Контроль над МФО снова ужесточают
Рынок МФО в России остаётся одним из наиболее активно развивающихся, даже несмотря на непростые экономические условия. Микрозаймы становятся доступной альтернативой банковским кредитам. Например, на сайте
https://4slovo.ru/ можно занять деньги полностью онлайн только по паспорту и в любое время суток.
Чтобы повысить прозрачность и безопасность отрасли, правительство ужесточает контроль над участниками рынка МФО. Теперь надзор над компаниями, которые самостоятельно занимаются взысканием долгов по займам, берёт на себя Федеральная служба судебных приставов (ФССП). При этом Центробанк также остаётся регулятором сферы микрозаймов.
Данный закон уже подписал президент РФ, а силу он получит через 180 дней после публикации. Часть положений документа становятся действительными ещё через год.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ КОМПАНИЙ?
Ранее приставы контролировали работу только профессиональных коллекторских агентств: вели их госреестр, фиксировали нарушения в деятельности по взысканию долгов, назначали дисциплинарные взыскания и т.д.
Новый закон сделал их «подопечными» банки и МФО, у которых есть свои отделы по работе с просроченной задолженностью. Теперь все подобные кредиторы будут состоять сразу в двух госреестрах — участников рынка кредитов/займов и игроков сферы взыскания.
На них распространят те же обязанности и ограничения, что действуют для коллекторов. Основные требования касаются норм общения с должниками, методов возврата долгов, порядка взаимодействия с клиентами.
Также взыскатели получат ещё один канал коммуникации с гражданами. Связываться с клиентами можно будет через чат на портале «Госуслуги» — при условии, что «собеседники» дали своё согласие на подобный формат общения. Все разговоры с должниками банки и МФО будут обязаны записывать и хранить не менее трёх лет.
Если компания нарушает правила, действующие для взыскателей, ФССП вправе запретить ей использовать определённые каналы для контактов с клиентами. Например, если банк слишком часто звонит должникам, приставы могут временно «заморозить» право организации связываться с неплательщиками по телефону.
В ЧЁМ ВЫГОДА ДЛЯ ГРАЖДАН?
Занимать деньги в МФО становится безопаснее. Заёмщики получают ещё одного защитника, к которому можно обратиться в случае нарушения своих прав. К примеру, если компания превышает разрешённое количество звонков в день или позволяет себе агрессивный стиль общения, подать на неё жалобу можно в Центробанк и в ФССП. Это увеличивает вероятность, что на действия организации обратят внимание — и нарушителя накажут.
Также у граждан появляется дополнительный маркер для проверки законности кредитора. Легальная МФО должна состоять в госреестре Центробанка, составе членов саморегулируемой организации «МиР», а теперь — и в реестре ФССП. Если организации нет в указанных списках легальных игроков рынка, то обращаться в неё не стоит: это чревато большими проблемами.
ООО МФК «Честное слово»
ОГРН 1137746046943
ИНН 7715949720
ОКВЭД 64.1
Договор №10-0022-11-4 от 10.11.2022
Чтобы повысить прозрачность и безопасность отрасли, правительство ужесточает контроль над участниками рынка МФО. Теперь надзор над компаниями, которые самостоятельно занимаются взысканием долгов по займам, берёт на себя Федеральная служба судебных приставов (ФССП). При этом Центробанк также остаётся регулятором сферы микрозаймов.
Данный закон уже подписал президент РФ, а силу он получит через 180 дней после публикации. Часть положений документа становятся действительными ещё через год.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ КОМПАНИЙ?
Ранее приставы контролировали работу только профессиональных коллекторских агентств: вели их госреестр, фиксировали нарушения в деятельности по взысканию долгов, назначали дисциплинарные взыскания и т.д.
Новый закон сделал их «подопечными» банки и МФО, у которых есть свои отделы по работе с просроченной задолженностью. Теперь все подобные кредиторы будут состоять сразу в двух госреестрах — участников рынка кредитов/займов и игроков сферы взыскания.
На них распространят те же обязанности и ограничения, что действуют для коллекторов. Основные требования касаются норм общения с должниками, методов возврата долгов, порядка взаимодействия с клиентами.
Также взыскатели получат ещё один канал коммуникации с гражданами. Связываться с клиентами можно будет через чат на портале «Госуслуги» — при условии, что «собеседники» дали своё согласие на подобный формат общения. Все разговоры с должниками банки и МФО будут обязаны записывать и хранить не менее трёх лет.
Если компания нарушает правила, действующие для взыскателей, ФССП вправе запретить ей использовать определённые каналы для контактов с клиентами. Например, если банк слишком часто звонит должникам, приставы могут временно «заморозить» право организации связываться с неплательщиками по телефону.
В ЧЁМ ВЫГОДА ДЛЯ ГРАЖДАН?
Занимать деньги в МФО становится безопаснее. Заёмщики получают ещё одного защитника, к которому можно обратиться в случае нарушения своих прав. К примеру, если компания превышает разрешённое количество звонков в день или позволяет себе агрессивный стиль общения, подать на неё жалобу можно в Центробанк и в ФССП. Это увеличивает вероятность, что на действия организации обратят внимание — и нарушителя накажут.
Также у граждан появляется дополнительный маркер для проверки законности кредитора. Легальная МФО должна состоять в госреестре Центробанка, составе членов саморегулируемой организации «МиР», а теперь — и в реестре ФССП. Если организации нет в указанных списках легальных игроков рынка, то обращаться в неё не стоит: это чревато большими проблемами.
ООО МФК «Честное слово»
ОГРН 1137746046943
ИНН 7715949720
ОКВЭД 64.1
Договор №10-0022-11-4 от 10.11.2022
Автор: Марина Морозова