Побольше говорить с детьми: тульский учитель-логопед поделилась секретами, как заинтересовать ребенка

Фото: из личного архива Натальи Афониной

Во всем мире 5 октября отмечают особенный праздник – День учителя. Почти у каждого из нас есть педагог, который влюбил в свой предмет. Личными секретами, как заинтересовать ребенка, поделилась учитель-логопед Наталья Афонина в интервью с корреспондентом Тульской службы новостей.

Кем Вы мечтали стать и кем вы в стали итоге?

Я точно знаю, что мечтала работать с детьми. Мне хотелось быть педагогом, возможно, учителем начальных классов. Профессия нашла меня сама. В итоге, я стала учителем-логопедом и педагогом-дефектологом, специалистом, который работает с детьми с особыми образовательными потребностями.

Сколько лет Вы уже в профессии?

Почти 17 лет.


Как получается не выгорать?

Наша профессия не предполагает выгорания, потому что она динамичная. Каждый день ты сталкиваешься с новой ситуацией, ни один ребенок не похож на другого. Сами дети создают новые условия, новые задачи, новые цели. Каждый учебный год ты подстраиваешься, всегда в движении, времени выгорать просто нет.

Тяжело быть педагогом?

Мне кажется, наша профессия одна из самых лучших. Педагогом быть, безусловно, тяжело, но это труд, в котором ты получаешь огромную отдачу со стороны детей и родителей. Есть ли ещё такие профессии, в которых можно реализовать себя на все 100%? Я других таких профессий не знаю.

Хороший результат предполагает, что будет непросто. Педагогам быть не легко, но нужно.


Вы до сих пор готовитесь к своим занятиям, и сколько времени это занимает? Есть такое мнение, что у педагогов нет свободного времени, потому что они тратят его на заполнение бумаг?

Это чистая правда, у педагогов никогда нет свободного времени, но в этом виноваты сами педагоги. Мы не умеем выбрасывать работу из головы. Когда ты идешь домой, волей-неволей, ты возвращаешься к размышлениям. Думаешь, как бы ты хотела провести завтрашний день, что тебе ещё нужно сделать для занятий. Отвечая на вопрос, конечно, я готовлюсь к занятиям. Даже если бы я хотела не готовиться к ним, а делать по шаблону, у меня бы это не получилось.


Как я уже говорила, дети разные, ситуации разные, и поэтому приходится подстраиваться, меняться. Я даже взяла себе за привычку ходить домой пешком. Каждый день, пока я иду домой, а живу я достаточно далеко, это примерно час ходьбы, я обдумываю, что произошло сегодня, и как бы мне хотелось построить работу на следующий день.

У вас есть такая, скажем, рефлексия после работы?

Да, безусловно.

Что, по вашему мнению, самое сложное в работе педагога?

Самое сложное в работе педагога — это ожидания, которые люди связывают с тобой. Это самое трудное, потому что многие смотрят на тебя как на шанс, надежду, что именно ты сможешь дать ребенку, что не дал кто-то другой. Это колоссальное чувство ответственности, что, действительно, трудно. Это тяжело в работе педагога, но, с другой стороны, это и заставляет нас каждый раз меняться и двигаться.

А как бороться с чувством ответственности? И нужно ли с ним бороться, или оно всё-таки хороший мотиватор?

Я не борюсь, потому что я знаю, если ты станешь равнодушен к детям, к результату своего труда, в этот момент ты должна уходить из профессии. Значит, ты перестала быть педагогом. Как только тебе стало все равно, ты больше не педагог. Думаю, с чувством ответственности не надо бороться, просто нужно понимать, что завтрашний день потребует от тебя новых вызовов, новых целей и брать из этого максимум.

Нужно держать себя в тонусе.

Предвосхищая следующий вопрос. Каждый год я планирую и повышение квалификации, и покупаю различную литературу. Я стараюсь соответствовать времени и детям.

Знаем, что вы достаточно часто участвуете в различных конкурсах, подтверждая свою квалификацию. Что вдохновляет и что для вас эти победы?

Для меня любой конкурс – это возможность выйти за рамки какой-то привычной рабочей ситуации. Как бы мы ни старались разнообразить свои педагогические будни, какие бы методы и приемы ни использовали, в конечном итоге мы оказываемся в достаточно типичных, повторяющихся день за днем ситуациях. Конкурс — это хорошая встряска, это возможность действительно за короткий срок продвинуться вперед.

Ты осваиваешь огромное количество скиллов, которые не смогла бы взять даже в течение года. За какой-то месяц ты можешь освоить компьютерную программу, которая нужна тебе, чтобы обработать видео или новую интересную технологию. Это всё позволяет не стоять на месте.

Еще для меня участие в конкурсах – это знакомства.


Все люди, с которыми ты встречаешься, это удивительные педагоги. Есть такое выражение, «одна голова хорошо, а две – лучше». Хотя мне больше нравится другое, «у меня есть идея, у тебя есть идея, значит, у нас на двоих уже две идеи».

Представляете, с каким огромным багажом мы возвращаемся.

Помимо всего перечисленного, у тебя появляется вера в себя, ведь в конечном итоге конкурс приносит результат. Мы, конечно, все стремимся к победе, но вне зависимости от того, получится ли дойти до главного призового места, участвовать нужно, потому что это дает педагогу каждый раз возможность становиться лучше.

Как прошел недавний конкурс? Вы стали победителем, расскажите о своей награде?

Последний конкурс прошел замечательно, потому что до призового места я все-таки дошла. Это конкурс «Призывание – учить», в нашем городе проходит уже в четвертый раз, и третий раз я участвую в нем с успехом.


Если поговорим о воспитанниках, есть ли у вас портрет идеального детсадовца, может быть, идеального ученика?

Я, наверное, неправильный логопед, потому что я не люблю идеальных детей. Мне нравится, когда ребёнок открытый, естественный, непосредственный. Он не должен быть таким, знаете, образцом для обучения.

— Садись, я тебя сейчас буду учить произносить звук «Р». Да?

— Да.

— Сейчас будем заниматься. Да?

— Да.

Тогда не только тебе скучно, но и твоему воспитаннику. Если у ребёнка горят глаза, если он готов вступать с тобой в диалог, если ему интересно то, что сейчас происходит, мне не важно, как он будет заниматься со мной: сидя за столом, лёжа на ковре, стоя, а может быть, даже подпрыгивая. Я создам ему те условия, которые необходимы. Разные дети, разные условия, опять-таки, дает возможность нам тоже меняться.

Есть над чем поломать голову, есть над чем подумать, что именно я буду делать сейчас с ним, который не сидит на месте и крутится, как юла.

Как, по-вашему мнению, вырастить талантливого ребенка и как бережно относиться к его первым шагам в этой истории?

Мне кажется, все дети талантливы. Здесь вопрос в том, что его нужно суметь разглядеть. Если ты не поддержишь его на каком-то этапе, просто говоришь: «ничего себе, как замечательно ты срифмовал! А ну-ка попробуй еще». Ребенку не захочется делать еще. Хвалить надо уметь. Я хвалю своих ребят, даже когда слышу от них самую простую элементарную рифму.

Все дети любят рифмовать. Это говорил еще Корней Иванович Чуковский. У детей есть такой этап, когда они идут и бормочут: «Дом-том-ком-бом-бом».

Это тот самый момент, который нужно не упустить и поддержать ребенка. Я тогда говорю: «Ух ты, как здорово ты сказал! Вот какой огромный дом, позвоним-ка, бом-бом!».

Ребёнок хохочет: «Здорово, стихотворение получилось».

В следующий раз он придёт и проговорит мне ещё какую-то рифму. Пройдёт ещё немного времени, и он уже сам начнёт сочинять короткие стихи, потому что нам было интересно взаимодействовать друг с другом.

Я как-то хвалила мальчишку, а он сказал так: «Да я почти Пушкин. Я – поэт. Дайте поэту побольше котлет».

То же самое с детскими рисунками. Очень часто дети подбегают к тебе и говорят: «Смотрите, что я нарисовал». Что обычно отвечает взрослый? «Да, да, очень красиво».

Я никогда не отмахиваюсь от такого детского желания поделиться. Я говорю: «Давай я посмотрю внимательно… (Беру в руки рисунок) Какой необычный дом, мне нравится, как ты закрасил крышу».

Только здесь маленький нюанс, хвалить надо действительно честно. Если он крышу закрасил абы-как, тогда лучше сказать: «Мне нравится, какой цвет ты выбрал для крыши, но она же протечет, надо закрасить дырки». Так ребёнок поймет, над чем ему ещё нужно поработать, а что у него действительно замечательно получилось. С каждым разом эти рисунки будут становиться ярче и красивее. Дети, как и взрослые. Мы все ждём похвалы от общества, и хорошо, если общество еще поддерживает.


Если мы посмотрим всё-таки на картину идеального учителя, то какого бы героя из сказок или рассказов вы бы выбрали в качестве идеального педагога?

Наверное, «Василис Премудрых». Помните, был такой мультфильм «Вовка в три девятом царстве». Когда Василисы учили Вовку и предлагали ему дом построить.

Мне очень нравится образец именно этих девочек как учителей, потому что они – команда. Это то, что нужно педагогическому сообществу. Одиночкой быть непросто. Они – команда, и у них, безусловно, есть своя образовательная система. В этой истории это очень чётко проработано, хоть это и в шутку, разумеется.

Не выбрала бы, наверное, Мальвину. Бедный Буратино согласился даже сидеть в чулане, лишь бы не возвращаться к наукам.

Педагог должен вызывать желание учиться и познавать что-то новое?

Это то, что обязательно должен вызывать педагог, неважно, чем он занимается. Преподает математику или учит детей правильно выговаривать звуки, не имеет значения. Надо, чтобы дети хотели идти к этому педагогу на занятия.

Поделитесь с нами секретами, как заинтересовать ребёнка своим предметом?

Дети разные, именно поэтому я каждый вечер думаю по часу, как заинтересовать того или иного ребёнка. Абсолютно точно, любого ребёнка нужно слышать. Это первое, что удивляет современных детей. Они не привыкли, что кто-то готов тратить на них время и внимательно выслушать всё то, что они говорят.

Мы так живём, на бегу, отмахиваемся — «да-да, очень хорошо, отлично».

— Мама, у меня сегодня…

— Да-да, замечательно. Ты поел хоть?

— Ну, поел…

И на этом диалог заканчивается. Знаете, бывает очень грустно, когда приходит ребёнок на занятие, и самое первое, что он делает, это поднимает повыше руку и смотрит на тебя, ждёт твоей реакции.

Я первое время удивлялась, а потом оказалось, что ребёнок просто привык, чтобы он мог что-то сказать, ему нужно спросить разрешения.

«А можно я скажу… А можно мне сейчас сказать…»

Так вот, с ними нужно начать разговаривать, общаться, и тогда, поверьте, ни одно занятие не пройдёт скучно, будет интересно и вам, и ребёнку, потому что диалог сам подтолкнёт вас в нужном направлении.

Дайте напутственное слово начинающим педагогам, чтобы вы им посоветовали?

Верить в себя, потому что наша профессия самая замечательная, но по-настоящему трудная. У вас обязательно будут такие моменты, когда захочется опустить руки, потому что нагрузка колоссальная.

Будут лезть мысли в голову, а может быть, бросить всё, а может быть, мне стоит заняться чем-то другим? А может быть, вообще мое призвание в чем-то другом.

Прежде, чем принимать такие решения, дайте себе время подумать. Если когда-то вы выбирали эту профессию сердцем, не обращайте внимания на такие временные трудности. Они пройдут. Есть такое выражение «ночь темнеет перед рассветом». Если кажется, что у вас ничего не получится, вы просто продолжайте делать то, что любите.

В применении к моей деятельности: уже пятое занятие он не рычит, шестое – никак у него этот звук не появляется, и десятое – мы топчемся на месте. Начинаешь думать, может быть, я вообще выбрала не ту профессию, может быть, и логопед из меня не особенно хороший… Вдруг! На двенадцатом занятии! Появляется этот звук! Ребёнок бежит к тебе, слышите-слышите, как я сказал? Слышите? Этот момент триумфа, будет в жизни каждого педагога, нужно только его дождаться. Тогда вы будете получать удовольствие от профессии каждый день.

А что для вас ваша профессия одним словом?

Моя профессия — это жизнь.

Фото: из личного архива Натальи Афониной 






Автор: Людмила Зеленкова
Подписывайтесь на ТСН24 в