Искусственный интеллект не заменит маму или как со включением гаджета «выключается» ребенок
Почему мы так часто слышим от старшего поколения фразу: «Современные дети совсем перестали читать.»? Ответ прост. В Советском Союзе для обычного человека нормой чтения в неделю было одиннадцать часов. Задайте себе вопрос, но только ответьте честно: а вы укладывайтесь в статистику самой читающей страны? Чему может научить детская книга и почему стоит читать книги, а не слушать их при помощи умной колонки, Тульской службе новостей рассказала логопед Наталья Афонина.
Книга – путеводитель для ребенка
«Читайте детям книги!» - советует логопед и дает объяснение, почему выбор стоит сделать в пользу книги, а не прослушивание умной колонки. Через литературу ребенок обогащает свой словарный запас, учится устанавливать причинно-следственные связи и находить ответы на вопросы. Вот только родители перестали проводить время детьми за интересной книжкой.
«Большинство родителей виновато пожимают плечами: «Времени нет, работаем». Кто-то улыбается: «Да не люблю я это. Лучше фильм посмотрю. Вон, совсем недавно новый «Евгений Онегин» вышел». А некоторые читают каждый день: новости, посты в ВК, статьи в Дзене... Спросишь: «Какую книгу вы прочитали последней?». И чувствуешь себя неловко под растерянным взглядом взрослого человека. А что говорить о детях? Современный ребенок читать не привык. Скажу больше: не каждому дошкольнику нравится, когда ему читают», — объясняет логопед.
Среди других отговорок родителей педагог чаще всего слышит: «Ой, чтение не для него или «из-за компьютера не вытащишь», но давайте не будем перекладывать ответственность на гаджеты, рассуждает специалист, а лучше подумаем: «Что мы, взрослые, сделали, чтобы подружить ребенка с книгой?»
«Я работаю в замечательном детском саду. Он большой, светлый, сказочный. В его коридорах нарисованы разные герои. Идешь с ребенком мимо медицинского кабинета. А перед кабинетом, на стене — доктор Айболит. Ты улыбаешься, начинаешь цитировать знакомые с детства стройки:
«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться: и корова, и...».
Дошкольник подхватывает мысль, смеется: «Бычица!».
Мне искренне жаль этого малыша. Он не знаком с произведениями Корнея Чуковского. Хотя ему они бы точно понравились. А ребенок просто услышал краем уха напевные строки», — рассказывает педагог.
Печальна и та статистика, что дети не могут назвать персонажей из самых известных детских книг. Педагог предложила дошкольникам поиграть:
«Мы проходим букву Б. В букваре нарисован мальчик Боря на пороге библиотеки. Говорю дошкольникам:
- Давайте поможем Боре: вместе посоветуем книги. Пусть в них будут герои, в чьих именах «прячется» его любимая буква, — Б. Сказала и жду: вот сейчас ребята точно вспомнят Буратино, Бармалея, Карабаса-Барабаса, Бабу Ягу в конце концов.
Увы. Дети молчат. Наконец руку несмело тянет одна девочка:
- Наталья Юрьевна, а «Битва экстрасенсов» подойдет?» — описывает ситуацию логопед.
Дети отражают события, которые происходят в их жизни. Как говорит логопед, современным родителям проще включить кнопку телевизора или умной колонки, чтобы на время «выключить» ребенка.
«Мы могли открыть ребёнку двери в лучший мир, полный дружбы, таинственных опасностей и приключений. Мир, где добро побеждает зло, а чудеса действительно случаются. Могли, но не захотели. Щёлкнули пультом телевизора, включили умную колонку. И оправдались перед собой: «Не нравятся ему книги. Не любит». А как иначе, если маму перед телевизором ребенок видит постоянно, а маму с книгой, увы, все реже и реже?» — объясняет специалист.
Фото: Freepik.com
Как правильно читать с ребенком книги
Как объясняет логопед, уделять время для тению нужно каждый день. Лучше всего это делать перед сном, потому что в спокойной обстановке легче сосредоточиться.
«Только представьте: тихо в спальне, уютно горит лампа; мама обняла ребёнка и неторопливо переворачивает страницы. Начните с самых известных сказок. Не думайте о том, что они не по возрасту. Прочитайте пятилетке «Репку» или «Курочку Рябу», а через какое-то время попросите сказку пересказать. Вы удивитесь, но мало кто из ребят может связать слова в понятные предложения: это тяжело, непривычно», — говорит педагог.В этот момент ребенку будет необходима ваша поддержка. Хорошо, если сначала дошкольник будет просто договаривать за вами:
- Жили-были...
- Дед и баба.
- И была у них...
- Курочка Ряба.
По словам педагога, если чтение станет вашей традицией, ребёнок постепенно запомнит сказку, а там и до полноценного пересказа недалеко. Расскажет, потому что все это время вы терпеливо работали над развитием его связной речи.
Как объясняет логопед, русские сказки с их повторяющимся цикличным сюжетом, как нельзя лучше подходят для этого.
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может! Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут!». События сказки словно подсказывают дошкольнику, о чём сейчас говорить и какую фразу использовать, не запутаешься.
Будет совсем хорошо, если вы попробуете обыгрывать эти истории, так малыш точно не заскучает. Можно стучать по книжной странице: «Тук-тук-тук, кто в теремочке живёт?»; говорить, меняя тембр и интонацию: низким голосом за папу-медведя («Кто ел из моей миски?») и высоким за малютку-Мишутку («Кто ел из моей миски и все съел?»); и даже двигаться: ведь никто не мешает вам обнять ребенка за плечи и раскачиваться вместе с ним, «вытягивая» невидимую репку», — рекомендует специалист.
Фото: Freepik.com
Педагог уверена, что такой процесс понравится и маме, и ребенку, потому что она не просто работает в режиме умной колонки, она проводит время со своим малышом.
Также педагог отмечает, что искусственный интеллект не может заменить человека. Мало попросить: «Алиса, расскажи сказку», потому что умная колонка не видит вашего ребёнка. Она не подстроится под его реакции и не сделает пауз, когда дошкольник замирает, удивленно хлопая глазами. Она даже не пытается объяснить непонятные слова, потому что искусственный интеллект — не мама. Логопед предупреждает, что прослушанная сказка в исполнении умной колонки, скорее всего, останется непонятой. Не верите? Тогда ещё один пример от специалиста.
«Я читала детям историю про Красную Шапочку. Помните? Красная Шапочка взяла лукошко с пирогами и пошла по тропинке через лес. Дошкольники отвлеклись, смотрят по сторонам, ерзают на стульях, а ведь сказка едва началась. В чем дело?
Спрашиваю у ребят:
- Дети, а что такое «лукошко»?
Тишина. И в этой тишине неуверенное:
- Лукошко? Лукошко – это кошка, которая ест лук.
Теперь представьте, что творится в голове у ребёнка. Красная Шапочка взяла кошку, которая перед этим наелась лука, положила в нее пирожки и отправилась через лес. Дошкольник не понимает, что происходит, и, конечно же, отвлекается. Зачем слушать ерунду?» — объясняет логопед.
При этом педагог уточняет, что прослушать аудиовариант сказки можно, но только, когда ребенок разобрался в сюжете. Тогда история заиграет новыми красками.
Также Афонина отмечает, если родители на постоянной основе включают ребенку сказки, будьте готовы к тому, что скоро ребёнок начнет воспринимать их, как фон.
И читать, и играть
По словам педагога, есть термин «интерактивное чтение», а учёные экспериментальным путем доказали, что дети с его помощью лучше развиваются.
«Научные деятели разделили трёхлетних детей на две группы. Четыре недели взрослые читали детям сказки. Одним — традиционным способом, просто озвучивали написанный текст. С другими взрослые использовали книгу, как средство общения. Обыгрывали сказки, смеялись, рассматривали картинки. А еще задавали вопросы и рассказывали о том, что написано между строк. «Вот Курочка Ряба. Ряба, потому что пятнистая, рябая. Посмотришь, и рябит перед глазами, сливается: пятнышко, пятнышко, пятнышко...».
Через четыре недели учёные провели речевые тесты. Оказалось, что дети из второй группы на восемь с половиной месяцев опережают своих сверстников по уровню развития речи. И это действительно впечатляет», — говорит педагог.
Фото: Freepik.com
Логопед советует начать с малого: попробовать читать ребенку в течение одного месяца, хотя бы по 30 минут, при этом освоить несколько полезных приёмов.
- Читайте неторопливо, чётко. Помните: малыш обязательно будет подражать вашей манере. Так заложено природой.
- Сопровождайте чтение мимикой и жестами, тогда дошкольнику будет действительно интересно.
- Попробуйте задавать, как можно больше вопросов. Так вы убедитесь в том, что ребенок понимает суть истории, и не позволите ему «клевать носом». С радостью принимайте детские ответы: наивные, порой нелепые, они будут становиться лучше с каждым днём.
- Обязательно предлагайте крохе прикоснуться к изображениям на картинках. Указательный жест позволит проложить новые нейронные связи в коре головного мозга. Ребёнок просто тыкает пальчиком и... умнеет.
- Обыгрывайте сказки: попросите дошкольника показать, как медведь, ходит, спит, рычит. Такую информацию он точно не забудет.
- Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное. Хорошо, если между вами и ребенком возникнет настоящий диалог. Беспроигрышный вариант — спросить: «Как ты думаешь, что будет дальше? Вот мне кажется, что...». Выслушав вас, сын или дочка обязательно захотят поделиться своим мнением.
Напомним, ранее специалисты рассказали, какие игрушки могут навредить ребенку.