Работа мечты: как составить резюме и вести себя на собеседовании – советы экспертов

Фото: Тульская служба новостей
Работа мечты – реальность или миф? А самое главное, как ее найти и заинтересовать своей кандидатурой будущего работодателя? В материале Тульской службы новостей карьерный консультант Центра карьеры Университета «Синергия» Вероника Карпинская, доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом Российского государственного социального университета Алиса Храмова, доктор экономических наук, профессор, завкафедрой человеческого капитала и управления персоналом Российского государственного социального университета Александра Сытник объяснили нюансы составления качественного резюме и рассказали, как вести себя на собеседовании.

Секреты правильного резюме

По словам Вероники Карпинской, чтобы резюме работало на вас, а не против, необходимо соблюдать основные правила:
  • соблюдать структуру;
  • лаконично излагать информацию;
  • грамотно писать;
  • отражать релевантную вакансии информацию;
  • включать оцифрованные результаты;
  • прикреплять адекватное фото.

По мнению Алисы Храмовой, резюме – это самопрезентация. 

«Главная цель составления – убедить работодателя, что именно вы подходите для работы на вакантной должности. В резюме не стоит указывать причины увольнений. О негативном опыте лучше промолчать и тем более не нужно ругать предыдущее место работы», — объясняет эксперт.
Специалист советует написать о себе кратко и убедительно:
  • Ключевые моменты вашей карьеры.
  • Свои сильные навыки, компетенции, имеющие отношение к желаемой должности.
  • Рассказать о предыдущем опыте и обозначить, чем вы будете полезны компании.

Как отмечает Александра Сытник, перед тем как составить резюме, ознакомьтесь с вакансией работы своей мечты. 

«Посмотрите, какие качества требуются и какие знания необходимы. Трезво оцените себя. Если вы можете подойти, квалификации хватает, зеркально отобразите требуемые качества у себя в резюме. Можно немного завысить свои данные, если вы уверены, что сможете быстро научиться тому, чего не хватает», — говорит эксперт.
Разберем по пунктам

Структура резюме

«Если вы оформляете резюме на hh, то сразу увидите необходимые для заполнения блоки. Это наиболее привычный формат резюме для рекрутеров и HR-ов в России, поэтому смело можете делать его на этой площадке», — объясняет Вероника Карпинская.
По мнению спикера, если хочется отправить работодателю напрямую персонализированное и адаптированное под вакансию резюме, стоит воспользоваться самым простым шаблоном из открытого доступа.

«Чем проще и скучнее будет выглядеть шаблон, тем лучше. Ничего не должно отвлекать работодателя от текста», — настаивает эксперт.
Карьерный консультант советует придерживаться следующей структуры резюме:
  1. Укажите имя, фамилию, должность (как написано в желаемой вакансии).
  2. Номер телефона, почта, ссылка на портфолио и другие профессиональные социальные сети.
  3. Прикрепите фото.
  4. Информация о себе (можно указывать в начале или в конце резюме) – 4-6 предложений, раскрывающих вас как профессионала. Расскажите, сколько лет уже в профессии и что успели сделать, что для вас важно и куда стремитесь.
  5. Ваш профессиональный опыт. Детально разберите вакансии, на которые хотите откликнуться: выделите ключевые слова и требования. Используйте их при описании своего опыта и уберите опыт, который не будет полезен на новом месте.
  6. Проекты/стажировки. Если у вас кроме профессионального опыта была еще дополнительная активность, которая вас раскрывает наиболее положительным образом для работодателя, смело пишите ее коротко в этот блок – название проекта/ стажировки, оцифрованные результаты, дата.
  7. Образование пишите полностью без сокращений.
  8. Навыки. Перечислите все релевантные желаемой должности навыки, которыми владеете.

Лаконичность

Вероника Карпинская уточняет, что работодатель быстро пробегается глазами по резюме и цепляется за ключевые фразы и слова, которые ему необходимы. 

«Это занимает меньше 10 секунд. Если резюме громоздкое (больше двух страниц), написано сложным языком и сплошным текстом, его могут просто отложить в сторону или не заметить в нем ценную информацию о вас. Поэтому пользуйтесь правилами – «чем проще, тем лучше» и «краткость – сестра таланта», — настаивает специалист.
Грамотность

Перед публикацией или отправкой резюме эксперт советует проверить его на ошибки. 

Релевантность

Сильное резюме, по мнению консультанта, с первых секунд работает на вас.

«Перед составлением резюме обратитесь к вакансии: выделите ключевые фразы в функционале, требования. Ваш прошлый опыт должен быть сформулирован так, чтобы закрывать потребности работодателя. Подумайте, какие soft skills и hard skills будут полезны для конкретной вакансии. Если понимаете, что какой-то прошлый опыт совсем не поможет в новой должности, там нет никаких ценных результатов, смело убирайте его из резюме», — разъясняет Вероника Карпинская.
Оцифрованные результаты

Эксперт отмечает, что самопрезентация не может обойтись без оцифрованных результатов, поэтому используйте следующую формулу:

Начинайте с глагола в совершенном виде (Создал (а)/ Оптимизировал(а)/ Разработал (а)/ Привел (а) и тд.) + Что + Сколько? (Два Сайта/ 20 постоянных клиентов/ Годовой отчет и т.д.) + С помощью каких инструментов? (программы, ваши навыки) + Как это повлияло на компанию? (например, продажи выросли в два раза).

«Подсвечивайте те результаты, которые будут подтверждать, что вы идеальный кандидат на выбранную вами вакансию. Без включения результатов в свое резюме вы никак не будете отличаться от других кандидатов, кто также просто перечисляет свой перечень обязанностей на рабочем месте», — добавляет Вероника Карпинская.
Фото

Консультант советует прикреплять фото в деловом стиле, где вы расслаблены, уверены в кадре, доброжелательно улыбаетесь. Рекомендуется фотографироваться на светлом однотонном фоне, селфи не приветствуются.

А об этом стоит умолчать

Как отмечает Вероника Карпинская, не нужно указывать в резюме следующие данные:
  • Пол.
  • Семейное положение, возраст: не относится к вашей профессиональной деятельности.
  • Желаемая заработная плата: вы можете обсудить ее на этапе собеседования.
  • Историю вашей жизни: не стоит рассказывать весь ваш путь со всеми подробностями и эмоциями. Указывайте только те факты, которые будут подтверждать ваши навыки и знания, необходимые для получения желаемой работы.
  • Негатив в любом виде: упоминание о ссорах на прошлых местах работы, что было выгорание и так далее.
  • Фото не в деловом стиле: с рыбалки, в клубе, на пляже, в вызывающей одежде и так далее.
  • Графики: не стоит вносить графики того, насколько вы владеете тем или иным навыком, это занимает время у работодателя, чтобы разобрать, проанализировать, сравнить и понять нужны ли вы ему. Не усложняйте нанимающему вас человеку работу. 
  • Свои креативные формулировки: если вы не будете использовать ключевые фразы из вакансии в своем резюме, оно может не попасть на стол к работодателю, так как вы не пройдете ATS (система автоматизированного отбора по параметрам). 

В месте событий

«Существуют различные виды собеседований, в том числе структурированное и кейс-интервью. Собеседования не всегда проходят спокойно, нейтрально, с улыбкой и только удобными вопросами», — объясняет доцент кафедры человеческого капитала и управления персоналом Российского государственного социального университета Алиса Храмова. 
По словам эксперта, рекрутерам приходится заполнять вакансии, требующие повышенной стрессоустойчивости и умения себя контролировать.

 
«Чтобы проверить этот навык, они иногда используют формат стресс-интервью, которое еще называют «неадекватный HR». Это сложный и трудный этап собеседования. Некоторые кандидаты могут теряться из-за стресс-вопросов, проявлять агрессию или даже плакать», — отмечает специалист.
Как добавляет респондент, когда кандидат поймет, что ситуация смоделирована, необходимо решить – смогу ли я примириться с эмоциями и работать с людьми, заставившими меня испытать такой стресс.

Алиса Храмова советует на собеседование не опаздывать и не приходить слишком рано, быть спокойным, открытым, не перебивать собеседника, ясно выражать свои намерения. 

«Самое главное – быть спокойным и уверенным в себе. Это ведь не только на вас смотрят, но и вы смотрите на потенциального работодателя. Ни в коем случае не лебезить, не унижаться, не нервничать. Вы должны излучать уверенность в собственных знаниях и компетенции. Одежда пусть соответствует искомой должности: вы как будто уже пришли на работу», — подытоживает доктор экономических наук, профессор, завкафедрой человеческого капитала и управления персоналом Российского государственного социального университета Александра Сытник.
Ранее Тульская служба новостей писала, как бороться с профессиональным выгоранием.
Автор: Александра Мосина
Подписывайтесь на ТСН24 в