Не найти дорогу домой и погибнуть в большом городе – в «ЛизаАлерт» рассказали о поисках стариков с деменцией и детей
Найти человека живым и невредимым – к этому стремятся волонтеры поискового отряда «ЛизаАлерт». Однако это получается не всегда – природная среда, холодное время года, дезориентация у потерявшегося способны сделать поиски сложнее в несколько раз. Однако есть большое количество мелочей, которые могут спасти жизнь в такой ситуации – о них должен знать каждый. Тульская служба новостей пообщалась с руководителем тульского подразделения «ЛизаАлерт» Дмитрием Рябовым, который дал советы на разные случаи жизни – если потерялся сам, если встретил потерявшегося ребенка или пожилого человека.
Хоть и круглосуточно контролировать недееспособных членов семьи невозможно, однако есть способы минимизировать риск их пропажи. С детьми важно беседовать не только о правилах поведения в незнакомой дикой местности, но и о заговоривших с ними незнакомцах, которые могут иметь плохие намерения.
«Случаи, когда дети уходят, теряются или похищаются, в нашем мире не так редки. Для предотвращения таких ситуаций у нас работает школа для детей и родителей, в рамках которой мы регулярно проводим лекции – что делать, если потерялся в природной местности и как это предотвратить, что делать, если подошел незнакомец. Родители тоже должны поднимать эти темы с ребенком. Но, к сожалению, это не панацея – часто родители пропавших или похищенных детей отмечают, что регулярно беседовали с ребенком на эту тему. Ранее волонтеры «ЛизаАлерт» проводили эксперимент «Угон ребенка». Родители писали заявление о желании проверить своего ребенка, приводили малыша на площадку, уходили в специальное место, откуда могли наблюдать за тем, как волонтер пытается уговорить ребенка уйти с ним. Результаты были шокирующими – 85-90% детей под разными предлогами уходили с чужим человеком, несмотря на то, что родители разговаривали с ними о безопасности. Это большая проблема, которая приводит к трагедиям», – отметил руководитель тульского подразделения «ЛизаАлерт». В мире современных технологий поисковики рекомендуют установить на телефон ребенка приложение, отслеживающее местоположение, либо приобрести специальные умные часы или браслет с GPS. Однако если с детьми, которые на «ты» с техникой, этот метод является рабочим, то с пожилыми людьми все гораздо сложнее – большинство из них не имеют современных телефонов с функцией GPS. И если одни готовы прислушаться к родственнику и не снимать надетый на руку браслет или часы, то другие ни в какую не признают подобную технику.
«Человеку с деменцией вряд ли объяснишь, что нужно делать, но попытаться можно – хотя бы рассказать о том, что он может зайти в ближайшую «Пятерочку», где работает наш проект «Островок безопасности», и получить помощь сотрудников. Зачастую пожилые люди ходят в одном и том же, например, на осень у них есть одно пальто, поэтому можно положить туда тот же браслет с GPS, если носить его на руке человек отказывается. Кроме того, во все карманы одежды необходимо положить записки, в которых будет указано три вещи – ФИО и дата рождения пожилого человека, которые необходимы для идентификации сотрудниками полиции, и контактный номер кого-то из родственников. Адрес указывать не рекомендуем, потому что встретившийся на пути человек может, например, проникнуть в квартиру вместе со стариком и вынести ценные вещи. Адрес потерявшегося могут пробить по базе полицейские – для этого им необходимо знать ФИО и дату рождения», – отметил Дмитрий Рябов.
Трагические ситуации, связанные с пропажей дезориентированных людей, в первую очередь, связаны не с равнодушием, а с неосведомленностью окружающих – далеко не каждый может вычислить пожилого человека с деменцией и оказать помощь. Дмитрий Рябов уверен – если бы каждый знал элементарные правила, желающих помочь было бы больше.
В октябре туляков шокировала новость о гибели пенсионера, который несколько дней бродил в областной столице, где проживает около 500 тысяч человек, просил проводить домой, но так и не дождался соучастия. Смущало окружающих одно – пенсионер помнит свой домашний адрес, а значит, может добраться домой самостоятельно.
«Очень важна внимательность окружающих – если у человека потерянный взгляд, если он ни на чем не сосредотачивается, никуда не стремится, находится в прострации, совершает поступки, которые нормальный человек не совершит, это является поводом для беспокойства. При подозрении на дезориентацию нужно задать несколько вопросов: ФИО, день недели, полная сегодняшняя дата (число, месяц и год). На этих вопросах «повалится» большая часть людей с деменцией – например, назовут имя, но не вспомнят фамилию, а полную дату очень мало кто сможет назвать», – подчеркнул поисковик.
Бывают и такие ситуации, когда дезориентированного человека выявить непросто, однако это скорее исключение, чем закон.
«Однажды мы патрулировали город в поисках мужчины, страдающего деменцией. Я заметил одного дедушку, который, как мне показалось, был похож на потерявшегося. Быстро понял, что это не он, но его поведение заставило меня к нему подойти – он ночью шел в направлении промзоны. Дедушка назвал ФИО, разговаривал с нами, рассказал, кем работал, книги цитировал и даже сказал свой домашний адрес. Едем на этот адрес, стучу дверь, а люди вообще такого человека не знают. Подхожу к дедушке снова, начинаю расспрашивать – он тут же называет другой адрес. Мы поняли, что что-то неладное – вызвали полицейских, которые пробили его по базе. Выяснилось, что живет он вообще в третьем месте. В некоторых ситуациях человека может спасти только внимательность окружающих», – говорит Дмитрий Рябов.
Дезориентированному человеку можно помочь за несколько минут – достаточно отвести его к ближайшему «Островку безопасности».
«Здесь действует самое главное правило – если ты понял, что заблудился, и не понимаешь, куда идти – оставайся на месте. Чем дольше человек пытается выбраться сам, тем дальше вглубь он уходит, создавая проблемы для поисков. Если человек идет в лес за грибами, обязательно нужно предупредить родственников, в какое именно место он направляется и во сколько планирует вернуться, чтобы родные вовремя забили тревогу. Обязательно берем с собой мобильный телефон – даже при отсутствии связи можно позвонить в 112. Ну и, конечно, те вещи, которые помогут в лесу – спички, компас, запас воды, еды и медикаментов (в частности, те, которые необходимо принимать на постоянной основе)», – поделился Дмитрий Рябов.
Самое главное в таких поисках – своевременное реагирование всех служб и быстрое информирование о потерявшемся нашей команды. Особенно это касается зимних холодных дней, когда время, отведенное на поиски, сокращается до нескольких часов.
«Недавно женщина обратилась ночью в службу спасения и сообщила, что стоит в поле и не понимает, как дойти до дома – она назвала ближайший населенный пункт и была на связи. Заявка не сразу была передана нам, поиски затянулись более чем на четыре дня. Мы много ходили и ездили по тем полям, в итоге с помощью беспилотной авиации обнаружили женщину уже, к сожалению, погибшую. Ее можно было спасти – сыграл фактор скорости реагирования. В зимнее время все еще сложнее – заявки к нам поступают обычно вечером или ночью, и у нас есть буквально десять часов, чтобы спасти человека – чем больше времени проходит, тем меньше шансы найти его живым», – отметил Дмитрий Рябов.
Для поисков у отряда «Лиза Алерт», который работает в 64 регионах, есть все необходимое – беспилотная техника и даже возможность искать людей с помощью вертолетов.
Предотвратить большинство трагедий может распространение полезных памяток, которые регулярно публикуют волонтеры отряда. Осенью 2023 года прослеживается тенденция к снижению случаев пропавших грибников.
«Мы собираем четкую статистику по годам. В этом году я увидел резкий спад заявок на пропавших людей, которые пошли за грибами. В основном мы занимались поиском дезориентированных людей, детей, которые не пришли домой по своей воле, маргинальных лиц. Много до кого удалось достучаться и объяснить правила безопасности в лесу, чему я очень рад», – говорит Дмитрий Рябов.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей:
Самый красивый и сказочный фоторепортаж от косплееров из Тулы
Насколько хорошо вы знаете Тулу? Тест
Диетолог назвала норму потребления сладкого в день
Разбил новый телефон и не захотел идти домой
Чаще всего в отряд поступают заявки на поиски самой уязвимой категории людей – стариков и детей. Одна из распространенных причин пропажи несовершеннолетних – нежелание идти домой, причем такая ситуация может произойти даже в более чем благополучной семье. Пожилые люди чаще всего теряются из-за дезориентации.Старики, страдающие деменцией, чаще всего пропадают в тот момент, когда нет контроля со стороны родственников – обеспечить круглосуточный надзор за ними из-за работы чаще всего невозможно. Человеку что-то пришло в голову, он собрался, взял ключи от квартиры и ушел, а из-за дезориентации вернуться обратно уже не смог. Если мы говорим про детей, то здесь чаще всего четыре причины – загулялся и перестал выходить на связь, не хочет идти домой, заблудился, был похищен злоумышленниками. В первом случае ребенок формально не пропал – просто родители, не зная его местоположение, бьют тревогу. В случае нежелания возвращаться домой бывают разные ситуации. Например, недавно ребенок разбил новый подаренный телефон и не захотел идти с повинной к родителям – семья там вполне хорошая и благополучная, просто ребенок испугался. Гораздо реже дети теряются в природной среде – такое происходит тогда, когда ребенок, например, приехал в деревню на каникулы или проживает в сельской местности, –
Браслет на руку или записки в карман – как защитить детей и пожилых родственников
Хоть и круглосуточно контролировать недееспособных членов семьи невозможно, однако есть способы минимизировать риск их пропажи. С детьми важно беседовать не только о правилах поведения в незнакомой дикой местности, но и о заговоривших с ними незнакомцах, которые могут иметь плохие намерения.
«Случаи, когда дети уходят, теряются или похищаются, в нашем мире не так редки. Для предотвращения таких ситуаций у нас работает школа для детей и родителей, в рамках которой мы регулярно проводим лекции – что делать, если потерялся в природной местности и как это предотвратить, что делать, если подошел незнакомец. Родители тоже должны поднимать эти темы с ребенком. Но, к сожалению, это не панацея – часто родители пропавших или похищенных детей отмечают, что регулярно беседовали с ребенком на эту тему. Ранее волонтеры «ЛизаАлерт» проводили эксперимент «Угон ребенка». Родители писали заявление о желании проверить своего ребенка, приводили малыша на площадку, уходили в специальное место, откуда могли наблюдать за тем, как волонтер пытается уговорить ребенка уйти с ним. Результаты были шокирующими – 85-90% детей под разными предлогами уходили с чужим человеком, несмотря на то, что родители разговаривали с ними о безопасности. Это большая проблема, которая приводит к трагедиям», – отметил руководитель тульского подразделения «ЛизаАлерт». В мире современных технологий поисковики рекомендуют установить на телефон ребенка приложение, отслеживающее местоположение, либо приобрести специальные умные часы или браслет с GPS. Однако если с детьми, которые на «ты» с техникой, этот метод является рабочим, то с пожилыми людьми все гораздо сложнее – большинство из них не имеют современных телефонов с функцией GPS. И если одни готовы прислушаться к родственнику и не снимать надетый на руку браслет или часы, то другие ни в какую не признают подобную технику.
«Человеку с деменцией вряд ли объяснишь, что нужно делать, но попытаться можно – хотя бы рассказать о том, что он может зайти в ближайшую «Пятерочку», где работает наш проект «Островок безопасности», и получить помощь сотрудников. Зачастую пожилые люди ходят в одном и том же, например, на осень у них есть одно пальто, поэтому можно положить туда тот же браслет с GPS, если носить его на руке человек отказывается. Кроме того, во все карманы одежды необходимо положить записки, в которых будет указано три вещи – ФИО и дата рождения пожилого человека, которые необходимы для идентификации сотрудниками полиции, и контактный номер кого-то из родственников. Адрес указывать не рекомендуем, потому что встретившийся на пути человек может, например, проникнуть в квартиру вместе со стариком и вынести ценные вещи. Адрес потерявшегося могут пробить по базе полицейские – для этого им необходимо знать ФИО и дату рождения», – отметил Дмитрий Рябов.
Трагические ситуации, связанные с пропажей дезориентированных людей, в первую очередь, связаны не с равнодушием, а с неосведомленностью окружающих – далеко не каждый может вычислить пожилого человека с деменцией и оказать помощь. Дмитрий Рябов уверен – если бы каждый знал элементарные правила, желающих помочь было бы больше.
Внимательность, просвещенность и неравнодушие
В октябре туляков шокировала новость о гибели пенсионера, который несколько дней бродил в областной столице, где проживает около 500 тысяч человек, просил проводить домой, но так и не дождался соучастия. Смущало окружающих одно – пенсионер помнит свой домашний адрес, а значит, может добраться домой самостоятельно.
«Если говорить про эту историю, то следует отметить одно – да, человек помнил свой адрес, но находился его дом буквально в двух шагах. Мог бы смутить тот факт, что человек прожил долгие годы в этом районе, но не может добраться домой с соседнего двора. Однако окружающим эта мысль в голову, к сожалению, не пришла. Если бы люди начали спрашивать его имя, сегодняшнюю дату, день недели, скорее всего поняли, что у человека деменция», – говорит Дмитрий Рябов.В данный момент специалисты отряда «Лиза Алерт» готовят короткую памятку о том, как понять, что человек дезориентирован, и что ему нужна помощь. Попавшему под подозрение прохожему необходимо задать несколько вопросов.
«Очень важна внимательность окружающих – если у человека потерянный взгляд, если он ни на чем не сосредотачивается, никуда не стремится, находится в прострации, совершает поступки, которые нормальный человек не совершит, это является поводом для беспокойства. При подозрении на дезориентацию нужно задать несколько вопросов: ФИО, день недели, полная сегодняшняя дата (число, месяц и год). На этих вопросах «повалится» большая часть людей с деменцией – например, назовут имя, но не вспомнят фамилию, а полную дату очень мало кто сможет назвать», – подчеркнул поисковик.
Бывают и такие ситуации, когда дезориентированного человека выявить непросто, однако это скорее исключение, чем закон.
«Однажды мы патрулировали город в поисках мужчины, страдающего деменцией. Я заметил одного дедушку, который, как мне показалось, был похож на потерявшегося. Быстро понял, что это не он, но его поведение заставило меня к нему подойти – он ночью шел в направлении промзоны. Дедушка назвал ФИО, разговаривал с нами, рассказал, кем работал, книги цитировал и даже сказал свой домашний адрес. Едем на этот адрес, стучу дверь, а люди вообще такого человека не знают. Подхожу к дедушке снова, начинаю расспрашивать – он тут же называет другой адрес. Мы поняли, что что-то неладное – вызвали полицейских, которые пробили его по базе. Выяснилось, что живет он вообще в третьем месте. В некоторых ситуациях человека может спасти только внимательность окружающих», – говорит Дмитрий Рябов.
Дезориентированному человеку можно помочь за несколько минут – достаточно отвести его к ближайшему «Островку безопасности».
«У нас есть совместный проект с компаниями «Пятерочка», «Сбербанк», «Перекресток» – «Островок безопасности». В «Пятерочках» это работает по всей России, абсолютно в каждом супермаркете. Все сотрудники магазина прошли обучение и знают, как выявить дезориентированного человека и что с ним делать. Иногда сотрудники сами выявляют деменцию у пришедшего к ним клиента и оказывают помощь, иногда случайные прохожие, зная о проекте, передают потерявшегося сотрудникам. Результаты хорошие – за все время существования через «Островок безопасности» сделали более пяти тысяч обращений», – отметил руководитель регионального подразделения «ЛизаАлерт».
Всего десять часов на поиски
Бывает, когда человек не страдает дезориентацией, однако попал в природную среду и заблудился. Вокруг только деревья и поля, а на телефоне совсем нет связи. Однако и из такой ситуации есть выход.«Здесь действует самое главное правило – если ты понял, что заблудился, и не понимаешь, куда идти – оставайся на месте. Чем дольше человек пытается выбраться сам, тем дальше вглубь он уходит, создавая проблемы для поисков. Если человек идет в лес за грибами, обязательно нужно предупредить родственников, в какое именно место он направляется и во сколько планирует вернуться, чтобы родные вовремя забили тревогу. Обязательно берем с собой мобильный телефон – даже при отсутствии связи можно позвонить в 112. Ну и, конечно, те вещи, которые помогут в лесу – спички, компас, запас воды, еды и медикаментов (в частности, те, которые необходимо принимать на постоянной основе)», – поделился Дмитрий Рябов.
Самое главное в таких поисках – своевременное реагирование всех служб и быстрое информирование о потерявшемся нашей команды. Особенно это касается зимних холодных дней, когда время, отведенное на поиски, сокращается до нескольких часов.
«Недавно женщина обратилась ночью в службу спасения и сообщила, что стоит в поле и не понимает, как дойти до дома – она назвала ближайший населенный пункт и была на связи. Заявка не сразу была передана нам, поиски затянулись более чем на четыре дня. Мы много ходили и ездили по тем полям, в итоге с помощью беспилотной авиации обнаружили женщину уже, к сожалению, погибшую. Ее можно было спасти – сыграл фактор скорости реагирования. В зимнее время все еще сложнее – заявки к нам поступают обычно вечером или ночью, и у нас есть буквально десять часов, чтобы спасти человека – чем больше времени проходит, тем меньше шансы найти его живым», – отметил Дмитрий Рябов.
Для поисков у отряда «Лиза Алерт», который работает в 64 регионах, есть все необходимое – беспилотная техника и даже возможность искать людей с помощью вертолетов.
«С помощью квадрокоптеров мы можем отследить человека в природной среде, если он включил фонарик или разжег костер. Более того, наши лучшие друзья, вертолетный спасательный отряд «Ангел», который представлен в Санкт-Петербурге и Москве, может прислать свою технику в Тулу – с помощью вертолета спасательная операция занимает обычно 1-2 часа», – подметил руководитель тульского подразделения.
Потерявшихся грибников в Тульской области стало меньше
Предотвратить большинство трагедий может распространение полезных памяток, которые регулярно публикуют волонтеры отряда. Осенью 2023 года прослеживается тенденция к снижению случаев пропавших грибников.
«Мы собираем четкую статистику по годам. В этом году я увидел резкий спад заявок на пропавших людей, которые пошли за грибами. В основном мы занимались поиском дезориентированных людей, детей, которые не пришли домой по своей воле, маргинальных лиц. Много до кого удалось достучаться и объяснить правила безопасности в лесу, чему я очень рад», – говорит Дмитрий Рябов.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей:
Самый красивый и сказочный фоторепортаж от косплееров из Тулы
Насколько хорошо вы знаете Тулу? Тест
Диетолог назвала норму потребления сладкого в день
Автор: Екатерина Карпенко