«Если человек не любит читать, то он просто не отыскал свою книгу»: существует ли проблема подросткового чтения и как найти то самое произведение
Подростковый книжный клуб «Нужные вещи» предназначен для ребят от 15 до 18 лет, которые хотят обсудить именно те книги, которые их вдохновляют, будоражат и волнуют. Отличительная особенность – чтение нужной литературы, где персонажи говорят на языке, понятном подросткам. Тульская служба новостей пришла на заседание клуба и поговорила с модераторами-филологами Катериной Новиковой и Евгенией Усачевой о том, сохраняется ли на сегодняшний день интерес к чтению или подросткам это просто не нужно?
Представить себя ребенком на миг
«Клуб начал действовать только в начале октября, поэтому сейчас мы пытаемся набрать аудиторию: на каждое занятие приходят в основном разные люди. Это могут быть как старшие, так и младшие подростки. На самом деле очень сложно затянуть ребят, на которых мы ориентируемся, приходить в клуб и обсуждать произведения со взрослыми людьми, в том числе с нами — модераторами. У читающих школьников обычно на носу экзамены, они очень серьезно к этому подходят и забывают разгружать голову. А мы бы очень хотели, чтобы они поделились с нами искренними эмоциями и отдохнули от учебной рутины», — рассказывает Катерина Новикова.На самом деле в клуб, по словам модераторов, может прийти любой желающий, в том числе и взрослый. Главное правило – представить себя 16-летним подростком, при этом не давить на ребят, которые решили высказать свои мысли, жизненным опытом.
«Это очень полезно для взрослых людей — вспомнить свое подростковое время или представить, как бы ты себя вел в позиции более юного человека уже с тем опытом, который приобрел по жизни. Это отличное ментальное упражнение», — добавляет модератор Катерина Новикова.
Приобретая нужные вещи
Как рассказала Евгения Усачева, идея клуба заложена уже в самом названии, взятом из романа Стивена Кинга «Нужные вещи». Хотя он, по словам филолога, совсем не детский, но сюжет книги сосредоточен на том, что любой покупатель сможет найти для себя нужную вещь в магазинчике антиквариата.
«Именно эта идея и помогла придумать название нашего подросткового клуба. Книжка выбирается не по важности в литературном мире или сообществе, а из нужности и желания участников клуба, модераторов. Мы уже изучили Фредерика Бакмана «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»(16+), Нила Геймана «История с кладбищем» (12+), Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» (6+). Каждое из произведений раскрыло определенную сторону жизни – семейность, широкое мышление, борьбу со страхами. И все участники вынесли что-то нужное конкретно для себя», — рассказывает о создании клуба модератор Евгения Усачева.По словам филологов, у них возникла идея анализа произведений в форме писем в социальных сетях. Как они утверждают, это будет своеобразная рефлексия прочитанного произведения, а также вопросы автору, которые возникли в процессе.
Две точки зрения – две разные вселенные
Ведут обсуждения на заседаниях сразу два модератора, которые могут выдавать как и сходные, так и противоположные точки зрения.
«Создается два разных мира, и гости видят сразу несколько субъективных мнений, понимают, что может быть по-разному. Модераторы, как правило, начинают беседу, проходятся по сюжету, а остальные участники присоединяются, рассказывают, что зацепило в тексте или показалось интересным. Мы можем упоминать фамилии ученых или их трудов, но всегда с пояснениями. Это нельзя назвать филологическим анализом в полной мере, но мы касаемся и типичных сюжетов, определенных моделей. Если мы работаем с подростками, то тут нужно понимать их психологию, использовать различные педагогические приемы. Например, создавать ситуацию успеха, позволять высказывать свои мысли, поддерживать их», — отмечает Евгения Усачева.Некоторые произведения, по словам Катерины Новиковой, помогают понять лучше себя. Например, при изучении произведения Нила Геймана «История с кладбищем» у обсуждающих возникали разные вопросы, связанные со страхами.
«У нас на этом занятии была девочка младшего подросткового возраста, было очень интересно с ней поговорить о страшных потусторонних персонажах. Увидеть, как подростки рассуждают о вещах, волнующих как персонажей, так и их самих. Если человек боится темноты, как бы он повел себя на месте героя произведения, который постоянно в этой темноте живет», — добавляет модератор.
Чтение принимает разные формы
По мнению Евгении Усачевой, каждый человек любит читать, просто ему нужно отыскать свою книгу.
«Бывает, спрашиваешь у детей, а вы читаете? Они, естественно, отвечают нет. А потом копаешь глубже, а у них там и подкасты, и аудиокниги, и другой контент. По сути они просто потребляют книги в другом формате, при этом сами этого не понимают. Так что люди, которые говорят о нелюбви к чтению, на самом деле или нашли для себя другие формы потребления контента, или просто ждут свою бумажную книжку», — рассказывает модератор Евгения Усачева.Как утверждает Катерина Новикова, подросткам нужно показать, что литература бывает понятной и близкой их мировоззрению, ведь специально для них созданы книги young adult (подростковая литература).
«Я думаю, что для подростков библиотерапией может стать чтение именно young adult (подростковой литературы). Она создана специально для них, ведь позволяет порассуждать над сложными и важными проблемами без особого стресса. Вовлечение в сюжет обязательно понравится и вдохновит. Ведь если вспомнить фандомы крупных книжных вселенных, то их создавали всегда подростки. Они очень эмоциональные, любящие и вдумчивые люди. У подростков нет проблем с чтением. Просто в современном мире способы получения информации очень разные: СМИ, социальные сети, переписки. Человек, который может посмотреть огромный сериал, сможет прочитать и роман. Книга – это тот же сериал, но в другой форме», — добавляет модератор Катерина Новикова.
По мнению филологов, хорошее литературное произведение воспитывает правильный структурированный образ мышления, дает возможность подросткам прокачать свои коммуникативные навыки.
Книги, на которые стоит обратить внимание
Тульская служба новостей вместе с модераторами клуба «Нужные вещи» выбрали книги, которые необходимо прочитать и подросткам, и взрослым:
1. Луиза Мэй Олкотт «Маленькие женщины» (12+);
2. Эрнст Теодор Амадей Гофман и его сказочные произведения: «Щелкунчик и Мышиный король» (12+), «Золотой горшок» (12+) и т.д.
3. Лев Николаевич Толстой «Война и мир» (12+).
«Почему стоит прочитать «Маленьких женщин»? Они могут раскрыть женскую прозу совершенно по-новому, ведь иногда к ней относятся достаточно поверхностно. Сказки Гофмана – это лучшее для декабря, ведь они создают новогоднюю и рождественскую атмосферу. За волшебным миром скрывается совсем недетский смысл. А чтение «Войны и мира» поможет прокачаться в аргументах для экзаменов. Это произведение надо правильно преподносить», — объяснила Евгения Усачева.По словам модераторов, в книгах вы найдете те самые нужные вещи и ответы на вопросы, беспокоящие в реальности. Как отмечают Катерина Новикова и Евгения Усачева, герой произведения может сам ответить на вопрос или дать опыт, который человек не пережил бы сам. Для модераторов важно поймать эмпирическую волну, исходящую от читателя, и понять, как он видит произведение.