Выкуп невесты, благословение родителей и девичник: свадебные традиции, которые соблюдают туляки на протяжении нескольких столетий

Фото: Татьяна Евсеева

Для многих свадьба – это одно из самых значимых событий в жизни. Одни предпочитают отметить его в кругу близких друзей, другие устраивают праздник на сотню гостей. Тульская служба новостей поговорила с главным методистом отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного архива Тульской области Татьяной Евсеевой, которая рассказала, какие свадебные традиции бытовали у туляков на протяжении нескольких столетий. 

Не за первого встречного

Как рассказывает сотрудник архива, с принятием христианства на Руси в X веке семейные отношения регламентировались церковью. Обязательным атрибутом дореволюционной свадьбы был обряд венчания. Этому есть подтверждение и в архивных документах, и в дореволюционных тульских газетах. Так на страницах «Тульских губернских ведомостей» публиковались статьи, содержащие описания крестьянских свадебных обычаев и обрядов. 

«Согласно источнику, свадебный обряд происходил в несколько этапов. Первым этапом было сватовство или, по-другому, знакомство родственников жениха и невесты. Жених приходил с «делегацией» — братьями, кумовьями, членами своей семьи и сватался к девушке. Стоит отметить, что лица ее еще не видели, но знали и слышали о ее характере и внешности. Немаловажным элементом было благосостояние семьи, в которую отдавали невесту. Чтобы проверить состояние хозяйства и оценить имущество будущего супруга, родственники невесты специально засылали свах накануне смотрин. Вторым этапом были смотрины», — говорит Татьяна Евсеева. 


Стоит отметить, что смотрины проходили, как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Семьи знакомились друг с другом, определяли уровень материального положения, статус и оценивали убранство будущего дома молодоженов. К слову, на этом этапе родственники со стороны жениха шли на определенные хитрости, чтобы произвести впечатление на невесту и ее родню, так как девушка переезжала в дом мужа и становилась членом его семьи. 

«Сегодня такое вряд ли встретишь, а 150-200 лет назад на смотринах обязательно обсуждали приданое. В сохранившихся документах архива мы можем увидеть описи икон, украшений, кухонной утвари, предметов одежды и вещей, которые входили в приданое. У нас есть реестр приданого начала XVIII века, где указано, какие ценные предметы должна была иметь девушка в своем сундуке. Особенно интересно, что в их числе обязательно должна быть хотя бы одна овца», — говорит эксперт. 
Невеста приносила овцу (ягненка) в дом супруга, и она считалась ее собственностью. Если родители мужа зарезали овцу, то они обязаны были возместить ущерб, купив другую. Эта традиция была символом благополучия семьи. 

У крестьян все было гораздо скромнее. В список приданого входила в основном одежда. 


После смотрин проходил так называемый пропой – иными словами, предсвадебное застолье.

«Организатором пропоя был старший брат жениха или старший из мужчин в его семье. Он был главным на предсвадебном застолье. После того, как старший мужчина в семье жениха поднимал чарку, начиналась пирушка. На это событие приходила вся родня, при этом молодые не ели и не пили, они лишь наблюдали за происходящим. Также молодые ничего не ели и не пили во время самого свадебного торжества», — рассказывает сотрудник архива.

Все свадебные ритуалы сопровождались песнопениями. Пели их подружки невесты. Они морально поддерживали невесту, а им за это платили деньги, так называемую кладку. 

После вечера песнопений невесте полагался ужин, который сопровождался «свадебными плачами» — причитаниями.

«Мои предки по линии матери родом из села Иевлево Богородицкого уезда, здесь выросла моя бабушка. Ее воспитывала бабушка, которая родилась в 1862 г. Она рассказывала ей обо всех народных традициях и обрядах, пела старинные песни. Моя бабушка и мне поведала о плачах невесты. Оплакивание невесты –одно из самых важных песнопений свадебного обряда. Сопровождалось оно стонами и плачем», — говорит Татьяна Евсеева.
Важно отметить, что большинство обрядовых традиций, которые до сих пор продолжают соблюдать в некоторых современных семьях, имеют языческие корни. Из архивных источников мы можем узнать, что правила были даже относительно рассадки молодожёнов и их родственников во время свадебного застолья. В знак уважения и почтения отца жениха сажали в переднем углу, а рядом с отцом, по левую руку, — его мать. Жениха во время смотрин сажали не за стол, а на лавку возле двери. Крестным родителям жениха отдавалось предпочтение, их сажали возле родителей жениха.

«Даже в современных торжествах можно проследить следы прошлых лет, в том числе и благословление иконами молодых. Молодожены обязательно в этот момент должны стоять на шубе, овчинным мехом вверх, а в более богатых семьях стелют ковры. Кстати, на моей свадьбе эти традиции также были соблюдены», — рассказывает Татьяна Евсеева.

Еще одной давней традицией был и остается выкуп невесты. Как рассказывает главный методист тульского архива, некоторые традиции на протяжении нескольких десятилетий соблюдаются в ее семье до сих пор, например, смотрины и выкуп невесты.  

Если сегодня люди знакомятся в Интернете, на пляже, на работе, а кто-то и вовсе встречает любовь с первого взгляда, то столетиями ранее замуж старались выдавать за знакомого человека, чтобы заранее узнать привычки и уклад семьи. Очень важным было знать материальное состояние жениха и невесты. 

До начала XVIII веке в богатых семьях составлялась рядная запись. Если говорить современным языком, это прототип брачного договора. Рядная запись (рядная сговорная, рядная поступная запись) — акт назначения приданого, который удостоверял переход имущества родителей к дочери и одновременно содержал указание на «сговор», то есть договорённость между отцом (родителями, опекунами) невесты и женихом о том, что последний возьмёт девицу в жёны, а отец отдаст невесту. 


По некоторым данным, сговорные (рядные записи) составлялись уже в X веке, большее распространение они получили уже в XV–XVII вв. Строго установленной единообразной формы такой рядной записи не было, но, как правило, в ней фиксировался сам факт достижения соглашения о предстоящем браке и дата, не позднее которой должно было состояться венчание; перечень имущества, которое выделялось в качестве приданого невесте, указывались данные о священнике и свидетелях, присутствовавших при составлении рядной записи. 

Кроме того, в рядной записи устанавливалось и обязательство сторон уплатить своеобразную «неустойку», если свадьба не состоится по вине той или иной стороны. Рядная запись могла составляться на имя самой невесты, жениха или его родителей. Но независимо от того, на чьё имя она выдана, рядная подтверждала переход прав на имущество к невесте в случае замужества.

«В случае развода семья невесты могла потребовать вернуть часть приданого или денежную компенсацию. Приданое принадлежало невесте, но пользовались им все члены семьи. При этом, безусловно, разводы в патриархальном обществе не одобрялись государством и церковью, они были, скорее, исключением из правил», — рассказывает Татьяна Евсеева. 
Условия вступления в брак

До революции 1917 года законным браком считался лишь брак, зарегистрированный в церкви, т. е. все православные молодожены должны были обвенчаться. В Государственном архиве Тульской области хранятся документы, из которых мы можем узнать, каким образом совершалась церемония бракосочетания – венчание.

Самыми востребованными документами среди исследователей являются метрические книги – ценные источники генеалогической информации, прототипы современных книг записи актов гражданского состояния. До 1918 года их вели в каждой церкви для учета и регистрации населения в двух экземплярах. Книги состоят из трех частей: о рождении, бракосочетании и смерти. В метрических книгах о венчании указывались имена, отчества и фамилии жениха и невесты, их возраст, социальный статус, местожительство, имена поручителей (свидетелей) и священнослужителей, совершивших обряд венчания. Зачастую свидетелями являлись родственники молодоженов, поэтому эти сведения помогают исследователям в изучении истории своих семей.  


 «До 1765 года священники в каждой церкви вели распорядительный документ – венечную память (знамене) – книга, куда записывались все таинства венчания. Они существовали с XVI века как реестр актов бракосочетания. Венечные памяти составлялись от имени архиерея (епископа) для священника, который должен был проводить венчание. Указывались географическое расположение церкви и имя священника, обозначались имена, фамилии и звания венчающихся и их местожительство, а также фиксировалась необходимость проведения «обыска». За венчание следовало заплатить пошлину. С отрока и девицы — 4 алтына (1 алтын = 3 копейки!), с брака, когда один из венчавшихся вступал во 2-й брак, — 6 алтын. Стоит отметить, что при повторных браках размер пошлины увеличивался», — говорит специалист. 

Сенатским указом от 14 июля 1765 г. венечная память была отменена и введен новый документ — брачный обыск.

Также перед тем, как обвенчать молодожёнов, священники проводили брачный обыск. Брачные обыски составлялись причтом приходской церкви перед венчанием с целью установления у лиц, вступающих в брак, отсутствия родства, в том числе и духовного, чтобы обезопасить будущую семью от близкородственного брака, а также избежать других ситуаций (например, молодые женятся по принуждению или один уже состоит в браке). Не могли пожениться не только кровные родственники, но и люди, крестившие вместе ребенка.

Институт брака в России в XIX веке регулировала книга первая Свода законов гражданских «О правах и обязанностях семейных» (1832 г.). В нем были установлены основные положения брачно-семейного права того периода, но в большей степени уделялось внимание условиям и порядку его заключения. Права и обязанности супругов, детей и родителей; расторжение брака и его правовые последствия продолжали регулироваться законодательством XVIII века.

Важным аспектом был возраст брачующихся. С 1832 г. низшим пределом стал возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16. Высшим пределом, установленным еще Указом Синода 1744 г., являлся возраст 80 лет. Для вступления в брак по-прежнему требовалось согласие родителей (опекунов, попечителей) лиц, вступающих в брак. При этом сохранялись нормы Указа Петра I от 5 января 1724 г., которым было установлено требование обязательной присяги со стороны родителей или заменяющих их опекунов и попечителей в том, что они не принуждали своих детей к вступлению в брак. В отношении военнослужащих и гражданских служащих требовалось согласие начальства. Начало этому также положило петровское законодательство. В частности, гардемаринам запрещалось жениться без разрешения Адмиралтейской коллегии под угрозой быть сосланным на три года на каторжные работы. Для них же устанавливался особый возраст для вступления в брак — 25 лет. Впоследствии брачный возраст для лиц военного ведомства был несколько снижен и стал равняться 23 годам, но заключение брака могло быть разрешено только при условии удостоверения имущественного обеспечения. Нижним чинам, состоящим на действительной обязательной службе, запрещалось вступать в брак. В XIX веке дозволение начальства на заключение брака стало требоваться и для некоторых категорий лиц, состоящих на гражданской службе.

Важным условием заключения брака являлось и психическое здоровье лиц, вступающих в брак. Законодательно этот вопрос был регламентирован еще в период правления Петра I, который в 1722 г. издал указ «О свидетельствовании дураков в Сенате», в соответствии с которым к людям, не имевшим с рождения здравого рассудка, запрещалось жениться и выходить замуж. Но решение об этом принимал Сенат. В XIX веке в соответствии со ст. 37 Свода законов брак, совершенный душевнобольным человеком, признавался властью недействительным.

Законным считался только церковный брак между лицами христианского вероисповедания. Запрещались браки христиан с нехристианами. Например, иудей не мог жениться на православной.

Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый брак без расторжения прежнего.

«Таким образом, вступление в брак в Российской империи было делом серьезным и полным бюрократических препятствий. Хотя благодаря именно такому количеству бумажных книг и документов, и содержащейся в них информации, современные исследователи могут успешно составить полное генеалогическое древо своей семьи», — отмечает Татьяна Евсеева.
Законы, регулировавшие институт брака в Российской империи, действовали до начала XX века. Их коренная трансформация произошла только в результате революции 1917 г., положившей начало реформированию российского семейного права.

Как выходили замуж в советское время

Первые годы советской власти были ознаменованы борьбой с церковью, «религиозными и буржуазными пережитками прошлого».

«В связи с отделением церкви от государства «Декрет о гражданском браке, о детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 г. отменял церковный брак и устанавливал гражданский. Храмы закрывались или сносились, а регистрировать браки стали в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСы), или в заменяющих их нотариальных отделах при местных Советах депутатов, в специально предназначенных помещениях, в определенные заранее дни и часы. Желающие вступить в брак могли объявить об этом устно или письменно. К заявлению должны были приложить свидетельство об удостоверении личности, подписку о добровольном вступлении в брак и об отсутствии препятствий к браку. По Кодексу 1926 г. вступающие в брак обязаны были дать подписку об отсутствии препятствий для заключения брака; осведомленности здоровья друг друга, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезных заболеваний; количестве детей и в какой по счету брак, зарегистрированный или незарегистрированный, они вступали», — комментирует архивист.

Сделав запись о браке в специальную книгу, должностное лицо прочитывало ее брачующимся и объявляло их брак в силу закона заключенным.

Примечательно, что первый Тульский отдел ЗАГС был открыт в здании бывшего полицейского управления на ул. Коммунаров, 49 (ныне – пр. Ленина). А первой актовой записью стал развод в июне 1918 г.», — рассказывает Татьяна Евсеева.
Так на смену торжественным клятвам и обетам во время венчания пришли коммунистические традиции празднования «красных свадеб», ставшие популярными в 1920-е гг.

При этом некоторые люди все же рисковали быть исключенными из партии и продолжали венчаться в церкви. Как объясняет специалист, это было связано с тем, что в обществе еще были сильны патриархальные устои и традиции, с которыми власти пытались бороться.

«Даже Лев Троцкий в 1923 году признался, что советские люди не желают мириться с «голым» браком, не украшенным театральностью. То есть у населения «коммунистические свадьбы» ассоциировались с длинными темными коридорами с 4-мя отделами ЗАГСов: регистрации рождения, брака, разводов и смерти; с сотрудником губисполкома в темно-сером костюме, сидящим за столом с красной скатертью. А вместо икон висели портреты Ильича и К. Маркса. Не было ощущения праздника, все было очень аскетично», — рассказывает Татьяна Евсеева. 

Поэтому власти, заручившись поддержкой комсомольской организации, решили разработать свою программу празднования «красных свадеб». Среди комсомольцев и партийных работников стала популярной регистрация брака в клубах. Молодоженам зачитывали доклад о пользе «красной свадьбы», невесте вручали отрез ткани на платье, а жениху –  брошюрки о коммунистическом быте, Кодекс семьи и брака, а также листовки с высказываниями Ленина и Маркса. Все это происходило без застолий и банкетов, которые считались пережитками старого буржуазного быта.

Свадьба с размахом и мехом

В период «хрущевской оттепели» началась вторая волна антирелигиозной кампании. Было принято решение создать Дворцы бракосочетаний, первый открылся в г. Ленинграде 1 ноября 1959 г. В г. Туле Дворец бракосочетания располагался на 1-м этаже жилого дома по адресу проспект Ленина, 63.

«В этом ЗАГСе регистрировались 3 поколения моей семьи, в том числе и родители – в этом году они отметят 45 лет совместной жизни. Здесь же расписывались и мы с супругом 14 лет назад», — говорит Татьяна Евсеева.

В период «брежневского застоя» отношение к свадебному торжеству стало меняться. При подаче заявления в местные отделы ЗАГС будущим молодоженам стали выдавать талончики на приобретение платьев, колец, костюмов в специальных салонах для новобрачных. В Туле салон располагался в доме на углу Красноармейского проспекта и ул. Лейтейзена.

«Мама рассказывала, что очереди в Салон для новобрачных были большие, но выбрать было нечего – ассортимент скудный. Конечно, советский народ старался украсить свой праздник всеми способами. Перешивали покупные платья, фату, украшали костюмы самодельными цветами и незамысловатой фурнитурой. Одним из непременных атрибутов свадебного торжества советской эпохи стали цветы – гладиолусы», — рассказывает сотрудник архива.

Стоит отметить, что несмотря на длительный период антирелигиозных гонений и коммунистических «красных свадеб», народ о традициях не забыл, большинство из них стали возрождаться в начале 1990-х гг. К примеру, на фотографиях из семейного архива Татьяны Евсеевой это можно отчетливо проследить.


Автор: Людмила Зеленкова
Подписывайтесь на ТСН24 в