«Скидки до 90%, выгодный кредит, подарок только для вас»: как избавиться от ненужных СМС и наказать надоедливых спамеров
«Перешли это сообщение 10 своим друзьям...» и ничего не будет. В нулевых спам чаще всего представлял из себя подобные безобидные сообщения, пусть порой и пугающие какими-то жуткими последствиями. Мол, не перекинешь СМС другу и тебя настигнет беда. С развитием технологий бедой стала сама рассылка сообщений – от банков, магазинов, сервисов и даже мошенников. С последними – отдельная уголовная история. А вот что делать, если телефон то и дело жужжит от навязчивых предложений о кредитах, скидках и подарках, которые можно получить «только сегодня»? Тульская служба новостей пообщалась на эту тему с руководителем Тульского УФАС Виктором Грибко.
Двигатель прогресса, который шумит и звонит
Чаще всего в Тульское УФАС жалобы поступают на спам от финансовых организаций. Не удивительно, ведь если вы даже никогда не брали кредит в банке, у вас есть обычная зарплатная карта. При этом, поясняет Виктор Грибко, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. А разве вы давали согласие? Нет? Уверены?
Нередко организации отправляют рекламу не самостоятельно, а через сторонние сервисы. Например, колл-центры. Если клиент не дал согласие на получение рекламы, отвечать будет тот, кто ее прислал.
Так, например, в мае этого года жителю региона поступило сообщение о пересмотренной и даже утвержденной сумме кредита. Со скриншотами и детализацией заявитель пошел в УФАС. Оператор связи предоставил информацию, что отправка сообщения осуществлена ООО «Квает Медиа» в рамках договора об оказании услуг. В компании пояснили, что имеют договор на отправку сообщений с другой фирмой — ООО «Юстива». Последнюю оштрафовали на 100 000 рублей.
По секрету всему свету
Как ваш номер может попать в организации, в которых вы раньше не бывали и даже не слышали об их существовании? Как пояснял РИА Новости IT-эксперт Алекс Концов, существуют сервисы определения номера посетителя на сайте. Данные для них поставляют разного рода DMP (Data management platform, программное обеспечение, которое позволяет собирать, обрабатывать и хранить любые типы аудиторных данных), а также сотовые операторы, социальные сети.
Не стоит забывать и о малой технической грамотности населения. Люди часто сами оставляют номера телефонов на сайтах, опросниках, досках объявлений и тд. Вы можете дать контакты, например, менеджеру застройщика, но попадет он в общую базу колл-центра, так как на самом деле вы общались с его сотрудником, а не работником строительной фирмы.
Есть и совсем нехорошие истории. Так, в 2022 году в Туле осудили работников филиала одного мобильного оператора. Незадолго до этого к ним обратились с предложением подзаработать. Для этого нужно было передать личные данные абонентов — мобильные номера, паспортные данные, тарифы и расходы на услуги связи. Мужчины согласились на сделку.
Спустя некоторое время злоумышленники были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. Оба подсудимых свою вину признали. Им назначили наказание в виде 150 000 рублей с запретом в течение двух лет занимать должности, связанные с доступом к охраняемой законодательством компьютерной информации.
В 2021 году в Киреевске экс-начальник офиса продаж структурного подразделения телефонной компании продал неустановленному лицу клиентскую базу с персональными данными. Все та же схема, только решение суда оказалось куда более строгим – год и восемь месяцев колонии.
Команда «ФАС!»
Итак, в первую очередь необходимо удостовериться, что вы не давали согласие на рассылку рекламы. Если «да» было случайным (прим. и в любом другом случае), то человек имеет полное право потребовать немедленно исключить номер из всех списков рассылок. Для этого достаточно связаться с компанией и четко заявить о своих требованиях. Не помогло или наткнулись на «матрешку» из рекламодателей и колл-центров? Жалуйтесь.
При обращении в федеральную антимонопольную службу следует учесть некоторые особенности, поясняет Виктор Грибко.
По результатам рассмотрения заявления о нарушении антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе. Если «флуд» будет установлен, компании-спамеру выдается предписание о прекращении нарушения. Неисполнение предписания в установленный срок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 12 до 20 тысяч рублей, на юридических – от 300 до 500 тысяч рублей.
Принятые решения и предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд в течении трех месяцев.
Чаще всего в Тульское УФАС поступают заявления граждан с приложением доказательств. Так. например, житель Тулы пожаловался в антимонопольный орган после звонка о продаже кроссовера. Разговор мужчина записал. Аудио приложил к заявлению.
Летом этого года на телефон жителя региона поступило сообщение с номера Sovkombank. Текст гласил: «Быстро оформим кредит с комфортным платежом 8800*******».
ПАО «Совкомбанк» письменно пояснило, что номер телефона заявителя был указан в заявке на предоставление кредита. Выяснилось, что на самом деле «цифры» принадлежали уже другому лицу. Номер исключили из рассылки, а ПАО «Совкомбанк» оштрафовали на 100 000 рублей.
За 11 месяцев 2023 года Тульским управлением ФАС возбуждено 27 административных производств, выдано 15 постановлений на общую сумму штрафа в размере 830 000 рублей.
На сайте ФАС России есть памятка для тех, кого одолели рекламщики.
Двигатель прогресса, который шумит и звонит
Чаще всего в Тульское УФАС жалобы поступают на спам от финансовых организаций. Не удивительно, ведь если вы даже никогда не брали кредит в банке, у вас есть обычная зарплатная карта. При этом, поясняет Виктор Грибко, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. А разве вы давали согласие? Нет? Уверены?
Отсутствие возможности выразить несогласие на распространение рекламы при заключении договора с банков – недобросовестная практика. Но при этом законом не определены порядок и форма получения предварительного согласия на получение рекламы. Согласие может быть выражено в любой форме, «достаточной для идентификации абонента и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя».«Законодательство гласит, что предварительное согласие абонента должно быть выражено посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. При этом на практике возникают случаи, когда согласие на получение рекламы включается в текст договора потребительского кредита, заявления о предоставлении займа или другого документа, оформляемого в связи с получением кредита. При этом заемщику не предоставляется право отказаться от дачи согласия на получение рекламы»
Нередко организации отправляют рекламу не самостоятельно, а через сторонние сервисы. Например, колл-центры. Если клиент не дал согласие на получение рекламы, отвечать будет тот, кто ее прислал.
Так, например, в мае этого года жителю региона поступило сообщение о пересмотренной и даже утвержденной сумме кредита. Со скриншотами и детализацией заявитель пошел в УФАС. Оператор связи предоставил информацию, что отправка сообщения осуществлена ООО «Квает Медиа» в рамках договора об оказании услуг. В компании пояснили, что имеют договор на отправку сообщений с другой фирмой — ООО «Юстива». Последнюю оштрафовали на 100 000 рублей.
По секрету всему свету
Как ваш номер может попать в организации, в которых вы раньше не бывали и даже не слышали об их существовании? Как пояснял РИА Новости IT-эксперт Алекс Концов, существуют сервисы определения номера посетителя на сайте. Данные для них поставляют разного рода DMP (Data management platform, программное обеспечение, которое позволяет собирать, обрабатывать и хранить любые типы аудиторных данных), а также сотовые операторы, социальные сети.
Не стоит забывать и о малой технической грамотности населения. Люди часто сами оставляют номера телефонов на сайтах, опросниках, досках объявлений и тд. Вы можете дать контакты, например, менеджеру застройщика, но попадет он в общую базу колл-центра, так как на самом деле вы общались с его сотрудником, а не работником строительной фирмы.
Есть и совсем нехорошие истории. Так, в 2022 году в Туле осудили работников филиала одного мобильного оператора. Незадолго до этого к ним обратились с предложением подзаработать. Для этого нужно было передать личные данные абонентов — мобильные номера, паспортные данные, тарифы и расходы на услуги связи. Мужчины согласились на сделку.
Спустя некоторое время злоумышленники были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. Оба подсудимых свою вину признали. Им назначили наказание в виде 150 000 рублей с запретом в течение двух лет занимать должности, связанные с доступом к охраняемой законодательством компьютерной информации.
В 2021 году в Киреевске экс-начальник офиса продаж структурного подразделения телефонной компании продал неустановленному лицу клиентскую базу с персональными данными. Все та же схема, только решение суда оказалось куда более строгим – год и восемь месяцев колонии.
Команда «ФАС!»
Итак, в первую очередь необходимо удостовериться, что вы не давали согласие на рассылку рекламы. Если «да» было случайным (прим. и в любом другом случае), то человек имеет полное право потребовать немедленно исключить номер из всех списков рассылок. Для этого достаточно связаться с компанией и четко заявить о своих требованиях. Не помогло или наткнулись на «матрешку» из рекламодателей и колл-центров? Жалуйтесь.
При обращении в федеральную антимонопольную службу следует учесть некоторые особенности, поясняет Виктор Грибко.
«Заявление должно содержать все необходимые реквизиты с приложением документов и доказательств, как того требуют Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922. При этом антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту SMS-сообщения, телефонного звонка или push- уведомления, изображения SMS-сообщения или push-уведомления, аудиозапись телефонного звонка, а также сведения об отсутствии согласия абонента на получение рекламы указанными способами», – рассказывает руководитель Тульского УФАС.Антимонопольный орган вправе самостоятельно установить только те сведения, которые подтверждают факт поступления рекламы абоненту, а также сведения о лице, распространившем указанную рекламу. Срок рассмотрения заявления составляет один месяц, но в исключительных случаях может быть продлен еще на один месяц.
По результатам рассмотрения заявления о нарушении антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела либо об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе. Если «флуд» будет установлен, компании-спамеру выдается предписание о прекращении нарушения. Неисполнение предписания в установленный срок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 12 до 20 тысяч рублей, на юридических – от 300 до 500 тысяч рублей.
Принятые решения и предписания могут быть обжалованы в арбитражный суд в течении трех месяцев.
Чаще всего в Тульское УФАС поступают заявления граждан с приложением доказательств. Так. например, житель Тулы пожаловался в антимонопольный орган после звонка о продаже кроссовера. Разговор мужчина записал. Аудио приложил к заявлению.
«Запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, представляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание), – говорится в материалах дела.Выяснилось, что номер телефона, с которого поступил звонок робота, «гулял» от предпринимателя к предпринимателю, но антимонопольный орган докопался до рекламораспространителя. Это, выяснилось, физлицо. Мужчину оштрафовали на две тысячи рублей.
Летом этого года на телефон жителя региона поступило сообщение с номера Sovkombank. Текст гласил: «Быстро оформим кредит с комфортным платежом 8800*******».
ПАО «Совкомбанк» письменно пояснило, что номер телефона заявителя был указан в заявке на предоставление кредита. Выяснилось, что на самом деле «цифры» принадлежали уже другому лицу. Номер исключили из рассылки, а ПАО «Совкомбанк» оштрафовали на 100 000 рублей.
За 11 месяцев 2023 года Тульским управлением ФАС возбуждено 27 административных производств, выдано 15 постановлений на общую сумму штрафа в размере 830 000 рублей.
На сайте ФАС России есть памятка для тех, кого одолели рекламщики.
Автор: Захар Степнов