«Читатель и автор во мне смотрят в сторону беспросветной тьмы»: автор хоррор-книг Александр Подольский – о классике жанра, штампах и ужасах, которые можно почитать и в новостях

Фото: Freepik.com
Тула вошла в топ городов по количеству авторов, которые пишут книги в стиле хоррор. В оружейной столице их оказалось 43% от общего числа писателей. В беседе с ТСН24 Александр Подольский, писатель, член Ассоциации авторов хоррора, один из основателей вебзина DARKER, а также создатель популярного конкурса «Чёртова дюжина» рассказал, как создать хороший хоррор, удержать внимание читателя и самому начать писать книги. 

Как заинтересовать читателя?

По словам автора, универсального способа, который увлечет читателя, не существует. Так, одни ждут захватывающих событий уже на первой странице книги, а других больше привлечет медленное погружение в атмосферу произведения. 
«Главное тут выдержать некий баланс: не дать заскучать с самого начала и чем-то зацепить. Про язык я даже не говорю, это подразумевается само собой. Интересная история, пересказанная неумелым рассказчиком, очень быстро перестанет быть интересной. Так что исполнение тоже очень важно», — уверен писатель.
Если же говорить о писательских приемах, спикер отмечает, можно выделить ударное начало. 
«Когда в первом же предложении автор вешает крючок, который тащит читателя дальше по тексту. «Убить ведьму предложил Юрец» — так начинается мой рассказ «Нечистые» (18+), и, если судить по оценкам и отзывам, это чуть ли не лучшее моё произведение. Вот тут «ударное начало» сработало на все сто», — объясняет технику Александр Подольский.

Правила и хитрости для создания хорошего хоррора

Хороший хоррор, уверяет автор, прежде всего должен быть хорошей литературой. Поэтому необходимо следовать мультижанровым требованиям, например, языку и стилю. Однако у хоррора, предупреждает писатель, своя специфика. 

«История должна пытаться напугать. Не так уж важно, получилось или нет, но если автор даже не пробует растормошить сидящие внутри страхи, опасения и тревожности, вряд ли он пишет именно хоррор», — говорит специалист.

Вдохновение

«Счастливая семья переехала в новый, немного жутковатый и ветхий дом. Первым странности замечает ребенок, но взрослые не верят в происходящее» или «На День Рождения девочке подарили антикварную куклу. С тех пор поведение малышки изменилось, а семью преследуют несчастья». Подобные завязки многие сочтут классикой жанра, однако, рано или поздно разнообразия захочется как любителям хорроров, так и тем, кто их создает. Где же черпать вдохновение для создания нового сюжета? 

Идею для будущего произведения, заявляет писатель, найти можно где угодно. 
«Идеи лежат повсюду, надо просто смотреть по сторонам. У меня пара рассказов родились из случайно услышанных слов или замеченных где-то образов. К примеру, я услышал в разговоре слово «Колумбарий» и понял, что хочу написать рассказ с таким названием. Ну и написал. А в итоге это слово ушло в название моего авторского сборника», — вспоминает автор.
В качестве еще одного примера Александр Подольский рассказывает о свежей публикации — рассказе «Грязная кровь» (18+) из антологии «Твои личные страхи» (18+). В основу сюжета легли реальные истории. Причем такие, добавляет писатель, о которых большинство не хотело бы даже вспоминать.
«Но это же наша история, никуда от нее не деться. И если в ней покопаться, можно вдохновиться на целую пачку сюжетов. Исторический хоррор в последние годы — один из самых популярных поджанров», — отмечает автор.

Так больше не работает

Порой литературные произведения и кинематограф знакомят читателей и зрителей с героями, которые кажутся уже известными. Меняется лишь их описание и внешний вид. Использование клише упрощает работу создателям произведений и помогает лучше показать характер персонажей через уже понятные образы. Однако некоторые люди уже пресытились подобными решениями авторов и режиссеров, поэтому больше не хотят предугадывать сюжет, а ищут новые истории, непохожих персонажей и неожиданные концовки. Так какие же шаблоны и клише больше не интересуют любителей хорроров?

По мнению писателя книг ужасов, чтобы разобраться, необходимо проводить отдельное исследование. Очевидно лишь, что читателям (да и кинозрителям) уже поднадоели истории с переездом героев в условный «плохой дом». Это штамп из штампов. Но, отмечает автор, есть нюанс. 
«Любую историю, пусть даже тысячу раз рассказанную, можно подать по-новому. Со своей изюминкой. Так что иногда штампы могут стать основой для чего-то более классного. Всё зависит от того, как автор эту тему раскроет», — уверяет Александр Подольский.
Как создать гнетущую и ужасающую атмосферу только при помощи текста?
При просмотре фильмов ужасов гнетущую атмосферу помогают создавать и игра актеров, и декорации, и музыкальное сопровождение, чередующееся с оглушающей тишиной. При прочтении же книг в этом жанре, все зависит исключительно от текста и фантазии читателя. Чтобы произвести нужное впечатление, автор рекомендует больше внимания уделять деталям, потому что именно из мелочей складывается общая картина. 
«Описывайте погоду, окружение, внутреннее состояние героев. Каждый листик, дрожащий на ветру, может сработать вам в плюс. И не стоит писать «Васе было страшно», это так не работает. Нужно показать, почему Васе стало страшно — что он пропустил через себя, почему затревожился, на какие детали обратил внимание?», — советует писатель.  

Придерживаться плана или дать свободу фантазии?

«Бытует мнение, что хороший автор и впрямь сразу должен знать, чем закончится история. Слышал это от очень уважаемых и популярных писателей. Но если честно, в корне с этим не согласен», — признается Александр Подольский. 
Большинство собственных историй, делится автор, рождались по ходу дела: без плана, проработанных героев и заранее заготовленных сюжетных финтов. Людям же, отмечает спикер, вроде нравится. 
«Я сторонник идеи, что история может легко меняться по ходу повествования, и герои тоже могут забить на изначальный план автора. В моей практике такое бывало много раз», — говорит писатель.

Целевая аудитория хоррор-книг

По мнению Александра Подольского, в основном целевой аудиторией жанра являются люди, стремящиеся убежать от ужасов реальности. 
«Прочитал про оборотней или вампиров и на минутку забыл про свои настоящие проблемы. Не то чтобы это рабочая тема, но эскапизм никто не отменял. Поэтому хоррор, как грязное отражение нашей реальности, будет актуален всегда», — рассуждает автор.

Что страшнее – ужасы реального мира или фантазийного? Убийства и реальные преступления или призраки и вампиры?

Сам писатель знает, что призраков и вампиров не существует, а потому реальные преступления — страшнее. Если же проецировать это на творчество, автор уверен, всё зависит от читательских предпочтений. 
«Знаю тех, кто «маньячный» хоррор вообще не воспринимает, мол, такое я и в новостях почитаю. А вот всякие «Астралы» и «Заклятия» они смотрят пачками, верят в потустороннее и шлют эсэмэски в «Битву экстрасенсов». Как говорится, каждому своё», — говорит Александр Подольский.

Каждый может написать книгу?

Технически, говорит автор, любой может написать книгу. Вопрос в том, будет ли ее кто-то читать? Ведь самое важное — это показатель. 
«Если книга написана для мамы, бабушки и пары-тройки друзей, у автора амбиций нет, то и вопросов нет. Но если есть замашки на нечто большее, то тут и спрос другой», — заявляет профессионал.
По словам Александра Подольского, чтобы написать хорошую книгу, да еще и на широкую аудиторию, нужно что-то собой представлять. Для этого не обязательно проходить литературные курсы, но нужно набраться опыта. Это могут быть сетевые курсы или различные мастер-классы. 
«Главное, получить первую порцию отзывов, и не от друзей-родных, а от незнакомых людей. А дальше сделать правильные выводы», — уверяет писатель.

Советы новичкам

По мнению автора, начинающим писателям в работе над произведениями помогут стандартные рекомендации: много читать и много писать. 
«Читать в идеале надо разные жанры, не только то, к чему душа лежит. Условно: зарубежный хоррор чередовать с русской классикой. Со временем это прокачает и собственный стиль», — уточняет Александр Подольский.

Блиц 

Почему вы пишете именно в жанре ужасов? Повлиял ли на это жизненный опыт?

Я с детства воспринимал чтение как повинность, как раздражающее школьное задание по литературе. Но однажды открыл для себя Стивена Кинга и вдруг понял, что читать можно и для удовольствия. С тех пор всё изменилось. 
Я стал запоем читать практически всё, что было в домашней библиотеке. Это уже не было «заданием на лето», я читал по собственному желанию и мог прочесть книгу за один день. Но в приоритете всегда оставался Кинг, на долгое время любимый писатель и в чем-то даже учитель. 
И когда я вдруг решил попробовать себя в качестве автора, о выборе жанра речи не шло. По сути, я пишу то, что хотел бы сам прочитать. Читатель и автор во мне смотрят в одну сторону. В сторону беспросветной тьмы.
Вы бы хотели, чтобы по вашему произведению сняли фильм или сериал?
А кто бы не хотел? Это совсем другой уровень, в том числе и по части гонорара. Другое дело, что киношники могут по-своему всё адаптировать, и от изначального сюжета ничего не останется. Вот такого хотелось бы избежать. Но сам факт экранизации — это очень круто для любого автора.
К слову, мой рассказ из помянутой антологии «Твои личные страхи» вполне кинематографичен, и его легко можно представить как отдельным фильмом, так и эпизодом сериала. И даже новым сезоном уже действующего сериала (тут без спойлеров). 
Киношники, если что, обращайтесь!

Ранее Тульская служба новостей рассказывала, могут ли предпочтения в кино и книгах рассказать о характере человека. 
Автор: Дарья Дмитриева
Подписывайтесь на ТСН24 в