников», постановочные фото и видео. Это создаёт иллюзию, что метод работает.
- Манипуляция страхами: давят на страх остаться нищим, непривлекательным или нереализованным, если не купить их продукт.
- Авторитетность: использование громких слов вроде «эксперт», «лидер», «тренер», часто без подтверждающего бэкграунда.
- Создание комьюнити: участие в группах, чатах марафонов вызывает иллюзию принадлежности к «успешным людям».
- Игры с самооценкой: сначала человеку внушают, что он недостаточно хорош, а потом предлагают решение его «проблем».
Эти методы действительно заставляют человека чувствовать дискомфорт, тревогу, иногда стыд. Это вынуждает покупать продукт, чтобы «избавиться» от этих ощущений.
«С точки зрения классического маркетинга, их методы, скорее, аморальны. Маркетинг учит понимать потребности аудитории и предлагать реальное решение её проблем. Инфоцыганство, напротив, часто создаёт фальшивую проблему (или преувеличивает её) и предлагает ложное решение. Это подрывает доверие к образовательному и коучинговому рынку в целом», – говорит Бардукова.Эксперт считает, что инфоцыганство – это паразитирование на слабостях людей. Конечно, иногда оно может давать мотивацию, необходимую для жизненного старта, но чаще всего это обман, который оставляет людей разочарованными и с неприятным осадком в душе.
«Меня раздражает, что это явление загрязняет рынок образовательных услуг, где действительно есть стоящие курсы и программы. Например, чтобы найти курс для самообучения, приходится пролистывать кучу бесполезной информации – продающих обложек с данными из первых строчек Яндекса», — говорит Бардукова.
Говоря о будущем инфоцыганства, эксперт подчеркивает, что этот вид заработка вряд ли исчезнет полностью. Пока у людей есть мечты, страхи и лень, будут те, кто на этом наживается. Чем хуже обстоят дела с уровнем жизни, тем больше людей хочет это изменить. Однако в долгосрочной перспективе аудитория учится определять настоящую ценность услуг. Регулирование рынка, отзывы, разоблачения и прозрачность образовательных услуг постепенно вытеснят инфоцыганство с передовых позиций.
«Резюмируя, инфоцыганство – это проблема, которая развивается вместе с технологиями. Но со временем общество научится её фильтровать, как это было с другими формами мошенничества. Ни одно развитие не проходит без сопутствующих проблем», — заключает Бардукова.
Также Тульская служба новостей рассказывала о том, какие методы обмана сейчас используют мошенники.
Автор: Иван Евдокимов