«На фронте всеобуча без перемен»: что писали в тульских советских газетах ко Дню знаний

Фото: Тульская служба новостей
Первый звонок, первый урок – совсем скоро новоиспеченные ученики переступят порог школы. Подготовка к большому празднику, Дню знаний, идет полным ходом – тут отремонтировали учебный корпус, здесь повысили доплату педагогам. Однако масштабный праздник 1 сентября в России существовал не всегда. В беседе с Тульской службой новостей ведущий археограф Государственного архива Тульской области Елизавета Курчакова рассказала, какие проблемы поднимали в региональных советских газетах накануне учебного года, и как поздравляли в прессе постигающих гранит науки.

Широкое освещение в прессе эта тема получила лишь в 1930 году – более того, ни в какой другой год не удастся найти столько информационных заметок, посвященных началу учебного года. Все дело в том, что именно в этом году в СССР признали безотлагательным начало всеобщего и повсеместного обучения для борьбы с безграмотностью и подготовки кадров – этот процесс получил название «всеобуч». Начальное четырехлетнее обучение теперь вводилось по всей стране как для детей, так и для подростков, которые не получили образования. Кроме того, в промышленных городах были организованы школы-семилетки, прикрепленные к предприятиям.

Однако, судя по газетной хронике, процесс подготовки образовательных учреждений в этом году продвигался медленно, а местами и вовсе к вопросу подходили безответственно. Именно этой тематикой пестрили августовские выпуски газеты «Коммунар».

«Некоторые сельсоветы еще не позаботились до сего времени о ремонте школ. Иконский сельсовет даже одну школу не может привести в исправный вид и к ремонту не приступает, разъяснительной работы никакой не ведет» («Коммунар», 15 августа 1930 год, «Чехарда между риком и окроно»)
Коммунар, 1930 год / Тульская служба новостей — ТСН24
«Не лучше обстоит дело и со строительством: в деревне Семеновке еще в 1928 году навозили кирпича для постройки школы; кирпич размок, а к постройке не приступили» («Коммунар», 15 августа 1930 год, «Материалы есть, а школы не строятся»)

«… из 32 школ только в 7 школах ремонт закончен. В 24 зданиях ремонт не закончен по разным причинам: недостаток строительного материала, рабочей силы или вследствие того, что к нему поздно приступили Имеются все же основания предполагать, что ремонт закончится во всех школах не позже 28 августа. Только одна школа к ремонту не приступала, не заготовила материалов, что объясняется полным бездействием администрации и комсомола» («Коммунар», 24 августа 1930 год, «Туле хвастать нечем»)
«Надо превратить заключение договоров на прикрепление школ к хозпредприятиям в общественную кампанию. В ней должны принять участие все трудящиеся. Привет школьникам новой школы! Завтра – все ребята в школу!» («Коммунар», 31 августа 1930 год, «Прикрепление школ к предприятиям превратим в общественную кампанию»)
Коммунар, 1935 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Прослеживаются и крайне экспрессивные заголовки, касающиеся чиновничьей безответственности – всеобуч отождествляют с военным призывом, который как раз активно проходил в этот период. Общественность уверена, что все, кто срывает «образовательную мобилизацию», должны понести ответственность.

«Конкретных виновников, срывающих всеобщее обучение – к судебной ответственности!» («Коммунар», 15 августа 1930 год)
«На фронте всеобуча – без перемен. Чиновники и разгильдяи игнорируют важнейшую директиву партии» («Коммунар», 24 августа 1930 год)

Недовольство прессы прерывает празднование Международного юношеского дня, которое в 1930 году выпало на 1 сентября – именно этот праздник долгое время ассоциировался с началом учебного года, в то время как о Дне знаний пока не шло и речи. Всеобщая тревожность, так сильно проявившая себя в 1930 году во время глобальных изменений в системе образования, в последующие годы больше не появлялась – всеобуч был начат и активно развивался, постепенно устраняя так взволновавшие общественность недочеты. В августовско-сентябрьской прессе последующих лет произошла переориентация на личности учеников и учителей, а этот период стал приобретать светлую предпраздничную и праздничную окраску.
Коммунар, 1935 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Коммунар, 1935 год / Тульская служба новостей — ТСН24
«Через два дня сяду за парту, но уже в 5-м классе. Вот будет здорово! Опять встречусь со школьными товарищами, с учителями, буду работать в пионерской организации. Я решил быть летчиком. Значит надо учиться на «отлично». Этого я, при помощи учителей и пионерорганизации достигну» («Коммунар», 30 августа 1935 год, «Буду отличником»)
«Не даром, когда Сергей Васильевич, премированный в этом году путевкой на курорт, уехал в Краинку, под окнами его тульской квартиры часто раздавались детские голоса:

– Не приехал? Когда же он будет? Соскучились!

Сергей Васильевич и сам не выдержал – вернулся с курорта раньше срока.

– Скучно без ребят!» («Коммунар», 30 августа 1935 год, «Сергей Васильевич»)
«С утра на улицах городов было особенное оживление – спешили школьники, всюду мелькали красные галстуки пионеров. Дети собирались в школы, как на большой праздник, все они были чисто и нарядно одеты. Шумная радость, яркое веселье ребят всех возрастов соединились с большой дисциплинированностью. Всюду отмечается значительный рост количества учеников» («Коммунар», 2 сентября 1935 год, «Большой праздник»)
Корммунар, 1935 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Появляются заметки о первых школьных буднях в духе наблюдения за тем, что происходит в классной комнате – корреспонденты рисуют портреты учителей и учеников, которым еще столько всего предстоит изучить и узнать. Образование становится важным для каждого советского человека.
«– Вообрази, что ты капитан парохода, и тебе надо из Англии попасть на остров Кергуэля в Индийском океане. Каким кратчайшим путем ты попал бы туда? У мальчика загораются глаза. Он уже чувствует себя не в классе, а в открытом море. Карта – его увлекательный спутник, а не сухое школьное пособие» («Коммунар», 3 сентября 1935 год, «Первый урок»)
«В класс заходит классная руководительница Е.Ф. Домарева. Она знает всех учеников в классе и знает, кто из них как живет. Отношения с классом у нее самые теплые. Она говорит о том, что завтра можно получить учебники, выслушивает рапорт классного организатора о том, как прошел сегодня день, заботливо справляется, кто сегодня обедал, кто не обедал, понравилась ли новая учительница, обещает сходить сегодня и узнать, что с больной отсутствующей девочкой» («Коммунар», 3 сентября 1935 год)
Правда, 1940 год / Тульская служба новостей — ТСН24
« – Нина, не гнись. Галя, ты зачем грудью к парте прислонилась? Пальцем мел стирать нельзя, возьми тряпочку. Стряхни чернила с пера, иначе кляксу в тетрадь посадишь» («Коммунар», 2 сентября 1945 год, «Здравствуй, школа!»)

Образованием своих детей начинают активно интересоваться родители:

«Нужно организовать при школах родительские кружки, чаще проводить беседы с родителями, устраивать специальные лекции. Об этом не раз говорила тов. Хрыкину. Он соглашался со мной, но пока ничего не сделано» («Коммунар», 30 августа 1935 год, «Нужны родительские кружки»)
Коммунар, 1941 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Коммунар, 1945 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Влияние на начало учебного года оказывают и политические события – так, в годы Великой Отечественной войны обучение детей становится еще более важным, ведь в школах они изучали основы военной подготовки и те правила гражданской обороны, которые помогут сохранить жизнь.
«В этом году большое внимание будет уделено военно-физкультурной подготовке учащихся. коренным образом меняется содержание занятий по этим дисциплинам. Учащиеся должны будут научиться преодолевать препятствия, владеть оружием, метать гранаты, переплывать реку, вести рукопашный бой и т.п. Девушки получат навыки оказания первой медицинской помощи. Задача каждого педагога – прививать учащимся такие качества советского человека как героизм, самоотверженность, презрение к смерти, готовность до последней капли крови бороться с врагами родины Преподавание физики, географии, химии, математики в новом учебном году будет непосредственно связано с военной подготовкой учащихся» («Коммунар», 31 августа 1941 год, «Беседа с народным комиссаром просвещения тов. В.П. Потемкиным»)
«Школа должна вовлекать учащихся в общественно полезный труд, способствующий укреплению обороны страны и быстрейшему разгрому врага. Во многих семьях отцы и братья ушли на фронт, матери и сестры начали работать на производстве, на оборонно-промышленных работах. Вот почему школа должна взять на себя часть забот о здоровье и бытовых нуждах молодого поколения» («Коммунар», 2 сентября 1941 год, «Начался учебный год»)
Коммунар, 1945 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Первые уроки нового 1941/1942 учебного года показаны не менее трагично-патриотическими.

«Кажется, та же школа, те же веселые, жизнерадостные ребята, что и в прошлом году, но суровое военное время наложило на лица всех свой отпечаток. Ребята словно повзрослели, посерьезнели, стали дисциплинированнее, организованнее. в классе говорили о поведении во время воздушной и химической тревоги, о бомбоубежищах и газоубежищах, об изучении основ противовоздушной и противохимической обороны. В школе в этом отношении сделано уже многое. Работает группа самозащиты. В ней около 50 учащихся старших классов и педагоги» («Коммунар», 2 сентября 1941 год, «Начался учебный год»)
Вперед, 1957 год / Тульская служба новостей — ТСН24
В послевоенное время огромное внимание уделяется кадрам – публикуются заметки о том, каким должен быть учитель. Для педагога было совершенно непозволительным допускать отставания некоторых детей от программы и тем более оставления их на второй год. Учителя в то время – настоящая армия, которая призвана бороться с безграмотностью.
«Завтра так же приступят к своему труду огромная армия советских учителей» («Вперед», 1 сентября 1957 год, «За новые успехи в работе школ»)
«Армия учителей нашего района насчитывает 700 человек! Каждого из них партия считает проводником своей политики среди населения» («Белевская правда», 1 сентября 1963 год, «Долг учителя»)

«Не все педагогические коллективы по-настоящему борются за лучшую успеваемость. Более 500 второгодников – это брак в учительской работе, который дорого обходится государству. А 52 человека неграмотных и 114 малограмотных – прямо-таки позорный факт, которому в будущем году не должно быть места в нашей жизни. Неинтересно, скучно, по-казенному ведется работа во многих пионерских организациях, мало самодеятельности и инициативы в ученических комсомольских организациях» («Белевская правда», 1 сентября 1963 год, «Долг учителя»)
Белевская правда, 1963 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Авангард, 1972 год / Тульская служба новостей — ТСН24
Удивительно, но День знаний оказался довольно молодым праздником. Международный юношеский день отмечали до 1945 года, а вплоть до 1984 года не существовало официального праздника, который бы отождествлялся с началом учебного года. Официально 1 сентября признали международным Днем знаний лишь 40 лет назад.
«Объявить 1 сентября всенародным праздником – Днем знаний» («Коммунар», 19 июня 1984 год, Указ Президиума Верховного Совета СССР)
«Сегодня не только первый день начала учебного года, но и большой праздник – День знаний» («Вперед», 4 сентября 1984 год, «В добрый путь!»)
Вперед, 1984 год / Тульская служба новостей — ТСН24
С тех пор в этот день стабильно проходят праздничные школьные линейки, которые уже приобрели свои традиции – первый звонок первоклассницы, расположившейся на плече 11-классника, белые бантики на школьницах, цветы для учителей и многое другое.

Читайте также на сайте Тульской службы новостей другие материалы по старым газетам:

Что писали в тульской прессе в первый день чернобыльской аварии?

Что писали в тульской прессе в первый день Великой Отечественной войны?
Автор: Екатерина Карпенко
Подписывайтесь на ТСН24 в