Лыба, гыба и ры-ры-рыба: передается ли картавость по наследству, всегда ли в заикании виноват испуг, и как избавиться от проблем с речью – большой гайд от логопеда

Фото: Freepik.com
Большое внимание в любом возрасте уделяют тому, как говорит собеседник. Важно не только правильное построение предложений и умение говорить связно и красиво, но и ее «чистота». Это даже не о том, чтобы во время разговора не проскакивали непристойные словечки, а об отсутствии заиканий и умению выговаривать букву «р». Особенно переживают на этот счет родители дошкольников. Учитель-логопед Наталья Афонина рассказала, почему малыши заикаются и картавят, и можно ли это исправить уже во взрослом возрасте. 

Почему некоторые люди заикаются? 

Если раньше у ребенка не возникало проблем с речью, он говорил плавно, но вдруг начал «спотыкаться» в начале или середине слова, повторять звуки, а после перестали «получаться» многие слова — сам малыш становится раздражительным и нервным, может начать переживать и плакать из-за того, что не выходит выговорить нужное слово. Родители же настораживаются, а предположительной причиной считают испуг. 
«Большинство людей до сих пор уверены, что испуг — основная причина заикания. Был малыш здоров, весел, и вдруг злая собака на улице его облаяла. «Это он от испуга заикается», — вздыхает старшее поколение. Увы, все не так просто. Вы только представьте, сколько людей, и детей в том числе, ежедневно испытывают сильный стресс. Одного собака облаяла, другого незнакомая тетя поругала. Третий и вовсе оказался рядом, когда старший брат решил петарду взорвать. Но заикаться начинает далеко не каждый», — настаивает спикер. 
Наиболее вероятной причиной заикания принято считать наследственность и особенности нервной системы ребенка, уверяет учитель-логопед. 
«То, что заикание может передаваться по наследству — научно подтвержденный факт. Если один ребенок в семье заикается, в 18% случаев недуг развивается и у второго малыша. Мальчики страдают заиканием в 4 раза чаще девочек, что тоже наводит на мысли о биологической природе болезни», — рассказывает Наталья Афонина. 
Причину заикания стоит искать в биологии, а именно в неправильной работе головного мозга, его речевых центров в том случае, если ребенок заикается постоянно, а его трудности никак не связаны с погодой, волнением или присутствием посторонних.

Лечение

Учитель-логопед рекомендует родителям не медлить, и показать ребенка специалисту: педиатру или неврологу. 
«Именно врачи будут разбираться в том, что спровоцировало заикание. А вот «лечить» ребенка будет уже учитель-логопед», — уточняет эксперт. 
Специалист уверена, комплексный медико-педагогический подход поможет. Согласно статистике, в 90% случаев заикание возникает у детей от 2 до 7 лет. Только 1% взрослых продолжает заикаться, а это значит, что заикание лечится, причем довольно эффективно. 
«Самое главное — вовремя обнаружить проблему и не оставлять ребенка без помощи», — заявляет педагог.
Наталья Афонина дала несколько рекомендаций для родителей. 
•    Обратиться к медикам. Не отказываться от назначенной терапии. 
•    Обязательно получите консультацию логопеда. Лучше, если это будет логопед-заиколог.
«Соблюдайте его рекомендации и при необходимости начните системные занятия», - добавляет спикер. 
•    Немедленно, еще до встречи со специалистами, переведите малыша на «охранительный речевой режим». Многие детям хватает его, а симптомы, напугавшие маму, сами сходят на нет. 
«Как только заметите первые трудности в проговаривании слов, сокращайте, а лучше исключайте гаджеты и телевизор. Ваша задача — создать обстановку, в которой нервная система ребенка успокоится. Постарайтесь на время ограничить контакты. Детский сад, гости, даже прогулки на шумной детской площадке исключены. В ближайший месяц малыш должен говорить как можно меньше», - настаивает учитель.
Ребенку можно так и объяснить: «Твой голосок заболел. Ему нужно отдохнуть и набраться сил». Также необходимо помнить, большинство детей подражают взрослым. Дайте понять, что торопиться некуда, и ждите, когда ребенок закончит фразу. Это позволит не усугубить его состояние. 

Заикание или запинки? 

Заикание можно спутать с обычными запинками. Они наблюдаются у впечатлительных и очень развитых детей, которые многое хотят сказать, торопятся, а речевой аппарат пока не готов. От этого, отмечает специалист, возникают паузы в речи.
Чтобы отличить такое временное явление как запинки от заикания, учитель-логопед советует попросить малыша говорить четче и плавнее. 
«Речь ребенка с заиканием после такой просьбы, как правило, становится хуже. А вот у ребенка с запинками она улучшается», — уточняет эксперт. 
Если же вы обратились к врачу, а медик диагностировал заикание, отчаиваться не стоит. 
«Лучше несколько раз повторите про себя: «Элвис Пресли, Мэрилин Монро, Брюс Уиллис, сэр Исаак Ньютон, Цицерон...  Все эти люди страдали от заикания. Но они победили свой недуг. Значит, и у моего ребенка тоже получится», — рекомендует Наталья Афонина.
Почему некоторые люди картавят?
По словам специалиста, еще один запрос, с которым родители часто приходят к логопеду, это «картавость». Звук «р» так волнует пап и мам потому, что хорошо слышится. Даже взрослый, далекий от логопедии, понимает: что-то не так.
«И начинается! «Я у него прошу, скажи «рыба», а он «ыба» говорит. Разве это нормально? Послушайте!». Сидишь, слушаешь, а родители продолжают нагнетать: «У него двоюродная тетка картавая. Наверное, в нее пошел...»», - рассказывает педагог. 
И пока на семейном совете окончательно не осудили бедную тетю, логопед стремится внести ясность. 
«Заботливые взрослые должны знать, звук «р», как и его мягкая пара («рь»), относится к звукам позднего онтогенеза. Это значит, что произнести звук нелегко. Он не появится до тех пор, пока артикуляционные мышцы не окрепнут. Чтобы малыш «рычал», он должен поднять язычок наверх, за зубы, и подуть достаточно сильно... А это трудно», — объясняет Наталья Афонина.
Есть дети, которые «рычат» уже в три с половиной года, но все-таки большинство порадует родителей раскатистым «р» после четырех. Есть и такие детки, которые «зарычат» в шесть с половиной, за полгода до школы. И первый, и второй, и третий случай, уверяет эксперт, являются нормой. 
«Когда речь идет о картавости, главная задача любого родителя — не навредить», — заявляет логопед. 
Увы, отмечает Наталья Афонина, многие мамы торопят, понукают ребенка: «Ну скажи, скажи «р»: ррракета!». Трехлетка старается, но физиологически сделать требуемого пока не может. Выдыхает кроха, а язык не поднял. Звук звучит искаженно, неправильно, но мама все равно рада: «Почти получилось!». Она продолжает учить малыша и формирует привычку. Хороший, правильный звук «р» в этом случае может и не возникнуть. 
«Мама вроде довольна, окружающие понимают, но к моменту, когда «дозреют» мышцы языка, пропадет самое главное — желание ребенка что-либо менять в своей речи. Сидит такой карапуз перед логопедом и утверждает: «Меня не надо учить «рычать». Я умею!». Мама слышит, опускает глаза: «Почти»», — предупреждает о последствиях педагог.
Также специалист не рекомендует пытаться поставить звук самостоятельно ребенку дома по советам из Интернета – слишком велика вероятность, что что-то пойдет не так. 
«Исправлять звук, который кажется дошкольнику правильным и к которому он уже привык, всегда тяжело: и ребенку, и логопеду», — заявляет эксперт. 
Наталья Афонина советует мамам, которые хотят помочь малышу «зарычать» побыстрее, укреплять мышцы его речевого аппарата. Речь, при этом, не о специальных упражнениях – все гораздо проще.
«Пусть грызет морковку, яблоки, орехи, жует мясо. Это отличная тренировка. Если угодно, тренажеры, которыми ребенок пользуется минимум трижды в день: на завтрак, обед и ужин. Можно облизывать тарелки, лизать мороженое. Не эстетично, но полезно», — говорит педагог. 
Даже если звук не появится, и вам все-таки придется обратиться к логопеду, специалист уверяет, встречи ребенка со специалистом пройдут проще, легче, а главное, эффективнее. Потому что половину работы вы уже сделали: мышцы готовы. 
«Такому малышу и десяти занятий хватит. А кроха, который до шести лет сидел на йогуртах, пюре и сосисках будет учиться «рычать» долго, даже под присмотром профессионала», — отмечает эксперт.
Также, специалист настаивает, до шести с половиной лет, если ребенок неправильно произносит звук «р», паниковать не стоит. 
«А вот искажение звука, когда «р» есть, но звучит непривычно, режет ухо, должно насторожить родителей любом возрасте», — заявляет педагог.
По словам Натальи Афониной, самый распространенный вариант такого искажения — это грассирующий (французский) звук «р», который ребенок произносит «горлом». Если вы слышите от крохи французский акцент, стоит как можно скорее обратиться к логопеду! 
«Такой звук не исправится сам по себе. Хорошо, если специалист вмешается до того, как возникнет привычка», — уверяет специалист.
А теперь возвращаемся к тете. 
«Картавость не передается по наследству, но ребенок может наследовать от родителей особенности строения речевого аппарата, например, укороченную подъязычную связку (уздечку), особенности прикуса, высокое или, наоборот, низкое небо, — все то, что может мешать правильному произнесению звука», — заявляет логопед.
Именно поэтому, объясняет учитель, важно не заниматься самолечением. Упражнения в Интернете — это база, классика, которая рассчитана на стандартный речевой аппарат. Специалист же будет работать, исходя из особенностей вашего ребенка.
«В моей практике было несколько случаев, когда ортодонты уверяли: «Не «зарычит»! Короткая подъязычная связка: такую не изменишь специальными упражнениями... Надо резать!». А родители панически боялись, оттягивали время перед операцией. И ничего: в школу пошли хорошо говорящие дети. Правда, пришлось схитрить: поставить язык немного иначе, не по «классике». Но разве это важно? Когда малыш говорит чисто, красиво, четко, вряд ли кто-то будет заглядывать ему в рот, чтобы убедиться: да, кончик языка касается альвеол», — вспоминает Наталья Афонина.
Также, предупреждает спикер, бывают ситуации, когда дети подражают значимому взрослому. Такое случается редко, но происходит. Например, не проговаривает мама звук, а ребенок маму любит, проводит с ней большую часть дня, вот и «стремится к идеалу». 
«Тогда снова поторопитесь к логопеду, чтобы малыш не привык говорить неправильно, потому что переучивать трудно», — настаивает эксперт.
Безвыходная ситуация? 
Случаев, когда речь изменить нельзя – нет, заявляет логопед. 
«Об этом говорил знаменитый физиолог, академик И.П. Павлов: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия»», — говорит Наталья Афонина. 
По словам эксперта, не все зависит от специалиста, и идеала удается достичь далеко не всегда, но разница между «до» и «после» будет обязательно.
Ребенок с серьезной степенью заикания может пойти в общеобразовательную школу, общаться, используя специальные приемы, контролируя темп и ритм речи. А может, оставшись без помощи, серьезно усугубить речевой дефект: к паузам в словах добавятся судороги, тики, подергивания. Сама попытка заговорить будет вызывать панику и стыд. Разница, говорит педагог, очевидна. 
Со звуком «р» все не так однозначно. 
«Слишком много взрослых говорят: «Ой, я в детстве ходил к логопеду, а все равно картавлю». Но ходить можно по-разному: в системе, не пропуская занятия или время от времени, в зависимости от желания и дел», — подчеркивает спикер.  
Многое зависит и от особенностей самого ребенка. Практика показывает, что мальчикам «зарычать» проще, чем девочкам.
«Мальчишки бесстрашные и легко увлекаются. Покажешь такому машинку, скажешь: «Подними язык вверх, к зубкам, как будто папа ключ в замок зажигания вставляет. Готов поехать? Тогда дуй, сильно!», а он и рад стараться. Раз, два, три не завелась машина, а на четвертый подул посильнее, — и вот уже рокочет мотор. Девочки более склонны к самоанализу. Особенно тяжело звук «р» дается будущим отличницам. Интеллигентные, спокойные и боятся ошибок. Чтобы, например, случайно не запачкать зеркало учителя, будут дуть слегка, в полсилы», — говорит педагог.
Есть дети, которые, ну очень хотят научиться «рычать». В практике Натальи Афониной были случаи, когда мотивированные дошкольники сами записывали себя к логопеду. 
«Шестилетний Арсений строго выговорил маме: «Разве ты не слышишь? Я не могу сказать «лобот» и «здлавствуйте», мне надо заниматься!». Стоит ли уточнять, что Сеня впитывал, как губка? Уже через пару месяцев он решил все свои проблемы», — вспоминает спикер.  
А есть дети, которым вроде бы и не надо, отмечает специалист. В кабинете под присмотром стараются: проговаривают рассказы, учат стихи и... забывают обо всем, выйдя за дверь.
«Шестилетний Ваня был среди них, занимался уже полгода. Маме некогда поправлять Ваню. У нее своя мама заболела, Ванькин брат рассопливился, на работе неожиданно нагрянул квартальный отчет. Да мало ли еще дел у современной женщины? А Ване это тем более без надобности. В школу ему не хочется, друзья понимают с полуслова... Так и доходил до лета, а перед самой школой был отправлен в деревню ко второй бабушке. Бабушка оказалась дамой строгой, решительной. Убедилась, что внук умеет «рычать», и взяла его в ежовые рукавицы. Каждый раз, когда Ваня проговаривал слово неправильно, хмурилась, цокала, просила сказать, как взрослый. Ваня злился, капризничал, даже плакал, а потом привык. Из деревни вернулся прекрасно говорящим ребенком», — рассказывает педагог. 
Таким образом, эффективность занятий с логопедом зависит и от самих учеников. Сомневаться же в их пользе не стоит, уверяет эксперт. 
«Разумеется, все сказанное справедливо, если ребенок попал к хорошему специалисту. Не стесняйтесь еще до начала занятий попросить логопеда показать диплом. Знайте: в нашей стране наличие профильного высшего образования у логопеда обязательно. Убедитесь, что ребенку комфортно, поприсутствуйте на нескольких занятиях, а после поддерживайте контакт со специалистом. Конечно, логопед справится и без помощи родителей, но с вами будет и быстрее, и проще», — рекомендует Наталья Афонина.
В каком возрасте нужно обращаться к логопеду? 
«В дошкольном детстве существуют критические периоды в развитии, когда получить консультацию специалиста не помешает. Это год, три года, пять и шесть с половиной лет», — заявляет педагог. 
Обратиться же к логопеду спикер рекомендует сразу, как только в вашей голове появилась мысль: «А все ли в порядке с моим ребенком?».
Чтобы не растеряться при первом знакомстве и ничего не упустить, лучше записать все беспокоящие вопросы. Наталья Афонина предупреждает, вокруг вас обязательно найдутся люди, которые будут говорить: «Да не волнуйся, он еще маленький, ему еще рано», «Ребенок никому ничего не должен», «У каждого свой темп», а дальние родственники могут даже вспомнить про дядю Сережу, который до пяти лет молчал, а теперь «вон какой молодец, филологический оканчивает». 
«Никого не слушайте, ищите специалиста! Если ваши опасения напрасны, логопед сам развеет их, подскажет, на что обратить внимание, посоветует упражнения и игры... Может быть, обозначит сроки, когда нужно прийти и провериться еще раз», — настаивает учитель.
Наталья Афонина вспоминает еще один случай из практики. Мама Андрея привела его в пять с половиной лет. Андрюшка ловко выполнял все задания, но мама волновалась, что Андрюшка еще «не рычит». Возраст-то уже солидный, все друзья выговаривают «р», а он все «убаха», да «здавствуйте». Были даны рекомендации, оценить успехи предстояло через месяц. Ребенок «зарычал» уже через неделю, а спустя месяц, на детсадовском утреннике, старательно проговаривал стихотворения с трудными «рычащими» словами. Встреча состоялась, чтобы похвалить Андрея.
«Если у ребенка все хорошо, насильно удерживать вас в кабинете логопеда никто не будет, поверьте. Уж слишком велика сегодня нагрузка на специалиста, слишком много детей, которым действительно нужна помощь. А если ваши опасения окажутся не беспочвенны, похвалите себя. Вы не упустили драгоценное время. Чем раньше ребенок начнет занятия, тем лучше будет результат», — уверяет педагог.
Картавый взрослый 
Исправить дефектное произношение буквы «р» во взрослом возрасте, заявляет Наталья Афонина, можно. Вот только есть нюансы психологического характера. 
«Дошкольник, который научился «рычать», не стесняется. Он радостно кричит каждому приятелю: «Смотри, как я умею! Р-р-р-р!». Взрослые же переживают», — отмечает спикер.
Прежде чем звук «р» начнет звучать нормативно, пройдет несколько месяцев. И все это время ваша речь будет привлекать внимание, предупреждает логопед. 
«Пустяк для ребенка и серьезное испытание для взрослого. Очень многие бросают занятия именно в этот момент. «Ну говорила до 30 лет «горлом» и ничего, все уже привыкли, а теперь поглядывают удивленно, недоумевают. Каждый второй замечание делает: «Ты как-то странно разговариваешь»». Взрослым кажется, что проблема стала еще заметнее, вот и бросают на полпути», — рассказывает специалист. 
С другой стороны, шансы взрослого человека на успех очень высоки, ведь он лучше ребенка контролирует собственное тело: уверенно находит альвеолы, удерживает язык, анализирует, прижаты ли боковые края языка к верхним зубам справа и слева. 
«Он точно может добиться успеха. А если еще и хочет этого, все обязательно получится», — уверяет Наталья Афонина.
Ранее учитель-логопед поделилась с Тульской службой новостей секретами, как заинтересовать ребенка. 
Автор: Дарья Дмитриева
Подписывайтесь на ТСН24 в