Не могу остановиться покупать вещи: почему люди спускают деньги на ненужные покупки, и чем интернет-шопинг опасней обычного

Фото: Freepik.com
Покупка вещей и различных товаров способны обрадовать человека. Хотя бы ненадолго. Радость может принести даже ожидание заказа. Для многих людей заказ покупок в Интернете – ритуал. Но что, если безобидные покупки становятся уже проблемой, а вещи приобретаются по принципу «пусть будет»? Психолог Майя Андрияничева рассказала, почему люди все больше совершают покупки онлайн, и часто заказывают даже то, что им не нужно. 

Многие люди, совершая покупки в Интернете, могут обнаружить спустя время, что их дом и шкафы заставлены вещами, которые им совершенно не нужны. По словам специалиста, это происходит потому, что товары красиво преподносятся. 
«У нас очень хорошо развито воображение. Мы представляем себя в этих вещах или с этими вещами, нам кажется, что мы станем в чем-то счастливее, лучше. Если у человека нет понимания, что с ним все в порядке, будет происходить постоянный поиск чего-то, что способно его украсить», — говорит эксперт. 
Люди скупают ненужные вещи и по той причине, что шопинг стал уже вариантом досуга. Психолог уверена, нам в жизни очень хочется выбирать, а чувствовать себя человеком, который может выбирать очень важно. Сам шопинг дает нам ощущения выбора. 

«Как в самолете, если предлагают мясо или рыбу, человек выберет что-то одно, чем ничего», — приводит пример Майя Андрияничева. 

Зависимость от покупок

Многие люди даже не придают значения покупкам, которые совершают. Только спустя время замечают, что дом уже напоминает не жилье, а самый настоящий магазин. Некоторые даже стараются отшучиваться и заявляют, что у них зависимость. Но в каждой шутке – доля правды. 

Психолог уверена, такая зависимость есть, и она может переходить с одних моментов на другие. 

«Здесь нужно смотреть, что за счет этого закрывается», - настаивает спикер. 

Это может быть потребность во внимании или же удовольствие от самого процесса выбора товара, оформления и получения заказа, объясняет психолог. 
«Люди испытывают эндорфины, когда забирают покупку, но долго радоваться покупке не получится, особенно, если вещь не сильно нужна, если это не очень важная, неактуальная история», — отмечает Майя Андрияничева.
Дофаминовая игла, на которой сидит человек, позволяет ему ощущать в разные периоды жизни ощущения «счастья и полноты жизни, добавляет специалист.
«Имеет место быть и неумение распоряжаться финансами, когда включается магическое мышление из серии: «Сейчас я это сделаю, сейчас я это хочу, а потом уже буду думать, каким образом закрыть кредитку или накопить на какие-то другие вещи и расходы», — говорит эксперт.
При условии, что люди могут проанализировать такое поведение, специалист предлагает заложить какой-то процент денег, который будет потрачен на такого плана покупки, не в ущерб себе и своему кошельку, закрывая те потребности, которые необходимы в жизни, не испытывая дискомфорта.

Как избавиться от зависимости?

К вопросу решения проблемы специалист рекомендует подходить комплексно, посмотреть, как правильно распоряжаться финансами. Часто люди руководствуются только своими желаниями, не обращая внимания на те моменты, которые должны делать. Так дорогой отдых и гаджет могут быть оплачены в ущерб другим моментам жизни. 
«Так как сейчас очень много возможностей жить в кредит, многие люди таким образом очень быстро к этому привыкают. И даже если их уровень дохода растет, уровень потребностей тоже увеличивается, а исходя из этого, хочется еще, еще, еще», — отмечает спикер. 
Также Майя Андрияничева уверена, проблему следует прорабатывать с психологом, вместе с ним отслеживать, что происходит с человеком, какие причины у этого стоят.
«Потому что у всех будут свои причины, почему ему важно или жизненно необходимо в какие-то моменты купить ту или иную вещь», — говорит специалист. 
Онлайн и оффлайн шопинг
Каждый человек сам выбирает наиболее подходящий вариант совершения покупок. Кто-то предпочитает выбирать товары непосредственно в магазине, другим больше подходит оформление заказов на сайте. но самому купиться на ненужный товар можно как торговом центре, так и на интернет-площадке. 

Психолог уверена, любой из этих видов несет в себе ту опасность, которая будет касаться нехватки денег, или заставит человека жить в том режиме, при котором чего-то будет не хватать. А если человек захочет накопить, то все равно будет продолжать тратить деньги на незначительные вещи. 
«Интернет-шопоголизм в разы опасней обычного», — заявляет Майя Андрияничева. 
Это объясняется тем, что для совершения покупки никуда не нужно ходить. 
«Сейчас можно заказать практически любые товары из разных стран, внутри страны. Очень развиты соцсети, поэтому когда люди устают от работы, от каких-то обязательств по дому, по родительству тоже, то переключаются достаточно быстро за счет телефона, ноутбука, компьютера. Одним из таких моментов является как раз шоппинг», — говорит специалист.
По словам эксперта, люди могут начать скупать ненужные вещи, считая, что им они жизненно необходимы. Чтобы избежать этого, Майя Андрияничева уверена, необходимо помнить о маркетинге.
«Маркетинг строится таким образом, что продает не сам продукт, а ощущение, которое испытает человек с этим продуктом. Желание испытать такое чувство побуждает людей приобретать все новые товары, без которых можно обойтись», — настаивает спикер. 
Поэтому, считает психолог, важна золотая середина. Нужно смотреть на то, что важно, нужно, выделять на месяц сумму для своих «хочу», если есть необходимость и возможность. И, исходя уже из этих ориентиров, выстраивать свою финансовую жизнь. В том числе чтобы не было в какие-то моменты мучительно, больно, грустно и обидно.
«Мы сейчас живем в мире потребительства, и часто люди могут покупать десятые джинсы, забывая о том, что у них есть еще первые, вторые и третьи, и очень похожие. Могут покупать разные вещи для интерьера, как будто украшая еще больше тот дом, который и без этого прекрасен. Но если ощущение в этом доме в какой-то момент некомфортное, то возникает потребность создать уют», — отмечает специалист.
Возраст и предпочтения 
Если целевой аудиторией онлайн-шопинга является молодое поколение, то люди более взрослые, пожилые предпочитают совершать покупки лично. 
«Потому что есть контакт с продавцом. Выходя на пенсию, например, социума в какие-то моменты может не хватать. Так, помимо возможности все трогать, щупать и смотреть, люди закрывают потребность в коммуникациях», — объясняет психолог.  
Если шопинг есть, и он доставляет удовольствие без финансовых хлопот, когда удается откладывать средства в случае необходимости и выстраивать свою жизнь с чувством безопасности – все в порядке. Если же, в какие-то моменты человек честно себе признается в проблеме, задается вопросами, зачем это купил, то эксперт рекомендует задуматься.
«Иногда нехватка внимания, общения, ощущения какой-то полноты жизни, ощущения себя более красивым, ярким, статусным, сподвигает людей на такое увлечение шопингом, которое уже доходит до шопоголизма», — предупреждает Майя Андрияничева.
Ранее Майя Андрияничева рассказывала, почему пожилые люди агрессивны с незнакомцами, и как себя вести. 

Автор: Дарья Дмитриева
Подписывайтесь на ТСН24 в