Хочешь узнать – просто прочти: куратор комикс-клуба рассказывает о механизме работы рисованной истории
Почувствовать себя супергероем или оказаться в викторианской эпохе сегодня сможет каждый. В материале ТСН24 владелец магазина комиксов BW Comics в Туле и куратор комикс-клуба «Октавы» Вова Апёнов рассказывает о том, как это можно сделать.
Важна последовательность
Среди широких масс читателей распространено мнение, что комикс – это жанр литературы или иллюстрации.
Эксперт выделил несколько больших сегментов на рынке комиксов – японский, американский и франко-бельгийский.
Когда какой-то комикс выстреливает, то это происходит везде, однако есть и локальные хиты, говорит куратор.
Корневой аудиторией комиксов считаются люди до 35 лет.
Стоит просто начать
Лидером авторского комикса, по мнению респондента, является Виталий Терлецкий, прошедший путь от самиздата до собственного издательства.
Комиксами герой нашего материала увлекся в 18-19 лет, в период заинтересованности историей искусства.
Ранее Тульская служба новостей писала материал о развитии комиксов в России.
Важна последовательность
Среди широких масс читателей распространено мнение, что комикс – это жанр литературы или иллюстрации.
По словам респондента, в начале 90-х годов американский теоретик Скотт МакКлауд ввел термин последовательное искусство.«На самом деле комикс — это отдельный вид искусства, потому что у него есть свой уникальный механизм работы»
«В комиксе важна именно последовательность: как друг за другом следуют кадры, как они объединяются в голове», — отмечает Вова Апёнов.Существуют и разные названия – манга, манхва, bande dessinée, комикс, фуметти. Как говорит куратор, эти термины отличаются только национальной принадлежностью, но обозначают одно явление – последовательное искусство.
«Комикс начинался как развлекательное искусство, но с развитием рынка он укрупнился», — уточняет Вова Апёнов.По его словам, в НИУ ВШЭ сейчас есть образовательная программа, целиком посвящённая комиксу во всех его проявлениях.
«Комикс — это способ, которым вы можете рассказать любую историю», — добавляет куратор.Три кита
Эксперт выделил несколько больших сегментов на рынке комиксов – японский, американский и франко-бельгийский.
По словам куратора, для американцев характерна супергеройская традиция, а европейский рынок уникален своей поступательной историей, объединяющей разные поколения вокруг одних и тех же тем.«Средний тираж комикса в Японии 300 тысяч экземпляров, а в России 3 тысячи экземпляров. Из-за такого большого рынка там авторы выпускают как популярные приключенческие истории, так и узконаправленные материалы. Все знают комиксы «One Piece» и «Истребитель демонов», но в Японии можно найти и историю для женщин за 40, где освещаются проблемы менопаузы»
«Там комиксы давно не считаются детским развлечением. Однако есть свои формальные особенности. Средний комикс во Франции — это 50 страниц, а не 500», — рассказывает респондент.Цифровые технологии привносят в искусство новые способы распространения.
«В Корее сейчас популярен цифровой комикс, подходящий для чтения на смартфонах. В таком варианте исчезла важная особенность комикса — постраничное планирование. История у них идет лентой. А страница в комиксе – уникальное пространство, которое позволяет управлять темпом повествования и вниманием читателя. В настоящий момент до конца не понял, что именно привносит ленточное чтение, потому что на это нужно время», — объясняет Вова Апёнов.От франшиз до локальных хитов
Когда какой-то комикс выстреливает, то это происходит везде, однако есть и локальные хиты, говорит куратор.
По словам респондента, в нашей стране есть издательство BUBBLE, которое делает русские супергеройские комиксы, в том числе и Майора Грома.
«В Италии есть комикс Dylan Dog, выходящий уже 60 лет, но в России его никто не читал. В США невероятно популярен Dog Man – детская история про полицейского с головой собаки. В этом комиксе необычная рисовка, сделанная будто рукой ребенка, в США у него многомилионные продажи. В России он запустился и не продался вообще»
«Комикс Майор Гром прошел путь от истории, увлекающей энтузиастов до материала для широких масс после выхода фильма. Аудитория комикса увеличилась в сотни раз. Вообще у нас такого не было давно», — объясняет респондент.Существуют авторские хиты вроде комикса Маржан Сатрапи «Персеполис». По словам куратора, это история про детство в Иране 80-90-хх годов.
«Комиксы и книги в России не имеют таких маркетинговых бюджетов, которые есть у фильмов или музыки. Поэтому через экранизации и работу по популяризации удается продвигать разные истории», — говорит Вова Апёнов.Недавно, по словам куратора, был переиздан комикс Алана Мура «Из ада», описывающий Лондон викторианской эпохи и Джека-потрошителя как явление.
Корневой аудиторией комиксов считаются люди до 35 лет.
Стоит просто начать
Эксперт советует не ограничивать себя определенными сегментами и историями.
«Идеальный способ, когда хочешь что-то узнать, много всего прочесть. Если ты этого не сделаешь, то ни в чем никогда не разберешься»
Лидером авторского комикса, по мнению респондента, является Виталий Терлецкий, прошедший путь от самиздата до собственного издательства.
«Комиксы и книги часто связывают друг с другом, так как они напечатаны на бумаге. Однако в плане восприятия это два совершенно разных вида искусства», — уточняет Вова Апёнов.От обычного интереса до общего дела
Комиксами герой нашего материала увлекся в 18-19 лет, в период заинтересованности историей искусства.
В комикс-клубе куратор читает лекции и знакомит читателей с авторами, эпохами, разными стилями и приемами.
«Возможности комикса меня очень удивили, тогда это было неосвещенное искусство. Открытие магазина было шагом для встречи с новыми людьми и обсуждения этой истории. Магазину летом исполнится 12 лет, за это время удалось привезти интересных российских авторов в рамках фестиваля и частных лекций. Последний раз у нас была выпускница НИУ ВШЭ Настя Жук с комиксом Псы, Котики, Рок-н-ролл»
Ранее Тульская служба новостей писала материал о развитии комиксов в России.
Автор: Александра Мосина