Социализация и нормальная жизнь после боевых действий: рассказ ветерана СВО о новой жизни на «гражданке»
Многим людям, пережившим боевые действия, тяжело вновь интегрироваться в общество. Часто это связано с ПТСР – посттравматическим стрессовым расстройством, не дающим спокойно развиваться в мирном русле. Ветеран СВО Денис Азаров рассказал ТСН24 о новой жизни на «гражданке».
Денис состоял в штурмовой группе, в составе которой не раз рисковал своей жизнью, занимая неприятельские окопы. Он вернулся домой спустя длительное время восстановления в госпитале, где он оказался в результате осколочного ранения, полученного при разрыве миномётного снаряда.
О своём возвращении Денис вспоминает с теплом, несмотря на некоторое чувство потерянности, которое на тот момент испытывал. Тем более, говорит, в родном городе его ждали друзья.
«Это чувство сродни тому, которое испытывал в детстве при возвращении домой со смены в лагере. Ничего нет на свете лучше, чем вернуться домой. Дома всегда хорошо».Часто людям, вернувшимся из зоны боевых действий, кажется, что окружающий к ним враждебен. Денис, хотя и находился в окружении знакомых людей, всё ещё не мог избавиться от чувства, что он будто бы не принадлежит этому миру. Словно поля сражений зовут его обратно туда, где всё понятно и знакомо.
«Ощущение, что не своей тарелке сохранялось очень долго».После возвращения Денис занимался юридическими вопросами: получением выплат и компенсации за ранение, а также оформлением удостоверения ветерана СВО.
«Месяц отдыхал, приводил бумажки в порядок и адаптировался к гражданской жизни во множестве её проявлений».Конечно, бумажная волокита – это не то, чем хочется заниматься человеку, который только-только вернулся из зоны боевых действий. Но и гражданская жизнь не давалась так просто: воспоминания о прошлом не отпускали ветерана, он вёл довольно асоциальный образ жизни и пытался понять, где его место в этом мире.
«Я понял, что нужно что-то поменять, когда спустя почти полгода я так и не смог переварить события, произошедшие во время службы. Знаете, там жизнь казалась куда проще, чем на гражданке. На гражданке большое множество обязательств, в частности, перед самим собой, а именно – не потерять полученный шанс. В армии проще тем, что есть только два понятных тезиса: выполнить боевое задание и остаться в живых».Сложно осознать и принять факт того, что что-то нужно менять. Но ещё сложнее – начать менять. Например, найти работу. Прежде чем найти своё текущее место работы, он пробовал различные варианты – в том числе работу на складах маркетплейсов. Постоянная работа, поясняет, помогает войти в более мирное русло жизни. Также хорошим подспорьем на начальном этапе оказались видеоигры, которые помогали сосредоточить мысли на чем-то отвлеченном. Далее Дениса ждал более продвинутый этап адаптации.
«Конкретно мне на плаву помогали держаться социализация и работа над своим здоровьем: как физическим, так и психологическим. Второе выделяю особенно, прорабатывать некоторые моменты просто необходимо».Любопытно, что подспорьем в социализации для Дениса стала собака, а именно бордер-колли по прозвищу Плюшка. Она не только скрашивает его дни, но и заставляет его заниматься физической активностью по утрам.
Что касается проработки психологического аспекта, то здесь важную роль сыграло посещение психотерапевта. Опытный специалист не только помогает Денису разобраться с тяготящим прошлым, но и даёт ему возможность лучше понять себя. Помощь специалиста – это аспект, которым ни в коем случае нельзя пренебрегать, уверен участник боевых действий.
«Конечно, опыт полученный там (в зоне боевых действий – прим. автора), я проявляю в свою гражданскую жизнь. Честно, совершенно по-другому относишься к самой жизни. А вернувшись – начинаешь её по-настоящему ценить».
Восстановление после возвращения из зоны проведения СВО – долгий и сложный процесс. И часто людям для этого может понадобиться помощь. Так, недавно Тульская служба новостей рассказывала, что более 230 бойцов спецоперации прошли реабилитацию в госпитале в Веневском районе.