Мошенники все чаще стали использовать «точечные сценарии»: какие новые легенды придумывают для обмана
За первый квартал в Тульской области доля жителей, столкнувшихся с классическим телефонным мошенничеством, выросла на 15%. Такие данные ТСН24 привели в Kaspersky Who Calls. В январе, феврале и марте доля пользователей, которым поступали звонки с подозрением на мошенничество, составила 39%. По-прежнему популярны способы «развода», когда аферисты звонят от лица сотрудников правоохранительных органов и справочно-информационных сервисов, но все чаще преступники используют «точечные сценарии».
Злоумышленники чаще стали использовать мессенджеры и совершают целенаправленные атаки на сотрудников компаний. Используют преступники и дипфейки.
«В последнее время схемы со звонком от родственников, попавших в беду, банка и правоохранительных органов срабатывают всё реже. Поэтому мошенники точечно используют новые сценарии — например, звонок якобы от лица директора компании, где работает потенциальная жертва. Под разными предлогами сотрудника убеждают взять на своё имя кредит и перевести на «безопасный» счёт. Пока речь не идёт о массовых случаях — мошенники направляют все ресурсы на одну жертву. Однако такие кейсы могут заканчиваться потерей большой суммы средств для пострадавшего. Мы, в свою очередь, призываем настороженно относиться к звонкам в мессенджерах и сверяться со службой безопасности своей компании при поступлении таких угроз», — рассказывает Жанна Бурцева, руководитель службы гарантирования доходов и противодействия телекоммуникационному мошенничеству в Tele2.В 2024 году антифрод-система Tele2 блокировала примерно миллион мошеннических вызовов в день. Одна из распространенных легенд – звонок якобы от службы поддержки оператора. Злоумышленники могут ссылаться на то, что у клиента истекает срок действия договора, его карта будет заблокирована, что его личный кабинет хотят взломать или пытаются переоформить номер на третье лицо. После мошенники под разными предлогами требуют сообщить код из СМС, который затем используют для доступа к личным сервисам абонента.
Злоумышленники чаще стали использовать мессенджеры и совершают целенаправленные атаки на сотрудников компаний. Используют преступники и дипфейки.
«Пользователи получали аудиосообщения якобы от знакомых, коллег или руководителей, где их просили помочь или оказать содействие в чём-либо. Мошенники использовали множество легенд, однако цель оставалась одной — похитить собственные и кредитные средства жертвы. Среди новых техник злоумышленников — получение одноразовых кодов подтверждения с помощью функции трансляции экрана в мессенджере во время разговора, без использования вредоносного ПО или программ для удалённого управления устройством. Для защиты пользователям важно не сообщать никому конфиденциальную информацию, внимательно следить за уведомлениями от финансовых и информационных систем и всегда перепроверять сообщения в мессенджерах по другим каналам связи», – говорит Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».О том, как действовать, если вам позвонили мошенники, ранее Тульской службе новостей рассказал начальник отдела прокуратура по надзору за следствием в органах МВД Олег Ашихмин. Так, по его словам, насторожить звонок от неизвестных должен с самого начала.
«Звонок от сотрудника банка, правоохранительных органов уже должен насторожить. Ни следователь, ни оперативный сотрудник, ни сотрудник банка по телефону выяснять какие-то личные данные, коды, пароли не только не уполномочен, это противоречит требованиям законодательства. Сам звонок, кем бы не представился человек на том конце телефонной линии, он должен насторожить. ФСБ, прокуратура, МВД, Росгвардия – кто угодно», — говорит прокурор.Ашихмин рекомендует не общаться с аферистами и сразу повесить трубку, ведь попасться на удочку аферистов можно буквально в первые секунды.
«Правоохранители используют термин «социальная инженерия». Мошенники готовят свою жертву психологически, и затем она как пластилин в их руках готова на все – свои деньги перечислить, кредитов набрать, кредитные карты оформить, продать недвижимость. Каких только душераздирающих историй нет, и каких только огромных сумм не лишаются люди. Рефлекс остановиться не срабатывает из-за постоянного психологического давления. Чаще всего звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов и говорят, что прямо сейчас мошенники пытаются списать деньги или оформить на вас кредиты. И якобы чтобы не попасться на удочку мифических мошенников, настоящие мошенники предлагают вам обезопасить свои деньги, перевести на защищенные счета. Если вы отреагировали положительно на первое их какое-то предложение, дальше они приложат максимум усилий, чтобы выжать весь потенциал, который банки могут выдать вам в кредит – набрать кредитов на миллион, пять, десять – не вопрос. Очень много таких историй. Как только ты сказал первое «да», в покое они тебя не оставят», – поясняет Ашихмин.Чаще всего жертвами аферистов, которые действуют от лица правоохранителей, становятся люди старшего поколения, но нередко и молодежь отправляет преступникам крупные суммы. Для них у аферистов есть свои способы.
«Практика показывает, что молодежь вроде бы подкована, развита, обеспечена самыми различными источниками информации, но точно так же доверчиво идет на заклание, не перепроверяя, не взвешивая. Иногда у молодых людей, может, не хватает острых ощущений. Мошенники предлагают по телефону раскрыть крупную аферу. Молодые люди находят в себе нереализованный потенциал Шерлока Холмса и с удовольствием выводят «на чистую воду» мошенников. За это время продают квартиры, машины, набирают кредитов. А там с каждым новым звонком говорят, что они все ближе к поимке. Еще чуть-чуть, еще пара миллионов и эта международная преступная схема будет ликвидирована. Каждый день в сводках видим молодых людей», – объясняет прокурор.Ранее мы рассказывали историю жителя Тулы, который пришел в областную прокуратуру на проспекте Ленина, чтобы узнать, действительно ли он участвует в операции по поимке мошенников.
Автор: Захар Степнов