Насколько он распространен, и как родителю принять диагноз ребенка – девять вопросов детскому психиатру про аутизм

Фото: Тульская служба новостей
Про существование аутизма слышали многие, даже наслышаны о его распространенности, однако описать этот синдром по силам не каждому – кто-то обладает стереотипными и не всегда достоверными суждениями, а кто-то и вовсе никогда не интересовался природой недуга. Апрель принято считать всемирным месяцем информирования об аутизме – в связи с этим Тульская служба новостей задала девять распространенных вопросов об аутизме детскому психиатру Ладе Бариновой.

Отличаются ли термины РАС и аутизм?


Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа нарушений нейроразвития, включающих различные синдромы (синдром Аспергера, синдром Каннера, детский аутизм, атипичный аутизм, а также множество хромосомных и генетических синдромов), характеризующихся тремя основными нарушениями: социального взаимодействия, общения, стереотипного поведения. То есть, понятие «аутизм» более узкое, нежели РАС. При большинстве синдромов РАС детям положена инвалидность.

Насколько распространен аутизм?


По данным 2023 года, аутизм встречается примерно у одного ребенка из ста, при этом мальчикам этот диагноз ставят гораздо чаще.

Как заподозрить у ребенка аутизм?


Первые признаки аутизма заметны уже на первом году жизни, но к двум годам они становятся более выраженными в связи с развитием речи – нарушения навыков общения и коммуникации становятся более явными. В возрасте трех-пяти лет диагноз уже не вызывает никаких сомнений. Среди основных признаков – отгороженность от мира, зацикленность на своих играх, внутренних переживаниях, неадекватное реагирование на других людей, нежелание общаться. Таким детям проще сделать что-то самому, например, вскарабкаться куда-то, нежели просить помощи у родителя – хотя такое поведение наблюдается также у детей с нарушениями речи. Это выраженное нарушение контакта и социализации – детям некомфортно на детских площадках, они играют сами по себе, никогда не подойдут к компании детей или к другому ребенку. Такие дети также не умеют моделировать свое поведение в соответствии с изменившейся обстановкой. У них своеобразная стереотипная игра, часто не имеющая сюжета, причем играть они могут и с неигровыми предметами. Например, в раннем возрасте можно увидеть такую картину, как ребенок увлеченно выстраивает в ряд по цвету, форме или просто так различные предметы.

Как проходит медицинская диагностика аутизма?


Диагностика детей с аутизмом проводится везде одинаково. Первый скрининг делают в два года – родителям дается скрининговая анкета. Если результаты анкетирования не выявляют группу риска, то диагностика на этом завершается. Если же шкала завышена, то назначается уже второй клинический скрининг на приеме у психиатра. Собирается анамнез, выслушиваются жалобы, осматривается ребенок, описывается его психический статус, проводятся различные обследования и лабораторные анализы – общий и биохимический анализ крови, электроэнцефалограмма (ЭЭГ), в некоторых случаях даже МРТ для исключения патологий. В стационаре также проводят генетическое обследование.

Что влияет на рождение ребенка с аутизмом?


На рождение ребенка с аутизмом влияет множество факторов: генетические, нарушение развития центральной нервной системы в утробе, краснуха во время беременности, туберозный склероз, хромосомные нарушения, нарушение обмена нейромедиаторов, окислительная гипотеза, воздействие токсических веществ, факторов окружающей среды и многое другое. В 50-е годы была популярна теория «холодных матерей» психиатра Блейлера, суть которой в том, что на развитие аутизма влияет холодное социальное окружение. Однако она была опровергнута еще в 80-е годы.

Может ли человек с аутизмом быть общительным и социальным?


Если мы говорим про аутизм, то человек с этим заболеванием не может быть общительным в общем понимании. Он может быть говорливым и много рассказывать что-то свое, однако мнение окружающих для него будет не особо важно. Диалог будет выстраивается с большим трудом – этому обучают детей уже на реабилитации, однако даже в этом случае общение будет носить формальный характер. Если говорить про людей, которые находят общий язык с людьми, и внешне их проблемы не заметны, то у них скорее всего синдром Аспергера, который так же входит в группу РАС. В этом случае тоже выявляются нарушения коммуникации и социализации, но в меньшей степени. Люди с этим синдромом могут иметь даже более высокий показатель интеллекта, могут быть интересны собеседнику, однако, опять же, разговор будет носить некий формальный оттенок. В любом случае, независимо от степени социализации, в обществе человек будет чувствовать себя некомфортно.

Как терапия помогает детям с аутизмом в социализации?

Социализации и коммуникации детей с аутизмом обучают как раз на реабилитации – проводят групповые терапии, где учат нахождению в небольшой группе и в обществе. Это важно делать с детства, чтобы в будущем они могли жить обычной жизнью, зарабатывать деньги, ходить в магазин, поддерживать формальный диалог.

Как психиатры относятся к фильмам про аутизм? Могут ли они сформировать неправильное представление о диагнозе?


К кинематографу я отношусь только положительно. Это неплохой вариант для всех людей, которые не представляют, что такое аутизм, познакомиться с синдромом с помощью художественной интерпретации. Естественно, в кинокартине не будут показаны тяжелые формы синдрома, но и стоит понимать, что фильмы существуют не для того, чтобы напугать, а чтобы дать понять зрителю, что такие люди есть. Прекрасный фильм 80-х годов «Человек дождя» – очень рекомендую к просмотру.

Чем опасно родительское отрицание диагноза у ребенка?


Безусловно, родителям тяжело принять тот факт, что у ребенка есть такой синдром. Я бы могла посоветовать обратиться к семейному психологу для внутренних проработок, для более быстрого принятия. Важно понимать, что вовремя диагностировать аутизм – очень важно для дальнейшего развития ребенка. Ранняя диагностика заболевания ведет к тому, что ребенок раньше начнет получать реабилитацию. Это не только медикаментозная терапия (она нужна не всем детям с аутизмом, только при выраженных поведенческих нарушениях), но и получение рекомендаций для дальнейшего прохождения комиссии по МПК, где ребенка определят в группу для детей с РАС. В таких группах работают специалисты, которые не оставят ребенка на произвол судьбы, как, например, в общеобразовательных группах в обычном садике, где воспитатели не обучены работе с такими нарушениями. Также таким деткам необходимы дефектолог, логопед, психолог – все эти специалисты есть в коррекционных садах.

Ранее Тульская служба новостей сообщала, как защитить уши в ветренную погоду.
Автор: Екатерина Карпенко
Подписывайтесь на ТСН24 в