Передайте за проезд вежливо: эксперт по этикету рассказала о правилах поведения в маршрутках

Кому нужно уступать место в маршрутке? Можно ли разговаривать по телефону и делать замечания кричащим детям? На эти и другие вопросы корреспондента Тульской службы новостей отвечает эксперт по этикету Юлия Рябухина.

Поговори мне тут


Общаться по телефону в общественном транспорте неэтично, отмечает Юлия Рябухина. Исключением может стать особенно важный звонок, но разговор, по возможности, следует оставить для более подходящего места.
- По правилам этикета, телефон в общественных местах должен находится в беззвучном режиме, чтобы он не тревожил других пассажиров, которые находятся рядом. Слушать музыку следует только в наушниках, — говорит эксперт.
Есть в общественном транспорте крайне невежливо. Если это не касается каких-то длительных поездок, где ботпроводники предлагают питание.

Поставить на колени

Некоторые пассажиры, которые занимают стоящие места, нередко просят о помощи сидящих попутчиков. В частности – воспользоваться их коленями, на которые можно поставить сумку. Только, согласно правилам приличия, так делать не следует.
- Разместив сумку на коленях незнакомого человека, мы нарушаем его личное пространство. И ставим его в такую неловкую ситуацию, когда он не может отказать, несмотря на дискомфорт, — подчеркивает Юлия Рябухина.
В такой ситуации остается только ждать, что кто-то проявит инициативу и сам предложит помочь, предложив взять сумку.

Идти на уступки


Должен ли сильный пол уступать слабому? По словам Юлии Рябухиной, если женщина достигла «золотого» возраста 60 — 65+, то галантный и внимательный мужчина отдаст пожилой даме место. Также и молодой девушке следует поступить по отношению к пенсионерке.

Это же ребенок!


К сожалению, если чужой ребенок неприлично громко себя ведет, делать замечание ему или его родителям противоречит правилам этикета.
- Когда в маршрутке вы не можете выйти из ситуации с кричащем ребенком, можно просто сойти на следующей остановке. Либо терпеть, так как больше приемлемых вариантов нет. Если это другой вид общественного транспорта – электричка или самолет, – мы обращаемся к бортпроводнику или стюарду и просим поговорить со взрослыми. Только так, через третье лицо: напрямую мы не вступаем в диалог, чтобы не оскорбить чувств родителей, намекнув, что их ребенок не воспитан. Создавать конфликтную ситуацию не надо, — уверена эксперт по этикету.
Кстати, самим родителям тоже стоит обратить внимание, если их дети неподобающе себя ведут. Тульский психолог Майя Андрияничева дает рекомендации на этот счет:

- Если ребенок капризничает в общественном транспорте, то тут важно понимать, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Дети могут мешать другим пассажирам, стоит попробовать их отвлечь разговором. Если не получается, то гаджеты также дают возможность переключения, — объясняет специалист.

Путевые заметки


Вероятно, у каждого пассажира общественного транспорта есть не самая приятная история о поездке. Мы попросили туляков рассказать, в какие ситуации они попадали в маршрутках.

- Я зашла в автобус №26, он был не очень переполненный, но все равно народу набралось достаточно. Оставалось несколько незанятых мест, но половина из них предназначалась для пенсионеров и инвалидов, куда я обычно не сажусь. Но тут увидела, что есть свободное сиденье рядом с девушкой, очень удобное, но там стояли ее сумки. Я попросила убрать их, но она начала очень активно возражать, мол, разве других мест мало? Мне пришлось повторить свою просьбу, но пассажир еще агрессивнее начала возмущаться – «это так принципиально или что?» В итоге она закатила глаза и убрала свои сумки, но тут освободилось другое место, и я направилась туда. Но мне было очень странно, что приходилось доказывать людям, что ты тоже имеешь право ехать сидя, — вспоминает тулячка.

- Не так давно стоял в маршрутке рядом с «одиночным» сидением у двери. Женщина попросила не светить ей телефоном над головой. Именно над головой. Сказал «хорошо» и отошел. Наверное, боится излучения. Если говорить в целом, то в маршрутках довольно комфортно, если бы не поведение людей. Особенно бесят пожилые женщины, которые начинают причитать, когда ты пробираешься на выход. Мол, «стоял, ворон считал, надо раньше готовиться», — злится туляк.

Еще больше историй о том, что раздражает в общественном транспорте, можно увидеть здесь.

Фото: Тульская служба новостей — ТСН24
Автор: Анна Ануфриева
Подписывайтесь на ТСН24 в