Найти ключ к сердцу малыша и стать второй семьей – интервью с воспитателем тульского специализированного дома ребенка

Фото: Тульская служба новостей
В течение столетия здесь помогают малышам с нарушениями психики обрести путевку в счастливую жизнь. Опытные врачи и педагоги борются за каждое, казалось бы, небольшое достижение, которое для таких детей является подвигом. В преддверие большого юбилея областного специализированного дома ребенка №1, который отметят сегодня, 17 ноября, Тульская служба новостей пообщалась со старшим воспитателем Оксаной Пахомовой о сложностях и прелестях работы с «особенными» детьми.

Оксана Пахомова работает в учреждении 15 лет, из которых десять – в должности старшего воспитателя. За время ее работы отсюда выпустились ни одна сотня воспитанников, которым специалисты смогли помочь. Многие вещи для нашей героини кажутся обыденными, однако со стороны заслуживают большого уважения – каждому ребенку нужно уделить внимание, разделить его эмоции, обнять, пожалеть, посмеяться, узнать о самочувствии и задать еще много других вопросов.
Чтобы найти подход к детям, их, прежде всего, необходимо любить – особенно наших малышей, у которых нет в данной момент родителей. Если дать ребенку заботу, любовь и ласку, то у него появится чувство защищенности и, следовательно, доверие к человеку – малыш начнет раскрываться и раскрепощаться, у него появится уверенность в себе и в близком взрослом, который работает в группе. Это значит, что найден тот ключик к сердцу малыша. Вот так и находят подход к детям наши педагоги – любовью, терпением и педагогическим тактом, – 
Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, строится исходя из индивидуальных потребностей – любое достижение ребенка является очень значимым и глобальным для его дальнейшей жизни.

«Педагогу необходимо понимать возможности ребенка и строить свою работу в соответствии с этим – таким малышам необходимо чаще давать возможность отдыхать, переключать с одного вида деятельности на другой, адекватно реагировать на отказ ребенка заниматься, давать ему возможность самому проявить желание подключиться к совместной деятельности с педагогом или сверстниками. Каждый ребенок уникален, и у каждого есть свои пределы того, чего он может достичь. Каждое достижение малыша – это и есть результат педагогической работы. Для одного способность удержать голову и зафиксировать взгляд будет огромной победой, так как за этим могут стоять долгие месяцы работы. Для другого ребенка, как например в этом году, выиграть приз зрительских симпатий во всероссийском конкурсе – тоже достижение. За каждым ребенком стоит огромная работа всего персонала», – отметила Оксана Пахомова.

Судьба многих воспитанников дома ребенка сложная – кого-то оставили родители, кто-то попал в учреждение из неблагополучной семьи. Именно поэтому улучшить психологическое и физическое состояние ребенка – далеко не единственная задача. Большинство малышей удается вернуть кровным родителям или найти любящую приемную семью. Отправлять детей в новую жизнь, по словам старшего воспитателя, хоть и приятно, но грустно.
«За время пребывания детей в доме ребенка сотрудники прикипают к ним всем сердцем. Каждому из нас очень трудно расставаться с близким человеком – эти малыши не просто воспитанники, а сыночки и дочки для всего персонала. Как можно отпустить ребенка без грусти в сердце, если на протяжении долгого времени ты держала его на ручках, чтобы он чувствовал в тебе любящего человека? Когда читал ему сказки, радовался за его успехи и вместе с ним огорчался из-за неудач?», – делится педагог.
Дом ребенка – это большая семья, в которой, казалось бы, чужой человек может стать «мамой» или «папой».

«Каждому малышу необходимы мама и папа. Дети постарше знают и помнят своих родителей, поэтому к персоналу они обращаются просто по имени, а малыши, которые находятся с ними в группе, повторяют за старшими ребятами. Но если ребенок назвал кого-то мамой, то переубеждать его в этом никто не будет – просто если появится «настоящая мама», значит, ему повезло, в жизни у него их будет две», – отметила Оксана Пахомова.

Играя с детьми, педагоги отвлекаются от личных рутинных проблем, заряжаются позитивными эмоциями и снижают риск развития профессионального выгорания.

«В нашем учреждении коллектив стабильный, слаженно работающий рука об руку уже много лет, имеющий единые задачи и цели. Работа с маленькими детьми подразумевает постоянно меняющую деятельность, которая помогает отвлекаться от повседневной рутинной жизни, ежедневно дает заряд положительных эмоций, толкает сотрудников на постоянные поиски новых методов работы с детьми, увлекает и помогает забыть о жизненных трудностях – именно поэтому профессиональное выгорание нечастый гость в нашем учреждении. Но, конечно, все мы люди – никто от этого не застрахован. В нашем учреждении есть психолог, которая всегда рада прийти на помощь, если в этом есть необходимость», – рассказывает старший воспитатель.

За 15 лет работы Оксаны Паховой изменилось в дома ребенка многое – и принципы, по которым работают педагоги, и материально-техническая база.

«В доме ребенка созданы условия, приближенные к домашним – сотрудники закреплены за одной группой из 6-7 детей. Таким образом, взрослые являются их постоянными близкими людьми. Дети живут и развиваются в атмосфере спокойных, дружественных отношений. В каждой группе объединяются типично развивающиеся дети и дети с особыми потребностями разных возрастов (братья и сестра постоянно находятся вместе). Каждая подгруппа имеет свою комнату, оборудованную для кормления, игры, общения и другой деятельности. У каждого ребенка имеется индивидуальное игровое пространство – место, отвечающее потребностям его развития. У ребят есть личные вещи – игрушки и одежда, а также предметы, отражающие историю жизни ребенка, например, альбом с фотографиями его и близких ему людей, рисунки, письма и открытки. Имеются кабинеты для оказания психолого-педагогической помощи детям – это Лекатека, компьютерный класс, кабинет Монтессори, сенсорная комната. Приобретено новейшее оборудование: интерактивные стол и песочница, логопедический комплекс, современные методические материалы для диагностики и развития детей. Благодаря слаженной работе педагогического коллектива (воспитателей, учителей- дефектологов, педагога-психолога и музыкального руководителя) дети получают все необходимые знания, умения и навыки – развиваются и социализируются», – делится педагог.

Справка: Сегодня «Тульский областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики №1» –отвечающее всем требованиям учреждение здравоохранения, где воспитываются дети с рождения до четырех лет. Здесь работают около 300 человек: медики, педагоги, обслуживающий персонал. Врачи-педиатры проводят большую комплексную работу по лечению, профилактике, оздоровлению и реабилитации малышей. Процедурная и физиотерапевтическая медицинская сестра, медсестра по массажу выполняют все врачебные назначения – для этой цели в доме ребенка оборудован процедурный кабинет. Большой педагогический коллектив работает с детьми над их всесторонним развитием – совместно с врачами и дефектологами воспитатели составляют для каждого ребенка индивидуальную программу развития и реабилитации, организуют образовательную деятельность по художественно-эстетическому, речевому, физическому, познавательному и социально-коммуникативному развитию, а также воспитанию навыков самообслуживания.

Читайте также на сайте Тульской службы новостей: 

У всех на устах: тульский косметолог о моде на увеличение губ, комплексах и естественности

Туляки рассказали, сколько ежемесячно тратят на бензин

Рак, который не болит: можно ли распознать появление бессимптомной опухоли
Автор: Екатерина Карпенко
Подписывайтесь на ТСН24 в