«Как человек с зарплатой в 30 тысяч может учить детей финансовой грамотности»: что учителя думают о новых уроках в школе
С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в начали преподавать «элементы финансовой грамотности». Объем и вариант обучения зависит от самого учреждения. По данным « Известий», большинство россиян считают, что такие уроки в школах необходимы. На них дети смогут узнать о невыгодных кредитах, необоснованных тратах, а также мошеннических схемах, которые сплошь и рядом встречаются в современном мире.
Тульская служба новостей поговорила с учителями, родителями и специалистом по финансам. Эксперты и респонденты высказали мнение о том, как и кто должен учить детей финансовой грамотности, а также с какого возраста школьники должны грызть гранит денежной науки.
Мнение тульских родителей об уроках по финансовой грамотности
Большинство родителей отмечают, что уроки по финансовой грамотности в школах нужны, а также уверены, что вести их должны учителя. При этом следует давать небольшие домашние задания, внимание которым стоит уделять и родителям.
«Да, пусть будут такие уроки, но без фанатизма, чтобы познакомили с основными понятиями в школе. А с родителями могут закрепить на практике, если говорить про маленьких детей. Думаю, с 6 и до 10 нужно максимально дать понятий», — говорит мама Светлана Рогова.«Я считаю, что уроки такие нужны. Дети развиваются очень быстро. В шесть лет проявляется интерес к деньгам, но основы финансовой грамотности можно давать лет в 9-10 точно. В идеале этому должны учить и учителя, и родители. Только вместе, в общем тандеме», — говорит родитель Евгений Попов.
«Я только за, чтобы дети изучали финансовую грамотность. Сейчас у них интересная тема в школе. Они торгуют друг с другом: создают чатики в телеграме и называют их «шопы». Они продают карточки и наклейки с любимыми группами. Покупают на маркетплейсах и продают по чуть большей стоимости. Кто-то делает украшения из эпоксидной смолы и продает их. Все это дети активно осваивают в 5 классе. Моя дочь попросила банковскую карточку во втором классе, чтобы самой расплачиваться в буфете, поэтому важно научить детей распоряжаться деньгами. Нас этому не учили и зря», — считает мама троих детей Оксана Вялина.
Что думают учителя об уроках финансовой грамотности
Педагоги также придерживаются позиции, что современные дети должны получать знания по финансовой грамотности, но вести такие занятия лучше всего специалистам по финансам. Большинство учителей уверены, что они просто не компетентны в данной области. Другой вариант – занятия с родителями.
«Я считаю, что нужно хоть что-то уже родителям делать. Сейчас настолько уже перегрузили школьную программу, что у старшеклассников каждый день по 7 уроков плюс допы: финансовая грамотность, краеведение, профориентация, разговоры о важном и так далее. А потом еще идут всякие движения первых, волонтеры. После дети еще идут домой и уроки делают. Мы так не учились!» — сетует учитель математики Ольга Н.
«Считаю, что финансовая грамотность — это полезная история. Детям с подросткового возраста, лет с 14, логично вводить такой предмет, но тут нюанс. Ни родители, ни учителя не смогут научить ребенка финансовой грамотности. Это должен быть сотрудник банка, например. Во-первых, это человек с экономическим образованием, во-вторых, учителя настолько сами не подкованы в этом вопросе. Извините меня, как человек с зарплатой 30 тысяч рублей может учить детей финансовой грамотности? Родители опять-таки не все тоже подкованы, тем более, если мы берем поколение, рожденных в девяностые. О какой финансовой грамотности они могут говорить? Предмет такой нужен, но вести его должен специально обученный человек, но, вероятнее всего, никто этим заморачиваться не будет», — предполагает учитель русского языка Валентина П.
«Разумно вводить уроки по финансовым грамотности с 14 лет. Ребёнок получает паспорт. Родители часто оформляют ему банковскую карту. Учить этом должны точно не учителя — на них колоссальная нагрузка. Родители — тоже нет. Они порой сами не владеют финансовой грамотностью. Было бы здорово, если этому будет обучать приходящие в школу соцработники.
Они могли бы устраивать недельные курсы для ребят в игровой форме», — говорит учитель физики Полина Новикова.
Психолог о том, нужно ли современным детям учить обращаться с деньгами или это дополнительная нагрузка?
Как отмечает школьный психолог Елена Овсянникова, ни для кого не секрет, что современные дети являются активными потребителями. Они все больше привлекают внимание продавцов розничных торговых сетей, производителей рекламы и даже представителей банковских организаций.
«У школьников есть недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования. Это может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам. Чтобы этого не происходило, важно обучать детей азам финансовой грамотности. С 1 сентября 2022 года по новой дисциплине в школах развивают финансовую грамотность, но только в рамках привычных для школьников предметов (география, математика и обществознание).
Было бы прекрасно сделать факультативные занятия по данному направлению. Это позволит ребенку научиться правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег», — говорит психолог.
Также педагог отмечает, что, получив финансовые знания, школьник сможет более осознанно подумать о своем будущем.
Финансовый эксперт: «учить обращению с деньгами нужно с мечты»
По мнению эксперта по учету финансов и налогов в бизнесе Елены Анисимовой, первые разговоры о деньгах должны начинаться в семье. Специалист делает важную пометку, что ребенку нужно рассказывать об истинных мечтах, как они превращаются в цели и как их достигают с финансовой точки зрения. Все это семья обсуждает на встречах за круглом столом. По мнению Елены Анисимовой, такие мероприятия должны быть в каждом доме.
«Все дети индивидуальны. Более того, у ребенка в разном возрасте появляются свои деньги на определенные цели. Например, рассказывать ребенку в десять лет, что следует оплачивать коммунальные платежи из своих карманных денег или счета за продукты, думаю, абсолютно неуместно. Это никак не замотивирует изучать финансовую грамотность. В своем возрасте ребенок может копить на мечту, которую родители приобрести не хотят или не могут», — объясняет специалист.
Прежде, чем начать копить на ту или иную игрушку, финансовый эксперт советует научить ребенка мечтать, ставить финансовые цели, идти к ним, уметь быть гибким, если сразу заполучить желаемое невозможно. Также специалист отмечает, что учить распределять финансы со взрослым ребенком должен компетентный в этой области человек. Не всегда им является педагог или родитель.
«Ставить финансовые цели и достигать их — эта целая наука, поэтому так важно об этом говорить с ребенком. Далее в более осознанном возрасте учить человека финансовой грамотности может только эксперт, знающий и практикующий управление деньгами как приходом, так и расходом. Он поможет ответить на вопросы, как выбирать профессию, какие существуют источники дохода, риски, налоги», — говорит Елена Анисимова.
На вопрос, когда все-таки нужно начинать изучать финансовую грамотность, эксперт отвечает так:
«С пеленок. Дети регулярно должны слышать от родителей, какие планы у семьи, откуда берутся деньги, как распределяются, какой бюджет. В более осознанном возрасте следует обсуждать на что и за что дают ребенку деньги, уточняя, на что он обязуется не тратить средства», — объясняет специалист.
Напомним, ранее тульский бухгалтер посоветовала семь книг об управлении финансами.