Как правильно здороваться, когда не стоит желать приятного аппетита и кто может ставить локти на стол: повседневные правила хорошего тона
Многие из нас сталкивались с ситуациями, где наши интересы пересекались с мнением других. Нередко на помощь в таких случаях приходят знания этикета. В программу «Приемная Тульской службы новостей» на радио Милицейская волна ведущая Людмила Зеленкова побеседовала с экспертом по этикету Юлией Рябухиной на тему повседневных правил хорошего тона. Как правильно здороваться и всегда ли это следует делать первым? Кому разрешено класть локти на стол? Почему не всегда стоит желать приятного аппетита? Что делать, если ребенок в электричке пинает спинку сиденья?
- Юлия, вы любите много путешествовать. Расскажите, отличаются ли правила этикета в разных странах?
Не так много, как хотелось бы. Последний раз я была летом в Италии. А прошлой зимой во Франции проходила обучение у выдающегося преподавателя по этикету Анны Дебар. Этикет же родом из этой страны, и казалось, окажись сегодня в центре столицы, в Париже, зайдёшь в кафе и обязательно увидишь людей, которые правильно держат чайную пару, бокалы, пользуются приборами умело, но на самом деле это не так.
Когда я приехала на юг Франции к преподавателю, я задала ей такой же вопрос: «Как же так, в кафе люди сидят в верхней одежде?» Она отметила, что такие города славятся потоком туристов, но мы забываем, что они приезжают отдыхать, а не следовать правилам этикета.
- Тогда для чего нужны эти правила?
Чтобы понимать, в каком месте, как себя правильно вести. Если вы, например, оказались на каком-то званом ужине или вас пригласили на вечер со звездой, либо вы попали на корпоративное мероприятие высокого уровня, где находятся люди высокого статуса. Вот как раз там за восемь секунд вы расскажете о себе своими манерами абсолютно всё.
- Получается, если вы заходите в кафе где-то вот в Европе и увидели, что девушка пользуется помадой или прихорашивается за столом, конечно, это не по этикету, но это не повод ей тыкнуть на это?
Конечно, нет. Этикет – это про уважение к другому человеку. Мы ни в коем случае не делаем замечания. Даже наоборот, согласно правилам этикета, если мы видим, что человек как-то себя неэтично ведёт, мы об этом не упоминаем.
Представьте, я – эксперт по этикету, подойду и сделаю замечание. Вы почувствуете себя неловко, а это противоречит правилам хорошего тона.
- А какие темы уместно затрагивать, если хочешь узнать, как дела у твоего коллеги или друга?
Давайте начнем с того, есть табуированные темы в этикете, которые мы не обсуждаем. Это религия, политика, секс, деньги, дети и здоровье. Давайте подробнее о каждом.
У всех разные религиозные взгляды. Если даже человек носит крестик на шее, это не означает, что он часто посещает церковь. Тема религии сугубо личная, мы можем обсуждать ее только в кругу близких людей, знакомых, родственников.
Так же тема политики. Наши взгляды могут разделяться, а это не повод ссориться и выяснять отношения. Каждый остается при своем мнении.
Тема денег. Одни из очень неудобных вопросов: а сколько вы зарабатываете? Кстати, на такой вопрос можно отшутиться: «Недостаточно, чтобы полететь на Мальдивы».
Либо очень часто люди говорят про деньги, про цены. «Я купила себе сумку, она стоит столько, или мы летали отдыхать, нам путевка обошлась в такую сумму». Подобный акцент на стоимости совершенно не по этикету, это полное бескультурье.
Представьте, человек напротив вас, которому вы рассказываете, совершенно не в состоянии заработать себе такие суммы на отдых или вещь. Скорее всего, он почувствует себя некомфортно, а этикет нужен, чтобы рядом с вами человеку было спокойно, комфортно, уютно.
Еще одна неэтичная тема, если мы задаем вопросы про детей. Скажем так, не только у коллег, даже друзья не могут задать этот вопрос. «А что это вы там до сих пор без детей? Что это ты до сих пор не замужем?»
- Как реагировать на эти вопросы? Если они слишком часто звучат от знакомых. Допустим, научился уже отшучиваться, но они все равно продолжают гнуть свою палку.
Точно не стоит человека ставить на место. Можно сказать, если действительно этот вопрос повторяется часто: «Я точно не знаю когда, но вы узнаете первые».
Если и это не работает, то, наверное, лучше сказать прямо: «Знаете, меня ваши вопросы очень трогают. Я понимаю, что вы переживаете за меня, за мою личную жизнь, но для меня это больная тема, и я не хотела бы впредь слышать эти вопросы». Говорить нужно спокойно, прямо, не с обвинением в адрес другого человека.
- Можно ли сказать, что этикет – это про искренность?
Абсолютно верно. Когда я провожу лекции, мастер-классы по этикету, часто присутствуют психологи. Они также проводят параллели. Этикет и психология – соседи.
Когда я углубилась в тему этикета, жить стало легче. Ты ко всему относишься абсолютно спокойно, понимаешь, что люди разные, некоторые не знают чувства такта, могут говорить все в подряд, даже не задумываясь, что могут обидеть.
- Может это плохое воспитание, когда люди не чувствуют такта?
Это культура, которую нужно развивать. Я всем рекомендую больше читать. Только тогда со временем приходит ясное понимание, что шутки, которые бывают злыми, саркастическими – это не шутки. Это попытка задеть чувства человека. Если шутим, это должно быть смешно, как минимум двоим, а не одному.
- Вы очень давно познакомились с этикетом, в этой сфере более 20-ти лет. Как произошло знакомство? Была ли какая-то ситуация, по причине которой заинтересовала эта тема?
Да, предыстория была. Она случилась, когда мне было 20 лет. Тогда я в первый раз полетела в Европу. В очень дорого фешенебельном ресторане Парижа произошла ситуация, как в фильме «Красотка», когда подавали эскарго улитки. Ситуация один в один. Подавали улиток, я смотрела на щипчики и тоненькую вилочку, думала: «Боже мой, что же делать? Я совсем не знаю, как пользоваться столовыми приборами». Тогда удалось выкрутиться, в этот моменте просто наблюдала за своими соседями.
Я запомнила эту ситуацию на всю жизнь. Когда я вернулась домой в Россию, первым делом пошла в ближайший книжный магазин и купила книги по этикету.
Этикет, как палочка-выручалочка, помогает правильно проявить себя.
- Есть такое мнение, что ты должен быть таким прытким, идти напролом, никого не видеть и не слышать. Как быть, если хочешь остаться при этикете, быть воспитанным человеком, но тебе нужно продвигаться по карьере?
Совсем недавно была в декабре лекция для сотрудников одной коммерческой организации. Это уже из раздела делового этикета. Я, к слову, разбирала на примере двух кандидатов на высокую должность. Оба имеют высокую финансовую грамотность, высшее образование, большой опыт работы, но один из них знает правила этикета, как себя вести, имеет чувство такта и дисциплины.
Кого выберут?
Ответ очевиден, тот, кто владеет этикетом. Такой человек располагает к себе, его даже хочется обнять и сказать, какой вы замечательный, с вами так легко и комфортно, спокойно. Скорее всего, этот человек пройдет уровень выше.
Какие есть направления этикета?
Первые ассоциации, когда мы слышим слово «этикет» — это сервировка, пышные наряды, как руки держать, убрать их под стол или нет. При этом столовый этикет занимает, наверное, 15 место из всех видов этикетов. Существуют: семейный этикет, гостевой этикет, как принимать гостей, как ходить в гости. Подарочный этикет — как мы дарим подарки, как мы их распаковываем, какие подарки можно дарить, какие нельзя.
Давайте остановимся на деловом этикете, кто должен здороваться первым?
Правило диктует нам принцип входящего или принцип движения. Если я выхожу из своей квартиры, а консьержка на месте, то здороваюсь первая я, мимо проходящая. Я нахожусь в движении, я с ней здороваюсь.
Дальше, если я захожу с улицы домой в подъезд, я первая здороваюсь, потому что я первая захожу, я нахожусь в движении.
Согласно этикету, есть какие-то слова, с которыми мы здороваемся? Как вы относитесь, например, к слову «здрасьте»?
Давайте начнем с этого, что этикет рекомендуется все-таки употреблять «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». «Здравствуйте» этикет не рекомендует только потому, как вы сказали слово «здравствуйте» трудновыговариваемое, поэтому не стоит им пользоваться.
Я даже при общении со своими друзьями, близкими, подругами приветствую в смс «Доброе утро, Елена». Отмечу, с которой я на «ты», с которой мы можем поздороваться простым «приветом», но я обращаюсь к ней по полному имени – ей приятно и мне приятно. Почему бы не поддерживать такой культурный, вежливый диалог даже с близкими людьми?
- В деловом этикете есть временной промежуток, когда мы говорим «доброе утро», «добрый день» или «добрый вечер». Давайте обозначим временные рамки.
«Доброе утро» до 11:00, после и до шести вечера – «добрый день». После шести можно говорить «добрый вечер», но есть исключение. «Добрый день» можно говорить полные сутки. Этим мы точно не обидим человека, это не будет выглядеть неправильно.
- Когда коллеги обедают вместе, нужно ли каждый раз желать приятного аппетита?
Традиция желать «приятного аппетита» в нашей культуре появилась в эпоху Петра I. До этого на Руси говорили «кушайте на здоровье» или «хлеб да соль». Наши предки взяли эту моду, скопировав во Франции «bon appétit». Но там желали «приятного аппетита» только те люди, которые сами приготовили подаваемую еду.
«Приятного аппетита», по правилам этикета, может желать тот человек, который сам приготовил блюдо и подаёт его к столу. В ресторане официант может передать приятного аппетита нам от повара, но между собой мы не желаем приятного аппетита.
- Можно ли среди коллег, если ты, конечно, не работник колл-центра, разговаривать по телефону? Или слушать музыку в присутствии других не в наушниках, а также слушать какое-то сообщение?
Нет, конечно, нельзя. Не только среди коллег, вообще нельзя. Ни в общественном транспорте, ни в любом другом помещении, только у себя дома. Если вы находитесь в общественном месте, где есть другие люди рядом с вами, вы доставляете дискомфорт.
У меня была похожая ситуация в общественном транспорте. Совсем недавно я ехала в электричке, молодой человек включил телефон и смотрел какую-то интересную передачу на полную громкость. В это время кто-то читает книгу, пьет кофе, отдыхает.
- Вы попросили его сделать потише?
Конечно, нет. По правилам этикета, напрямую мы никогда не просим, не делаем замечания, чтобы избежать конфликта. Мы можем попросить бортпроводника, чтобы он сделал замечание тому человеку, который без наушников смотрит на полную громкость в телефон.
- В самолете неугомонный ребенок, который своими ножками дергает кресло. Как попросить успокоить ребенка?
Это самая больная, наверное, тема для многих. И как хочется порой сказать его родителям замечание, но мы не можем этого сделать. Мы обращаемся, если это в самолете, к стюарду: «Помогите, пожалуйста, мне очень некомфортно, что ребенок дергает мое кресло. Можете, пожалуйста, поговорить с его родителями?».
- Мы задались еще одним вопросом из области этикета: можно ли есть в кинотеатре?
Я придерживаюсь такого мнения, что не стоит. Я как-то была с детьми в кинотеатре. Родители посадили своих детей, у них была большая коробка попкорном. Самый маленький ребенок, который был в их компании, пробегает и весь попкорн разлетается на пол. Мне хотелось пожалеть сотрудников кинотеатра. Представьте, у них следующий сеанс, а это все необходимо пылесосить.
Такое поведение абсолютное неуважение к сотрудникам.
- Какие нормы этикета устарели? Должен ли мужчина носить сумочку за женщиной?
Нет, ни в коем случае. Никогда мужчина не носит ни дамскую сумочку, ни пальто, ни кошелек. Это ее личная принадлежность.
- Кто открывает дверь?
Дверь открывает мужчина. Если это прозрачная дверь, он открывает, и дама проходит первой. Если это глухая темная дверь, мужчина открывает и сам заходит первым, чтобы проверить, все ли в порядке. Потому что он не видит, что за этой дверью происходит.
- Корректно ли в гости идти без подарка?
Если вы идете в гости, вы обязательно должны с собой взять что-то маленькое: что-то вкусное, десерт или бутылку шампанского, если это взрослый ужин, цветы.
- Если мы говорим про подарки, рисунок можно подарить?
Это будет хороший подарок. Все, что сделано своими руками, особо ценится. Особенно, если это детский рисунок, и ребенок старался, это будет хороший подарок. Если мы дарим взрослому человеку, можно заказать портрет у художника.
- Во сколько нужно приходить в гости?
По правилам этикета, мы не можем опаздывать более чем на 15 минут, но и раньше приходить не стоит.
А должен ли мужчина снимать головной убор в помещении?
Заходя в помещение, мы снимаем верхнюю одежду, особенно, если заходим в кафе или ресторан.
ООО «ТСН24» – редакция СМИ радиоканала «Топ FM 105,3», 105.3 МГц, ретрансляция «Русское радио», 12+. Информация в разделе «О нас»