Было весело и круто: ведущие, слушатели, рекламодатели поделились воспоминаниями о радио 90-х в России

Фото Тульской службы новостей

13 февраля отмечается Всемирный день радио. Праздник был утвержден в 2013 году Генеральной Ассамблеей ООН. К слову, в России День Радио начали отмечать гораздо раньше. В нашей стране этот праздник был учрежден 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР. Его было решено отмечать 7 мая, в связи с тем, что 7 мая 1895 года физик Александр Попов на заседании Русского физико-химического осуществил первый сеанс радиосвязи. В ожидании майского Дня Радио Тульская служба новостей решила не обходить вниманием Всемирный праздник и вспомнить, как начиналась история музыкально-развлекательного радиовещания в нашей стране. Спойлер: было весело и душевно!

Примечание
Данный материал написан с уважением к людям, которые стояли у истоков FM-радиовещания в России в целом, и в Туле в частности. Истории собраны с большой любовью к тем, кто делал радио в далекие 90-е и 00-е годы, к тем, кто очаровывал своими голосами, кто генерировал и воплощал невероятные идеи, делился музыкой в то время, когда еще не было умных колонок, рассказывал новости в эпоху, когда мы жили без Telegram. Это статья признательности ко всем, благодаря кому радио появилось, держалось на плаву и стало неотъемлемой частью нашей жизнью: радиодеталям, рекламодателям и слушателям. 

Любовь с первого звука 

В документальном фильме «Волна. История радио «Модерн» ведущие рассказывали, что стали популярными уже через 2 недели вещания. И это без прямых трансляций в Интернете! Просто голос и бесконечный креатив – вот, что заставляло слушателей быть рядом с радиоприёмниками всегда. Ведущие быстро становились кумирами, слушатели писали им длинные письма с признаниями в любви. Это была любовь к образу, к харизме, к голосу – ведь тогда увидеть в жизни RDJ было практически невозможно, почти все работали с эфирными псевдонимами. Между тем, например, в Туле до сих пор помнят радиокумиров: Дмитрия Нагиева, Сергея Роста, Алису Шер, Жени Шаден, Аллу Довалатову, Дмитрия Оленина, Бачинского и Стиллавина, Риту Митрофанову, Антона Камолова, а в Тульской области: Ариадну, Таню Горюнову, Алену Линберг, Александра Чухнакова, Бориса Блохина, Светлану Полянскую, Степана Каланчу, Виталия Витова, Андрея Рублева, Гаврилу Путевого, Владимира Шлякова, Романа Шахова, Илью Шереметьева, Олега Бондаря. 

Можно было всё 

Одной из первых музыкальных радиостанций, ведущие которой получили всероссийскую славу было радио «Модерн». Оно вещало из Санкт-Петербурга, в эфире работали в основном молодые и талантливые актеры, которые получали удовольствие от своей работы и становились примером для ведущих в регионах. В документальном фильме «Волна. История радио «Модерн» ведущий Дмитрий Хрусталев и Александр Кремов рассуждали о том, что за 20 лет радио проделало огромный путь, в начале которого не существовало границ для креатива, а «ведущие были про шоу, про правду, про какое-то образование, про свет в окошке». Александру Кремову вспомнилась следующая история:

«Я работал в пасхальное воскресенье с 7 до 11 утра. В 11 меня должен был сменить один артист. В 11 он не приехал, опоздал, прибыл к 12. Он православный был, видно, что разговелся в Светлое Христово воскресенье. Вот он поднимается в студию,  поцеловал меня три раза, как положено на Пасху.  Еду в метро, слушаю его эфир, а он вдруг поставил звук колоколов.  Сначала долгое бам-бам-бам-бам-бам, а затем на этих колоколах он читает «Отче наш» таким очень хорошим актерским голосом. Правда, то, что он уже отметил праздник особо не слышно было. Далее на молодежной светской станции он включил классическую фортепианную музыку и начал читать «Мастера и Маргариту», встречу Христа с Понтием Пилатом. Вот так человек решил отметить Пасху в эфире». 

Живое радио: вкусная вкусовщина 

Одна из старейших региональных FM-радиостанций в России, которая вещает до сих пор – Липецк FM. Тульская служба новостей пообщалась с главным редактором Липецк FM, радиоведущей Екатериной Дуловой.  На радио она попала в конце 90-х, пришла без объявления, без конкурса и кастинга со словами: «Хочу у вас работать!». После того, как будущий главред прочитала несколько газетных объявлений, ее отпустили, вежливо обещав перезвонить. Спустя два года неперезвонившие пытались переманить ее к себе уже с другой популярной радиостанции, на которой Екатерину сразу посадили в эфир. С того самого момента пришло ясное и чёткое осознание, что радио – это любовь. 


«Какие воспоминания у меня от радио 90-х? Да, самые яркие, светлые, юношеские, максималистичные, оптимистичные. Тогда радио было живым, несинтетическим, а каждый наш эфир можно было назвать вкусовщиной, потому что диджеи могли поставить любимую пластинку, любимый трек и даже позволяли себе закатать его до дыр. Но радио было тогда, на мой взгляд, законодателем музыкальной моды, и пользовалось невероятным авторитетом у аудитории, а радио тогда любили больше, чем телек. В эфирах на радио царили креатив и просто сумасшедшая энергия. Диджеи могли себе позволить поставить в эфир песни ещё с компакт-дисков и за некоторыми пластинками специально ездили на горбушку в Москву для того, чтобы первыми поставить это в эфир. Это было очень круто. Тогда радио не было профессионально отстроенным, как сегодня, оно было скорее любительским, но именно из радиоперсонажей 90-х выросли самые крутые профессионалы медиа, которые сегодня в профессии до сих пор. Некоторые возглавляют крупные холдинги, некоторые ушли в смежные сферы, но при этом остались высококлассными профессионалами»

Одной из первых тульских радиостанций было радио «Визави». Оно вышло эфир на частоте 103,3 FM 1 сентября 1996 года. Долгое время «Визави» оставалось единственной тульской радиостанцией с собственным круглосуточным вещанием. Более чем за 20 лет работы в эфире сменилось несколько поколений ведущих, для которых радиостанция стала отличной школой и открыла дверь в жизнь мега-профессионалам, которые делают радиоэфир даже за пределами Тульской области. В 2007 году радио «Визави» уступило свою частоту «Милицейской волне», а коллектив радиостанции стал основой Ассоциации «Медиа Траст», которая сейчас представлена в Тюмени, Йошкар-Оле, Калининграде и других городах России.

Почему не мы?

У истоков радио «Визави» стояла семья Кискачи. Будущий диджей и главный редактор радиостанции Алена Золина вспоминает, как юной девушкой вместе с будущим продюсером приехала к министру связи с просьбой выделить радиочастоту в Туле. 


«Всегда с большим трепетом, невероятным теплом и ностальгией вспоминаю то время, когда в 1996 году сначала на уровне мечты мы решили открыть радиостанцию с полноценным 24-часовым вещанием. Для того, чтобы выйти в эфир и чтобы вся Тула и Тульская область услышала наши голоса, надо было получить частоту, которую выдавали в Министерстве связи. Вот мы подали документы, после чего нас пригласили на личное собеседование к министру. Мы с моим однокурсником, а в последствии будущим мужем, сели в электричку, которая была полной народа, и стоя в тамбуре, поехали в Москву. Мы приехали в Министерство, зашли в огромный кабинет весь в полированном дереве, и увидели человека, который сидел в огромном-огромном кресле. Человек был очень серьезный — министр. Он начал спрашивать нас про формат радиостанции, про плейлисты, исполнителей. И в какой-то момент задал тот вопрос, который я не забуду никогда. Даже сейчас, когда в жизни нужно принять какое-то решение, я всегда вспоминаю этот момент. Он спросил: «А почему вы считаете, что именно вы должны получить эту частоту? На что я с уверенностью, которой стоило бы позавидовать, серьезно посмотрев на министра, ответила: «А почему не мы?» И вот этот серьезнейший человек заулыбался и сказал, что нас ждет положительный ответ. В этот же день мы получили необходимый пакет документов и опять-таки в тамбуре электрички возвращались домой с папкой, которую берегли, как зеницу око, потому что в ней была информация о том, что нам выделена частота 103,3 FM», — историю, от которой бегут мурашки по спине рассказала Тульской службе новостей Алена Золина.  
Студия радио «Визави» 2000-е годы / Тульская служба новостей — ТСН24

Хороший треш в эфире

О радио 90-х с ностальгией вспоминают не только радиодеятели, но и те, для кого все это было – слушатели. 

«Я до сих пор частенько вспоминаю программу «На сон грядущий» на радио «Визави». С 23 часов целый час мы обменивались пейджинговыми сообщениями, которые зачитывал ведущий под убаюкивающую музыку. В пейджинговой компании был ажиотаж – вся Тула звонила, чтобы оставить сообщение для эфира. Кстати, у участников были смешные ники – Баба Яга, Кощей, Солнышко. Такой флирт-коктейль перед сном», – рассказывает туляк Валерий Даньшин. 
 «В эфире федеральных радиостанций был в хорошем смысле треш. Никогда нельзя было предугадать, что будет дальше. Ведущие могли вдруг начать читать слезливые стихи, а потом рассказать анекдот и заставить смеяться до слез. Любил слушать розыгрыш денег в радио-казино и интервью со звездами, которых раньше только по телевизору видели», – ностальгирует Олег Романов.
«Очень хорошо помню радио «Визави», потому что оно вещало не только в FM-диапозоне, но и на третьей кнопке домашних радиоприемников. Каждый час – актуальные новости в прямом эфире, в обед программа приветов «Полдень с Визави». В эфире можно было выиграть разные призы – и диски, и продукты питания, и даже что-то ценное. Однажды мне позвонили утром 2 января и сказали, что я выиграла кофеварку. Было очень приятно! К тому же, красивая реклама радио «Визави» по городу висела», – делится воспоминаниями Анжела Савельева.  

Эфирные призы: от бпэшки до шубы

Подарки для слушателей – это отдельная тема. Это было начало истории рекламы на радио, но самые продвинутые сразу поняли, что за рекламными кампаниями на радио будущее. Популярная ведущая с чарующим голосом на радио «Модерн» Алиса Шер вспоминает, что призы были бытовыми, полезными и нужными.

«Мне кажется, что какие-то очень бытовые предметы мы разыгрывали. Например, холодильник разыгрывали дарили слушателям. Помню, что был в розыгрыше фен, мебель, косметика».
Интереснее дела с призами для слушателей обстояли в регионах. Здесь рекламодатели зачастую приносили свою продукцию и рекламировались по бартеру. О самых необычных призах, которые приносили рекламодатели рассказала в прошлом ведущая и генеральный директор тульской радиостанции «Визави», ныне генеральный директор «МИЦ ТСН24»  Татьяна Горюнова.

«Воспоминаний о радио 90-х много, все они теплые и забавные — чего только не было в эфире и за ним. Про призы, которые выигрывали слушатели на радио «Визави» ходили легенды. Наши партнеры по рекламе приносили на розыгрыш коробки безалкогольных и не очень напитков, упаковки вермишели быстрого приготовления, мы дарили джинсы, шубы, бани, бытовую технику. Любой конкурс в эфире слушатели всегда принимали с ажиотажем, а рекламодатели получали благодарных клиентов. Сейчас на радио, безусловно, тоже есть розыгрыши с призами, но на заре радиовещания это было как-то более активно, хаотично, на экспромте и одном дыхании. Конкурсы с подарками на радио в 2024 году — это уже хорошо продуманные рекламные кампании со строгими правилами и выверенной структурой с соблюдением закона о рекламе, которого раньше не было».

Магия эфира: особенное СМИ


В регионах призы для слушателей предоставляли рекламодатели. Часто по бартеру. Это было особенно удобно розничным магазинам и производителям продуктов питания. Одним из самых первых рекламодателей, почувствовавших магию эфира в Туле, был ныне генеральный директор Ассоциации «Медиа Траст» Владимир Шемякин. 

«Время очень быстро летит. Кажется, индустрия радио появилась только вчера, а уже прошло почти 30 ярких, эффектных и эффективных лет. Действительно, так случилось, что я был одним из первых, кто пришел на радио размещать рекламу. Именно тогда я понял, что радио — это особенное СМИ, и магия эфира творит чудеса. До сих пор взрослые люди с солидными статусами радуются привету и любимой песне в прямом эфире, несмотря на то, что любая музыка сейчас доступна всем и без ограничений. XXI век подарил нам множество интересных гаджетов, цифровые технологии не устают удивлять, но магия FM-диапазона продолжает действовать на слушателей, а радио по сей день остается особенным СМИ. Уверен, что так будет всегда!»
Радио уже не то… но по-прежнему в моде

Есть замечательный фильм «День радио». Для одних это просто комедия, для других – это воспоминания.

«Утрированно, но очень похоже на правду – когда-то так действительно было», – вспоминают радиодеятели, стоявшие у истоков музыкального радиовещания. При этом они же добавляют: «Радио уже не то». Оно стало другим, потому что двигается в ногу со временем. Это дает возможность оставаться модным, востребованным для слушателей и эффективным для тех, кто рекламирует себя в эфире. Тульская служба новостей поздравляет всех со Всемирным днем радио и напоминает о том, что радио остается источником радости №1 среди всех средств массовой информации и желает почаще включать радио, чтобы радоваться жизни!

Ранее Тульская служба новостей расскаызвала о большом розыгрыше призов на Русском Радио в Туле в рамках проекта «Елки-иголки».
Автор: Елена Черепанова
Подписывайтесь на ТСН24 в