Зачем платить больше: тульский экономист объяснила, как появляется наценка на товар
Цена большая и маленькая
Торговая наценка – это разница между начальной стоимостью товара и ценой, установленной при продаже. Она позволяет производителю получить прибыль со своей продукции. Чем больше наценка превышает себестоимость, тем лучше продавцу и дороже покупателю.Как отмечает экономист Татьяна Егорушкина, конечная стоимость товара складывается из нескольких факторов:
- Себестоимость: В нее входит цена сырья, материалов, компонентов, трудозатрат, энергии, оборудования и других ресурсов.
- Расходы на производство и операционные расходы: аренда производственных помещений, зарплата персонала, техническое обслуживание и ремонт оборудования, упаковка, доставка и др.
- Накладные расходы. Они не связаны напрямую с товаром, но от них зависит работа предприятия. К накладным относятся административные расходы, зарплата руководства, расходы на маркетинг, сбыт и рекламу.
- Налоги, пошлины, другие государственные сборы. Они могут варьироваться в зависимости от страны и отрасли.
- Маржа или наценка. Это прибыль, которую предприятие добавляет к себестоимости товара.
- Конкурентная среда. Если рынок насыщен конкурентами, цена может быть снижена, чтобы привлечь покупателей, или наоборот, повышена, если товар уникальный или брендовый.
В некоторых случаях продавцы могут устанавливать цены незначительно выше себестоимости, чтобы покрыть операционные расходы и получить небольшую прибыль. Однако в других случаях маржа может быть значительно выше себестоимости. Например, в отраслях с большим спросом и низкой конкуренцией, а также в случаях, когда товар имеет уникальные характеристики или брендовую ценность, продавцы могут устанавливать цены на уровне, значительно превышающем себестоимость, чтобы получить более высокую прибыль, — объясняет Татьяна Егорушкина.
Дальняя дорога
Логистика, то есть закупка, перевозка, продажа и хранение грузов, значительно влияет на цену продукта. Например, мандарины из Южной Африки или рыба из Владивостока в конечном счете будет дороже, чем мандарины и рыба, выращенные в соседнем регионе.
Если продукты везут издалека, производятся сложные расчеты, а цена растет. Ведь нужно учитывать:
-
Транспортные расходы. Дальность и сложность перевозки могут привести к увеличению затрат на транспорт, включая стоимость топлива, тарифы перевозчиков и транспортных компаний.
-
Упаковка и хранение. Для длительной транспортировки некоторых продуктов – тех же мандаринов или рыбы, – может потребоваться специальная упаковка и условия хранения, что может привести к дополнительным расходам.
-
Таможенные пошлины и сборы: они могут взиматься при пересечении границы. Это тоже увеличивает стоимость продукта.
-
Срок годности. Длительная транспортировка может повлечь за собой потери продукта из-за порчи или испорченности, что также может увеличить стоимость.
У вас товар, у нас покупатель
И дешевые, и дорогие продукты всегда находят своего покупателя.
Есть категория людей, которых как раз настораживают дешевые цены. Стереотип: дорого, значит качественно. Не всегда так. Иногда продукт имеет высокую цену из-за затраты по себестоимости и большой наценки, — отмечает экономист.Как рассказывает Татьяна Егорушкина, существует несколько причин, почему продукты могут сохранить низкую цену, несмотря на подорожание составляющих:
-
Если производитель или продавец имеет большой объем производства или экономически выгодные условия по сырью, это может позволить ему предложить товар по более низкой цене.
-
Конкуренция. В некоторых случаях продавцы устанавливают очень низкую цену, чтобы привлечь больше покупателей и обойти конкурентов. Это тактика называется демпингом: она может быть временной или связанной с стать хитрым маркетинговым ходом;
Также товар может быть просто плохого качества. Продавец использует низкопробные материалы в производстве, отсюда и недорогой продукт.
— Отпугнет ли это покупателей, зависит от их восприятия и ожиданий. Некоторые покупатели могут быть привлечены дешевой ценой и не обращать внимание на качество. Однако, для других покупателей низкая цена может вызвать подозрения относительно качества и надежности продукта. В конечном итоге, каждый покупатель принимает решение на основе своих предпочтений, — поясняет Татьяна Егорушкина.
Почему в ресторане дороже
В качестве примера возьмем пакетированный сок. Зачастую один его бокал в кафе стоит больше, чем вся пачка в магазине. От чего это зависит? В сети общественного питания к его цене добавляются расходы на зарплаты сотрудников. Оплата «коммуналки», вывоз мусора, реклама заведения и не только.
Кроме того, включается доплата за сервис. В кафе или ресторане клиенты получают дополнительное обслуживание и комфорт, приятную атмосферу. Все это может повлиять на стоимость продуктов.
Читайте также на сайте ТСН24:
Как нас заставляют покупать: тульский экономист рассказала об уловках маркетологов