Проявить терпение и ценить труд ребенка: школьный психолог рассказала, как правильно помочь школьнику делать уроки
Если ребенок не может или не хочет делать уроки сам, родители начинают его «пинать». При таком подходе ответственности за выполнение задания не возрастает, но конфликтов в семье становится больше. Тульская служба новостей в беседе со школьным психологом Еленой Овсянниковой выяснила, как правильно помочь ребенку делать уроки дома самостоятельно.
Как объясняет специалист, домашняя работа в школе дается для закрепления пройденного материала в классе, а также для развития самостоятельности и усидчивости.
«Ученику начальной школы необходима помощь родителей. На первом этапе лучше делать уроки вместе с ребенком, но не за него. Родитель может наблюдать, на что ребенок отвлекается, с чем может быстро и самостоятельно справиться, а какие задания вызывают трудности, — говорит психолог.
Также важно соблюдать последовательность выполнения заданий. Педагог рекомендует начинать делать уроки с тех предметов, которые ребенку легче всего даются. Это создаст уверенности и добавит мотивации. Постепенно ребенок научится планировать домашнюю работу самостоятельно, с чего ему начать, а с чем попросить помощи у родителей.
«Сразу приучить ребенка-первоклассника к усидчивости будет сложно. Необходимо выполнять уроки с перерывами на отдых, иначе школьник быстро устанет, пропадет мотивация. Здорово, если получится внести в выполнение домашнего задания элементы игры», — рекомендует Овсянникова.
Если взрослый видит, что ребенок затрудняется с выполнением какого-либо задания или решения задачи, не нужно давать ему готового ответа. По словам психолога, человеческий мозг от природы «заточен» искать информацию, задавать вопросы и допытываться. Если каждый раз выдавать ребенку готовый ответ, он перестанет трудиться и добиваться результата. Зачем напрягаться, если каждый раз дают готовый правильный ответ? Это автоматически приводит ребенка к неуверенности и неуспеваемости.
«Задача родителя мягко направить ребенка к ответу, задавая наводящие вопросы, развивая тем самым, у него мышление и логику. Не нервничать самим и не нервировать ребенка. Даже если у школьника не получается выполнить, казалось бы, элементарные задания, проявите терпение. То, что для нас кажется легким, для первоклассника является новым, иногда сложным и непонятным. Важно научиться ценить и уважать самостоятельный труд ребенка!» — говорит психолог.Специалист также отмечает, чтобы ребенку легко давалось обучение, его необходимо приучать к режиму дня — учить уроки каждый день в одно и то же время. Второй немаловажный фактор – распределение нагрузки. Если ребенок не успевает делать уроки, следует сократить количество кружков и секций.
«Шаг за шагом отдавайте ответственность за учебу в руки ребенку. Если школьник с младших классов привыкнет выполнять домашнее задание самостоятельно, то и в дальнейшей жизни у него возникнет меньше трудностей», — резюмировала психолог.