«Склонить зрителя на свою сторону»: как развивается стендап в Туле, о чем шутят комики и зачем им это нужно – интервью
Расскажи, над чем смеешься и о чем шутишь, а я скажу, кто ты. В материале ТСН24 тульские комики Андрей Илюхин, Юрий Сидельников и Никита Широков рассказали о стендапе в нашем городе, познакомили со своим сообществом, объяснили, как рождаются шутки и можно ли побороть страх сцены. А побольше узнать о команде ребят можно в их социальных сетях — Stand-Up Tula | Стендап Тула.
Комедия – это моя жизнь
30-летний Андрей Илюхин занимается комедией уже 5 лет, а в обычной жизни он project manager в IT.
По словам ребят, новое течение комиков началось из «Типографии», так как там организовывались открытые микрофоны. И сейчас стендаперы выступают на разных площадках как в Туле, так и за ее пределами.
Последняя итерация комиков, которая сейчас существует с 2018 года, уже 6 лет, включает в себя 12 человек, из которых 6 – опытные, а остальные – новички.
Ребята устраивают открытые микрофоны, размещают анонсы, поэтому любой человек, желающий попробовать себя в комедии, может обратиться к ним и попытать свою удачу.
Раньше для зрителей был вход по свободному взносу, сейчас комики ввели билетную систему, чтобы понимать количество присутствующих.
Шутки по большей части готовятся заранее, а уже потом с опытом человек начинает себя чувствовать комфортнее и позволяет себе что-то придумать на сцене.
Страх сцены
Страх сцены, наверное, присутствует у многих, но главное с ним бороться.
Неудачные выступления есть у всех комиков, и этого бояться не нужно.
Зрители, по словам Андрея, бывают разные, кто-то приходит не посмеяться, поэтому с такими комики пытаются бороться.
По словам Андрея Илюхина, кастинги в проекты сейчас уже не приносят того профита, который был раньше. Это связано с большой конкуренцией среди комиков, особенно в Москве.
По словам Андрея Илюхина, родственники знают о его увлечениях, но не приходят. Они будут радоваться за него в целом, но не будут объективно оценивать шутки.
Как говорит Юрий Сидельников, его близкие тоже не приходят на выступления, да и в целом это не нужно.
В тульском сообществе, к сожалению, девушек, занимающихся юмором мало, сейчас, по словам ребят, стабильно выступает только одна. Хотя раньше был формат – девичник, где три девушки-комика могли обсуждать проблемы зрителей. Однако, чтобы его возродить, нужно собрать женский коллектив.
Дружеское плечо
Комики в Туле организовывают концерты и других юмористов, которые уже засветились в медиа.
Новая волна комиков – это хорошо, но что же теперь стало со старой гвардией?
По мнению Никиты Широкова, старые юмористические передачи были для тех людей, которые их смотрели.
Как говорит Никита, с точки зрения коммерции, это выгодно для рекламодателей, у которых будет юмористическая реклама. В то же время, с точки зрения людей, это общие темы и проблемы, которые объединяют всех.
По словам Широкова, можно улучшить харизму, стать увереннее, но чувство юмора натренировать нельзя.
Комедия – это моя жизнь
30-летний Андрей Илюхин занимается комедией уже 5 лет, а в обычной жизни он project manager в IT.
«Все наши комики выросли из культурного центра «Типография». В этом месте проводились открытые микрофоны, на которые мы и ходили. В начале я выступал с периодичностью, например, год в юморе, потом полгода отдыха. Но в конечном итоге всегда возвращался. Там и с нашими ребятами познакомился, и мы все начали общаться. На своих первых выступлениях я рассказывал какие-то шутки просто как факты. Допустим, а вы замечали, что в жизни происходит вот так? Это потому, что сначала просто записывал какие-то мысли, которые мне казались смешными», — улыбается Андрей Илюхин.25-летний Юрий Сидельников занимается стендапом уже 5 лет, причем он успел побывать не только на местной «арене», но и выступить в столице, а также засветиться на канале «ТНТ» и сняться в комедийных шоу — Open Mic и Money Mic. В обычной жизни он маркетолог.
«Мне стендап был интересен лет с 16, но тогда я его просто смотрел, но не занимался этим серьёзно. Меня увлекал футбол, куда я и сбрасывал свое свободное время и силы. У меня была мечта стать известным футболистом, но даже тогда представлял, как выхожу на сцену и выступаю. Потом с футболом перестало получаться, начались травмы. У меня освободилось время, и я решился. В Туле мероприятий не нашел, поэтому поехал в Москву. Посмотрел, как проходят выступления. Из 20 комиков, которых я в Москве увидел за мероприятие, удачно выступили от силы 5 человек. Остальные 15 выступили плохо, но с ними ничего из-за этого не случилось. Поэтому я подумал, что и со мной тогда все будет в порядке», — вспоминает Юрий Сидельников.В этом же баре комик выступил через месяц, но к своему выступлению он готовился целый год: читал литературу и разные методички. По словам Юрия, в самом начале это ему помогло и подтолкнуло заниматься стендапом.
«Я выступал, а люди смеялись. Это чувство меня сильно сразило, когда все смеются, хлопают и улыбаются. Тогда понял, что могу продолжать, нашел сообщество комиков в Туле. Я выступил с теми же шутками и в нашем городе, а люди снова смеялись. Тогда мне стало понятно, что это не просто совпадение. С тех пор выступаю, занимаюсь, снимаюсь где-то, надеюсь, что прогрессирую», — говорит Юрий Сидельников.27-летний Никита Широков в жизни – инженер-конструктор, а за пределами работы – стендап-комик. Занимается юмором, как и другие ребята, около 5 лет.
«Как я попал в комедию? Ну, назвал бы это классической историей. В компании друзей пытался завлечь своими рассказами, чтобы на меня обратили внимание. Например, в период взросления я был не самым красивым парнем, зато харизматичным, поэтому добиться женского расположения можно было через юмор. Мне всегда нравился стендап американский – Эдди Мёрфи и Адам Сэндлер. Потом увидел, что и в России он начал появляться в 2015 году где-то. Тогда меня это замотивировало. Я перебрался из Алексина в Тулу по учебе и начал искать стендап в Туле. Помню, подруга мне скинула афишу «Типографии». Первый раз туда записаться испугался, но на второй раз решился», — смеется Никита Широков.По словам начинающего комика, он посмотрел видео с открытого микрофона и понял, что хуже не выступит. Хотя, как он признается, с юношеских лет был страх сцены.
«Думал, что выпью успокоительное перед выступлением. Однако на баре глотнул два пива, а потом коктейль, так и вышел. Отрезвел сразу же, материал весь забыл, первые 5 минут выступал, будто с эхом в ушах. Единственное помню, что на последней шутке женщина засмеялась. Тогда для меня это были очень яркие эмоции, а еще возможность побороть себя на сцене. Так и начал дальше заниматься стендапом», — делится с нами Никита Широков.Комьюнити в Туле
По словам ребят, новое течение комиков началось из «Типографии», так как там организовывались открытые микрофоны. И сейчас стендаперы выступают на разных площадках как в Туле, так и за ее пределами.
Последняя итерация комиков, которая сейчас существует с 2018 года, уже 6 лет, включает в себя 12 человек, из которых 6 – опытные, а остальные – новички.
Ребята устраивают открытые микрофоны, размещают анонсы, поэтому любой человек, желающий попробовать себя в комедии, может обратиться к ним и попытать свою удачу.
Раньше для зрителей был вход по свободному взносу, сейчас комики ввели билетную систему, чтобы понимать количество присутствующих.
«Мы решили внедрить это, потому что нужно отслеживать количество людей на мероприятии. Заранее предугадать было очень сложно. Да и мы сами волновались, на какое количество человек надо рассчитывать. А цена билета символическая, дешевле чашки кофе», — говорит Андрей Илюхин.Работают комики в разных форматах:
- Открытый микрофон, где комики выходят на сцену, чтобы проверить свой материал, неважно, новый он или старый.
- Импровизация, которая проходит каждый вторник.
- Плохая идея. Это импровизация в жанре стендап, где нужно ответить на вопросы из серии – почему кататься на лыжах летом плохая идея? В этом формате на комиках надеты шокеры, поэтому если юморист замямлит, то его ждет наказание. Но, как говорят сами ребята, никто в их команде не страдает, все хорошо.
- Проверки материалов, где шутки проходят через опытных комиков.
- Стендап-концерты.
- Сет-лист – импровизация на заданную тему прямо на сцене, но без шокеров.
После трех лет работы, по словам артиста, уже скучно рассказывать об отношениях с девушкой или родителями, поэтому здесь комик начинает размышлять.
«Первые несколько лет комик бьет «френдли фаер» по всем своим близким, тем, кто находится рядом. Юморист всегда пишет о том, что его в первую очередь беспокоит, а в самом начале еще о том, что проще написать. Местные открытые микрофоны содержат много пошлости и шуток ниже пояса, потому что это забавно и просто. Хотя, как показывает практика, не так уж это и легко это написать», — рассуждает Юрий Сидельников.
«Тут начинается самое интересное, потому что здесь возникают мысли о ситуации в стране, в мире, в искусстве и т.д. Тем огромное количество на самом деле. Они настолько разнообразны, как и люди в зале. Если ты искренно покопаешься в голове у каждого, то найдешь везде классную тему», — думает Юрий Сидельников.Как рождаются шутки
Шутки по большей части готовятся заранее, а уже потом с опытом человек начинает себя чувствовать комфортнее и позволяет себе что-то придумать на сцене.
«Более того, комики, когда выходят на сцену, кладут диктофон на табуретку. В процессе они могут случайно пошутить что-то, что зайдет аудитории, но потом про это забыть. Такой способ поможет в будущем использовать шутку уже специально. Я бы сказал, что 80% материала запланировано заранее», — делится секретами Юрий Сидельников.Свою шутку комик должен проверить на разных зрителях 10 раз, причем, по словам Юрия, нужно рассказывать искренне и с чувством.
«Этот совет мне дала креативный продюсер женского стендапа Ирина Мягкова, когда я снимался для одного проекта. Она у меня тогда спросила, сколько раз был проверен мой материал? И что один раз все смешно, надо проверить 10», — вспоминает Юрий Сидельников.По словам комика, это надоедает, но работа артиста и заключается в том, чтобы рассказать искренне, своего рода актерская стезя.
«Все комики сочиняют шутки по-разному. Я пишу один за ноутбуком. Иногда некоторые прикольные мысли могу добавить в заметки, а потом уже их разгонять. В какой-то момент упираешься в потолок, потому что не можешь ничего придумать. Тогда мы с ребятами собираемся и добиваем шутки друг друга. Когда ты постоянно один в комнате, то тебе начинает казаться смешным то, что даже вслух говорить не надо», — смеется Юрий Сидельников.Андрей Илюхин отметил, что они хотят попробовать на сцене формат «Разгоны»: «Комик приносит материал, а мы мысль разгоняем, придумываем какие-то шутки на эту тему и добиваем их».
Страх сцены
Страх сцены, наверное, присутствует у многих, но главное с ним бороться.
«Сколько бы у тебя опыта ни было, ты все равно будешь волноваться. Новичкам бы посоветовал не делать зрителей судьями. Сейчас вы проживаете свой опыт. Ты не выступил, и ты выступил – это два разных человека. Тем более зрители понимают, куда они пришли. Не нужно придумывать, что ты рассказал плохо, если ты еще даже на сцену не вышел», — объясняет Никита Широков.По словам артиста, есть классический совет, который поможет справиться с волнением.
«Расскажи шутку, в которой точно уверен, а когда услышишь смех, то страх уйдет на второй план. А каких-то особых ритуалов у меня нет, я волнуюсь до тех пор, пока не выйду на сцену», — делится с нами Никита Широков.Извини, я провалился
Неудачные выступления есть у всех комиков, и этого бояться не нужно.
«Все «факапят», ты можешь выйти с классной темой, а на деле все окажется наоборот. Нет ни одного комика, который мог бы сказать, что у него не было плохого выступления, через них мы растем. Для кого-то провал – это мало смеха, а для других – отсутствие смеха. В такие моменты ты волнуешься, но опытный комик пытается найти тему, которая затронет зрителя. Это похоже на работу сапера или врача, когда ты пытаешься найти болевую точку. Для комика это челлендж, где надо склонить зрителя на свою сторону», — рассказывает об азарте выступлений Андрей Илюхин.Покажи мне все
Зрители, по словам Андрея, бывают разные, кто-то приходит не посмеяться, поэтому с такими комики пытаются бороться.
«У некоторых бывает настрой – давайте, попробуйте рассмешить меня. А кто-то даже спрашивал, почему мы не шутим шутки разных известных комиков», — перечисляет Илюхин.По словам Юрия Сидельникова, первым комикам всегда тяжело выступать.
«Они выступают на зрителей, которые час назад работали, только переоделись, прибежали и отдышались. Им нужно погрузиться в атмосферу, и с середины мероприятия они смеются над всеми смешными шутками. Мне нравится думать, что зрители на стендапе – те, кто приходит посмеяться. Они может и приходят не в очень хорошем настроении, но настроены его улучшить. Как оказалось, не так важна тема, даже банальная вещь может залететь», — отмечает Юрий Сидельников.До Луны и обратно
По словам Андрея Илюхина, кастинги в проекты сейчас уже не приносят того профита, который был раньше. Это связано с большой конкуренцией среди комиков, особенно в Москве.
«Юмор прогрессирует, в шутках больше рефлексии, а не наблюдений. Развиваться можно через личный бренд, выкладывать что-то на YouTube, ездить на проекты, выступать в других регионах и местах. Наша команда катается в Калугу и Липецк, а вот Москва уже перегружена комиками. Мы можем выступить в столице, но там неопытные комики даже платят взнос, чтобы просто выступить», — говорит Андрей Илюхин.Юрий Сидельников отмечает, что есть большой фестиваль для комиков, куда приезжают ребята со всей страны. У юмористов на выступление есть три минуты, а всего человек собирается до 2000. По словам артиста, этот фестиваль является кастингом к шоу «Открытый микрофон», где отбирается около 60 человек на сезон.
«И вот в последнем сезоне, который случился, я поехал на фестиваль и попал в этот проект, где стал финалистом, выиграл 100 тысяч рублей. Сейчас выходит еще сезон этого проекта, я там тоже принимал участие. Ещё пока со мной лучшие выпуски не вышли, но уже скоро. Сейчас это шоу идет на платформе VK-видео», — говорит Юрий Сидельников.По словам комика, есть вот такой вариант – ехать на фестивали, которые проводятся в столице.
«Хоть я и отлично выступил, дошел до финала, но звездой не стал. Сейчас у меня нет ответа, как пробиться. Это можно делать через интернет, но сейчас YouTube замедлили. Комики ищут другие способы, посмотрим, где появится новая звезда, туда все и будем бить», — заключает Юрий Сидельников.Личное или публичное
По словам Андрея Илюхина, родственники знают о его увлечениях, но не приходят. Они будут радоваться за него в целом, но не будут объективно оценивать шутки.
Как говорит Юрий Сидельников, его близкие тоже не приходят на выступления, да и в целом это не нужно.
«Обижаются ли близкие на шутки со сцены? Те, кто с нами общается или живет, понимают, что мы с юмором. Мы такие и на сцене, и в жизни, постоянно прикалываемся», — улыбается Юрий.Женский юмор
В тульском сообществе, к сожалению, девушек, занимающихся юмором мало, сейчас, по словам ребят, стабильно выступает только одна. Хотя раньше был формат – девичник, где три девушки-комика могли обсуждать проблемы зрителей. Однако, чтобы его возродить, нужно собрать женский коллектив.
«Я нормально отношусь к женскому юмору, есть очень смешные опытные артистки. Хотя зачастую новые лица в интернете в меня не попадают, и мне не хочется смотреть их выступления дальше. В любом случае это все субъективно», — рассуждает Андрей Илюхин.Ребятам очень хотелось, чтобы в их комьюнити был и женский коллектив тоже.
Дружеское плечо
Комики в Туле организовывают концерты и других юмористов, которые уже засветились в медиа.
«Они совершенно обычные люди, которые могут посоветовать что-то, подсказать в каком направлении двигаться, какую шутку придумать», — говорит Андрей Илюхин.Старая гвардия
Новая волна комиков – это хорошо, но что же теперь стало со старой гвардией?
По мнению Никиты Широкова, старые юмористические передачи были для тех людей, которые их смотрели.
«Мы тоже растем со своей аудиторией, и они видят наше развитие. Здесь то же самое. «Кривое зеркало», «Аншлаг», «Ералаш» — это было для тех, кто смотрел в то время. Я тоже маленький смотрел, но сейчас бы не стал», — рассуждает Никита Широков.Популярность стендапа
Как говорит Никита, с точки зрения коммерции, это выгодно для рекламодателей, у которых будет юмористическая реклама. В то же время, с точки зрения людей, это общие темы и проблемы, которые объединяют всех.
«У нас есть зрители, которые часто к нам приходят. Был даже случай, как одна девушка заламинировала афишу с нашими автографами и повесила у себя дома. А один раз после выступления в Ясногорске мы ставили автографы на сторублёвых купюрах», — улыбается Никита Широков.О чувстве юмора
По словам Широкова, можно улучшить харизму, стать увереннее, но чувство юмора натренировать нельзя.
«С точки зрения того, как я прогрессирую в комедии, то, чем больше выступаю, тем больше, так скажем, понимаю сам себя, что мне смешно. Чем больше выступаешь, тем меньше себе врёшь в комедии, становишься искренним с собой и зрителями», — подытоживает Никита Широков.Ранее Тульская служба новостей писала, как избавиться от страха публичных выступлений.
Автор: Александра Мосина