Девятый вид искусства: тульский редактор, сценарист и переводчик Анастасия Калинина рассказала, кто может начать создавать комиксы
В Международный день комиксов, который отмечается в конце сентября, гостем Приемной Тульской службы новостей стала редактор, сценарист и переводчик Анастасия Калинина. Публикуем интервью с тульской создательницей графических историй.
Комиксы – девятый вид искусства
Кажется, что комиксы – это что-то легкое и смешное. Так ли это? И что такое комиксы в своевременном понимании?
То есть можно сказать, что комикс — это загадка?Сейчас принято говорить, что это девятый вид искусства. Это особая атмосфера и особый формат подачи информации. Когда я пыталась вспомнить, откуда у меня появилась любовь к комиксам, я вернулась в детство. У меня была книга «Беседа о русских художниках». Она была очень подслеповатая, с черно-белыми абстрактными репродукциями, но меня она ужасно завораживала.
Мне было интересно понять, что хотел сказать автор на этом рисунке. Конечно, там не было баблов с поясняющими текстами, поэтому я читала сопроводительные статьи. С тех пор рассматривание картинок и попытка понять, что хотел сказать автор, для меня является очень важным процессом. Неизбежно это привело к чтению комиксов.
Да, а еще это искусство, в котором взаимосвязаны литература, и живопись.
Есть еще такое мнение, что комиксы создают для тех, кто не умеет читать. Насколько это правда по вашему мнению, и как бы вы эту фразу прокомментировали?
Это из серии: кино смотрят те, кому лень ходить в театр. Современные исследования показывают, что при чтении комикса и сложного текста задействуются разные участки мозга. Те родители, которые покупают детям комиксы с желанием научить их читать, поступают не совсем верно, потому что за чтение отвечают другие параметры нашего организма.
Комикс – это особое рассматривание, чтение и понимание того, что хотел передать автор. Есть, конечно, комиксы, где нет никакого текста, но это, как правило, исключение.
Я в комиксах люблю текстовую часть, особенно это диалоги. Если они сделаны круто, мне хочется кричать от радости.
Что определяет качественный комикс, и с чего начать знакомство?
Это очень философский вопрос. Как и любое художественное произведение, слово «качество» воспринимается по-разному. Кому-то нравится одно, кому-то другое. Посоветовать одно произведение, которое зайдет всем, невозможно. Я проводила небольшую мини-лекцию для своих коллег, с чего начать чтение комиксов. Здесь лучше отталкиваться от того, что вы любите. Вам нравятся фильмы – вы смотрели «300 спартанцев», «Город грехов», «Милый дом», или сериал «Мы все мертвые» на Netflix, тогда вам стоит почитать те комиксы, которые лежат в основе этих произведений.
Возможно, вы любите аниме, тогда вам прямой путь почитать мангу, которая лежит в основе анимационных сериалов или полнометражек.
Если вы девушка, то вы можете начать вхождение в комиксы с жанров романтики.
Есть великолепная дорама «Истинная красота». Я считаю, что это одно из лучших произведений для девушек. Ты читаешь, смеешься, вспоминаешь, соотносишь с собой, как ты тоже пытаешься улучшить свою внешность при помощи косметики. Результат не всегда получается таким, как хотелось бы.
Насколько комиксы популярны?
Любой комикс, который вы покупаете в бумажном виде, имеет такой параметр, как тираж. В США, например, в прошлом веке считалось, что тираж 300 тысяч комиксов про Супермена – это хорошо, но сейчас есть цифровые комиксы – вебтуны. Их читают какое-то чудовищное количество раз. И один из самых популярных комиксов – это «Поднятие уровня в одиночку», Solo Leveling, или, как его ласково называют фанаты, «Солюшка». Он сейчас пока удерживает мировое первенство среди цифровых комиксов и набрал более 14 миллиардов прочтений. Это удивительно, потому что население Земли всего 8 миллиардов. Получается, прочитали все жители Земли, некоторые по два раза, включая младенцев и стариков.
Как создать комикс
С чего же начинается комикс, как его создают и кто может это делать?
Комикс может создать любой. Даже моя племянница, которой 10 лет, рисует комиксы. Ей нравится книжка Хильда, она рисует персонажей этой истории.
Конечно, если речь идет о профессиональной деятельности, то лучше собрать большую команду. Если вы приедете в издательство, вам ее предложат. Это будет и сценарист, и редактор, и художник.
Как чаще всего работает художник? Красками и кистью или все же есть электронные ресурсы по созданию комиксов?
В подавляющем большинстве работают в цифровых программах, на специальных планшетах, используют нейросети, моделирование.
У меня есть несколько знакомых художников, которые рисуют по старинке руками на бумаге. Наталья Соло из Нижнего Новгорода рисует безумно красиво акварелью, потом дорабатывает в графических редакторах.
Расскажите о недавней победе в конкурсе. Где это было, как это было, что это был за фестиваль?
Это был фестиваль ГикКон в Екатеринбурге. Он один из крупнейших в России. Туда собираются комиксисты со всей страны – тысячи людей. Там был конкурс питчингов, не готовых работ, а идей и наработок.
Автор: Анастасия Калинина и Сергей Петров
Что это за комикс? Почему так привлек внимание жюри?
Это довольно нестандартный комикс. Такие встречаются и за рубежом, и в России, но достаточно редко. У нас, как правило, все супергероику любят или детские комиксы. Наш посвящен социальной проблеме: наркомании и созависимости, токсичным отношениям. Как человеку легко в них оказаться, как он видит мир, находясь в этих отношениях.
Собственно, «Пустошь» – это тот выжженный мир, в котором пребывает человек, находясь в нездоровых отношениях, как он выбирается из этого.
И какой бы отклик хотели от этой работы у читателей?
Наверное, помочь людям. Наша главная цель – показать, что такая проблема есть. Показать, что ты не один, что помощь рядом, что выход из таких отношений возможен.
В комиксах не так много слов. Все, которые есть, скорее, передают какие-то эмоции. Это так? Или все же бывают с объемным текстом?
Бывают с большими текстами. Из недавно прочитанного «Полет ворона» – это франко-бельгийский роман. Он рассказывает про французское сопротивление времен Второй мировой войны. Там много описаний. Они классические, которые можно увидеть в книге.
Где сегодня можно почитать слушателю именно ваши комиксы?
В основном в социальных сетях. Есть комикс, который мы уже рисуем с другим моим соавтором, Костей Дубковым, уже много лет: «Поросенок есть в каждом».
Сейчас вышел второй сезон нашего «Поросенка», он называется «Горящая путевка». Самое прикольное, что я туда добавила локации из Тульской области, там вы найдете лагерь в Кураково.
А что это за проект? Насколько я знаю, там описаны реальные жизненные истории?
Там есть элемент фантастики, хотя бы начать с того, что главный герой – поросенок. Это такое олицетворение хулигана, ребенка, который честный, шумный, любит рисковать, бросать всему вызов. Действительно, все истории написаны, опираясь на наш опыт, либо на рассказы наших читателей.
Например, наши герои в какой-то момент воруют в воинской части лодку, на которой возили танки, катаются на ней с горки. Эту историю нам прислал наш читатель.
Сколько же все-таки стоит создать комикс с нуля, и как перейти от идеи к воплощению?
Тут забавная очень ситуация. Создать комикс может не стоить ничего, если ты делаешь его сам. Многие художники создают комиксы для себя, про себя и бесплатно.
«Поросенок есть в каждом» — это пример, когда комикс не стоит ничего, кроме наших с Костей усилий.
Если вы хотите заказать комикс и издать его, или вы издатели, вам нужно выпустить комикс по теме, тогда вы пойдете искать сценариста, художника… И тут цены стартуют от 250 тысяч рублей. Это самая маленькая цена, потому что печатная страница комикса стоит пять тысяч рублей, помимо гонорара создателям.
Как помочь ребенку воплотить себя в таком искусстве, как комикс?
Тут зависит от возраста. Если ребенок маленький 5-10 лет, то с ним можно просто сидеть, читать вместе комиксы, смотреть, как они выглядят, как рисуются баблы, как двигаются персонажи, как показывается та или иная сцена. Можно рисовать совсем короткие истории на одну страничку, на 2-3 кадра.
Очень много сейчас конкурсов проводится для детей. Самое главное, отправив заявку, этот комикс будет напечатан. Вы получите книжечку, и там будет работа ребенка.
Если ваш ребенок постарше, и он всерьез задумался о комиксах, у нас есть вузы, которые готовят комиксистов. Один из самых лучших – это Высшая Школа Экономики.
А могут ли комиксы приносить доход?
Да, для тех, кто производит комиксы, это может стать доходной частью.
Мы также выполняем коммерческие заказы. Самые необычные организации обращаются для того, чтобы создать графические истории. Это комиксы, которые показывают яркую деятельность той или иной организации, чтобы как-то донести до людей.
Один из самых популярных комиксов «Марвел», а что по отечественным комиксам? Какие самые популярные?
Это комикс «Сурвило» Ольги Лаврентьевой. Ольга Лаврентьева – это достаточно юная женщина, глыба отечественного комикса. Причем она очень хрупкая, нежная и добрая, чудесный просто человек.
«Сурвило» – это больше графический роман. Автор рассказывает о жизни своей бабушки. Это очень личная история. Бабушка пережила репрессии, блокаду, но несмотря на затронутую такую тяжелую тему, она подана нежно и с надеждой, и с верой в будущее. После завершения прочтения этого графического романа настроение очень приподнято, и ты видишь в людях только хорошее.
Что для вас комикс одним словом?
Это моя жизнь.