Правило не равно приказу: детский психолог Овсянникова, как донести до ребенка нормы поведения в обществе, если вокруг их все нарушают
Бесполезно требовать от ребенка выполнения правил, которые вокруг не соблюдают другие. Родитель говорит, что трогать руками витрину в зоопарке нельзя, но тут же найдется чужой ребенок, который так сделает и ему ничего не будет. Тульская служба новостей поговорила с детским психологом Еленой Овсянниковой, которая дала рекомендации, как объяснить малышу нормы поведения в обществе.
По словам психолога, любое правило не работает, если оно является приказом или дается без объяснений и возможности обсуждения. Елена Овсянникова рекомендует подробно проговорить ситуации с ребенком, рассказать, для чего люди придерживаются того или иного канона.
Также специалист рекомендует проиграть поход в экзотариум, театр или кино. Например, если ваш ребенок, еще не умеет читать, то освоить нормы поведения он может через проигрывание ситуации.«Необходимо перед походом в кино, зоопарк или театр подойти с ребенком к стенду, где размещены правила поведения в данном месте. Хорошо, если дошкольник сможет сам прочитать правила, хотя бы частично. Когда вы увидите, что кто-то противоречит этим правилам, достаточно сказать своему малышу «Этот мальчик с правилами не знаком, а мы с тобой их уже знаем, давай ему их тоже расскажем». Чтобы правило работало, нужно сделать ребенка его соавтором. Когда правила создаются вместе с детьми, что им очень нравится, они становятся частью личного действия. А далее уже ваш ребенок будет с интересом рассказывать нормы поведения, составленные или прочитанные с вами в каком-либо посещаемом месте, своим братьям, сестрам или друзьям», — говорит психолог.
«Давай отведем куклу Машу в музей. Только расскажем ей, как нужно себя вести. Расскажи Маше, можно ли трогать руками экспонаты? Как ты думаешь, почему? Ты знаешь, а Маша нет, давай ее научим». После ваш малыш будет контролировать не только куклу Машу, но и себя», — резюмировала психолог.