«Телефон на уроках – зло»: тульские педагоги высказались, почему не стоит давать смартфоны в школу

Фото: Тульская служба новостей
Дискуссия о том, нужны ли детям в школах телефоны, ведется давно. Некоторые педагоги уверены, что телефоны мешают образовательному процессу. Этого мнения придерживаются и депутаты: парламентарии вновь выступили с инициативой ограничить доступ учащихся к смартфонам на уроках. Так, первый заместитель Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин считает, что во время занятий пользоваться гаджетами можно только в учебных целях, в остальных случаях телефонов быть не должно. Тульская служба новостей поговорила с учителями и оперативным сотрудником органов УМВД России по Тульской области, которые рассказали, почему не стоит давать смартфон в школу.

Телефон – это безопасность ребенка

Многие родители придерживаются мнения, что смартфон может обезопасить ребенка. То есть, ученик всегда на связи со взрослыми, а также он может запечатлеть на камеру гаджета происходящее в школе в школе, если его обидели, дали неподобающую еду или в школе произошло ЧП.

«Моему ребенку всего четыре года, но знаю, что у некоторых его «коллег» в детском саду уже есть телефоны. В сад их не приносят, но они, рассказывали родители, есть дома. Объяснение: «Все равно включаем ему мультики на телефоне, вот пусть будет свой». Не понимаю и не принимаю такую позицию. Да, в наше время без телефона не обойтись даже родителям с маленьким ребенком, потому что иногда действительно приходится отвлечь ребенка чем-то, чтобы заняться делами. Но свой телефон в таком возрасте – перебор. Подрастет – получит телефон, но, думаю, какой-то простецкий, и время игр будет ограничено.

Важно дать понять и самому показать, что жить в гаджете – неправильно. Это очень сложно, но реально. Что касается запрета телефона в школах, то я категорически против. В нашей жизни многое разрешено, но многое и запрещено. И хватит запретов. Залип в телефоне на уроке – замечание, залип снова – разговор с родителями. Ну, как вариант.

Хотя понимаю, что среди взрослых дураков хватает и их воспитательные беседы, если и будут, ни к чему не приведут. Скорее виноват будет учитель – «придирается к моему белому и пушистому Алеше». От прогресса не уйти. И это часть работы педагога – отвлечь ребенка от телефона и не дать ему залипнуть прямо на уроке. Либо же решить конфликтную ситуацию. А еще давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения безопасности. Произойти сейчас может что угодно. А если ЧП? Один звонок может решить многое. А если у того, кому сдают телефоны, есть какие-то нехорошие мысли и намерения? Да и вообще, почему телефон моего ребенка должен трогать кто-то еще? Давайте тогда и у депутатов отберем, чтобы на своих заседаниях они думали исключительно о работе. Пришел на заседание – думай исключительно о том, как родить очередной глупый запрет», — высказался папа четырехлетнего мальчика Василий Соколов.

Подобному мнению придерживается и папа десятилетней Ани. Игорь Карасев считает, что никто не имеет право отбирать у ребенка телефон.

«Во-первых, его могут украсть, если телефон пропадет, кто за это будет отвечать? Во-вторых, ребенок в состоянии отложить его самостоятельно, а если нет, есть другие меры, например замечание в дневник», — сказал папа.

«Телефон ребенку необходим. Все зависит от семьи, в которой растет ученик. Моя дочь знает, что брать телефон в руки в школе можно только по острой необходимости.

У нас такая ситуация в семье, что мама постоянно работает, дочку забирает из школы то папа, то бабушки, то тети. Порой, я только утром узнаю, кто сможет забрать ребенка. Я должна ей об этом сказать, предупредить и дать точное время, когда ее заберут. Так как самостоятельно из школы ее не выпустят.

Тут опять же воспитанный ребенок не возьмет в руки телефон на уроке. Нужно проводить какие-то мероприятия в системе, а не так, что мы взяли и запретили им смартфоны. Поверьте, в неблагополучных семьях запреты могут привести к негативным последствиям. Дети, которым запрещают пользоваться телефоном «ныкаются» и ищут всякие гадости в Интернете, а потом распространяют среди сверстников. Моя дочь пользуется телефоном грамотно, она смотрит познавательные программы, порой она мне рассказывает такое, чего я сама не знаю. Да, бывают случаи, что она натыкается на нехорошие вещи, но она бежит ко мне и спрашивает, а я уже объясняю, почему не стоит такое смотреть, почему человек в Сети так себя ведёт и что воспитанные девочки не должны за ним повторять. Так что больная гаджетозависимость идет из семьи. Я против любых запретов телефонов на уроке, это ни к чему не приведет, сделает только хуже», — сказала мама первоклассницы.

Есть среди родителей и те, кто считают, что телефон только отвлекает ребенка, не дает гармонично социализироваться. Так, к примеру, мама троих детей Ольга Пономарева рассказала об опыте ее 11-летней старшей дочери.

«Когда Алиса училась в 3 классе, наша учительница подняла подобный вопрос, так как дети совсем не могли себя контролировать. Они постоянно сидели в гаджетах, все перемены проводили в телефонах. Некоторые на уроке умудрялись переписываться. Это ненормально, поэтому мы поддержали учительницу и предложили перед уроками класть телефон в отведенное место, а дежурный их после уроков раздавал. По необходимости, ребёнок всегда мог подойти к учителю и попросить телефон, чтобы набрать маме или папе. При этом у нас все равно нашлись родители, которые встали в позу и говорили, что не согласны с таким подходом.

Ограничить в телефонах совсем, наверно, не получится, наши дети живут в современном мире, надо приучать к какой-то системе, чтобы не было таких конфликтов», - объяснила мама.

«Вы знаете, достаточно кнопочного телефона. Я бы своей дочери только такой и давала, но не могу, так как в школе у всех смартфоны. Не будет же моя дочь белой вороной. Учительница жалуется, что дети из телефонов не вылезают и это действительно проблема», — считает мама двоих детей Екатерина Синякова.

Учителя считают, что гаджетам в школе не место

В основном от телефонов страдают учителя начальной школы: дети не могут сдерживать себя, то и дело лезут за телефоном, постоянно звонят родителям и играют.

«Телефоны очень мешают. Дети не могут себя контролировать: достают их на уроках и переменах. Вместо общения бесконечно сидят в гаджетах. Еще одной проблемой стало, что снимают друг друга, учителей, выкладывают это в Интернет. Я бы оставила только кнопочные телефоны, только как средство связи, чтобы не было соблазна воспользоваться им как-то иначе», — сказала учитель начальных классов Оксана Полякова.
Учителя старшей школы уверены, что изымать телефоны не получится.

«Понятно дело для учебного процесса телефоны – зло. Система нужна. Например, на уроках забирать, на переменах отдавать. То, что они мешают – это однозначно», — отметила учитель музыки Виктория Панова.

Педагоги отмечают, что телефон на уроке – самая частая причина конфликтов учителей, учеников и родителей.

«Какие меры только не принимают учебные заведения по вопросу телефонов: собрать перед уроком, во время урока, запретить в школе... Список можно продолжать бесконечно. И всё тщетно. Дети с трудом выпускают их из рук, потому что контент, переписки, мама позвонит среди урока. Это норма современной жизни. Кто-то из родителей ограничивает доступ, кнопочные покупают, а другим наплевать. Говорят: «как я могу отнять телефон ребёнка, это же его собственность». Получается – замкнутый круг.

Родители перекладывают борьбу с телефонами на школу и учителей, мол вы же педагоги, так замотивируйте моего ребёнка хотеть учиться, чтобы в телефон не лазил. Как они не понимают, что сами создали эту проблему, купив его. Нет телефона и нет проблем.

Телефоны лишают памяти современных детей. Отсюда и учёба тяжела. Зачем напрягаться, когда всё радости жизни на экране. Безопасность можно обеспечить и кнопочным телефоном», — сказала учитель математики Алла Борисова.

У многих учителей вопрос телефона вызывает бурю негативных эмоций, так как эта вещь мешает процессу усвоения знаний и не дает детям учиться.

«Однозначно телефоны мешают процессу обучения! Наверное, классному руководителю придётся собирать все телефоны детей в одну коробку с замком, этот способ наиболее эффективный, но это не самый удобный и безопасный для учителей.

Возможно, родители согласятся поучаствовать в данном вопросе и оставят телефон ребёнка дома, но в этом случае тоже не всё так однозначно. Всегда найдутся те, кто пойдёт против системы», — ответила педагог русского языка Полина Евдокимова.

Безопасность, которой не умеют пользоваться

Тульская служба новостей обратилась за комментарием к специалисту по кибербезопасности УМВД России по Тульской области, который рассказал, так ли обезопасит телефон ребенка.

Полицейский отметил, что с одной стороны, на сегодняшний день телефон больше, чем просто средство связи, это ещё и полноценный доступ к Интернету. Последний открывает возможность получения к информации, что, безусловно, является огромным плюсом.

«С другой стороны пользоваться этими сложными устройствами, а уж тем-более фильтровать массив информации, ребёнок не в состоянии, как, за частую, и его родители», - говорит оперативный сотрудник.
Полицейский считает, что для безопасности ребенка сейчас есть умные часы, с помощью которых можно совершить звонки, в том числе и экстренные: можно узнать, где находится ребёнок.

«Обычный кнопочный мобильный телефон является прекрасным способом оставаться на связи с родителями. Здесь важно рассмотреть, для чего в действительности детьми используются телефоны в школе. Во многом телефон является «мощным отвлекателем» от учебного процесса (бесполезные игры, социальные сети и видеохостинги). Плюс сеть развивает стримы откровенного издевательства над учителями и сверстниками!» — говорит киберспециалист.

Если говорить про то, что ребенок может зафиксировать нарушения учителя, то родители возлагают на ребенка обязанности фиксации правонарушений. Правильно ли это?

«Если нужен объективный контроль, тогда надо в школе везде устанавливать камеры со звуком. Это будет являться объективным контролем! Избирательные съемки детьми, а в некоторых случаях ещё и монтаж, не могут называться объективными», — резюмировал оперативный сотрудник.

Читайте также: многостаночники или специалисты в разных областях? Тульские педагоги оценили возможность получать квалификацию по нескольким предметам.

Автор: Людмила Зеленкова
Подписывайтесь на ТСН24 в