«Ботаники» и хулиганы: тульский психолог Андрияничева рассказала, как успеваемость в школе влияет на буллинг

Фото: Тульская служба новостей
Все помнят оскорбительное слово «ботаник», которое применялось в школе по отношению к «отличникам». В крайних случаях такие дети могли и вовсе подвергаться жесткой травле (буллингу) со стороны одноклассников. В оценках ли дело – Тульская служба новостей выяснила у психолога Майи Андрияничевой.

По словам специалиста, успеваемость ребенка является не решающим фактором буллинга. Кроме того, бывают и обратные ситуации, когда в роли буллера выступает сам «отличник».
Принято делить детей на «отличников» и «дерзких троечников», однако это не совсем так. Ребенок с хорошей успеваемостью может иметь тяжелый характер и выступать в качестве буллера, а ребенок, который учится плохо, не всегда является нарушителем дисциплины – он может просто отставать от остальных. Решающую роль в буллинге играют другие факторы – способность человека к проявлению агрессии по отношению к другому человеку и способность второго этому противостоять. Первое часто идет из семьи – ребенок начинает буллить других, когда видит насилие в кругу своих родственников, в том числе, по отношению к нему. Таким травмированным ребенком может быть учащийся с отличной успеваемостью, который стремится завоевать авторитет среди сверстников. Напротив, подвергшийся буллингу «отличник» не всегда входит в состояние жертвы, а вполне себе может противостоять этому. Важно учитывать множество факторов и подходить к проблеме комплексно – буллингу может подвергнуться каждый просто потому, что он чем-то отличается от других, не только успеваемостью, – 
Вовремя выявить изменения в поведении ребенка и помочь ему урегулировать конфликт – важная задача родителей.

«Важен контакт, чтобы видеть любые изменения в поведении ребенка. По возвращении ребенка из школы родителю нужно в первую очередь спрашивать не про оценки, а про его самочувствие – что ему понравилось, что не понравилось. Обращать внимание на тот факт, что ребенок не хочет идти в школу – это не всегда связано с нежеланием учиться. На жалобы ни в коем случае нельзя реагировать так: «Соберись, будь мужиком, это неважно, ты еще не сталкивался с настоящими взрослыми проблемами». Это обесценивание проблем ребенка, с которыми он вынужден оставаться наедине. У него нет навыков справиться с этим самостоятельно. Если такое случилось, родителю не нужно принимать пассивную позицию или сразу бежать на разборки с директором – для начала стоит поговорить с учителем, который может попытаться донести до своих учеников то, что чувствует тот, кто подвергается травле. Если конфликт не урегулирован, то имеет смысл менять школу. Более того, если ребенок сильно травмирован, он может встать в позицию жертвы и в другом месте, поэтому важно менять среду параллельно с психотерапией – есть школьные психологи, кризисные центры и частные специалисты. Игнорировать этот пункт ни в коем случае нельзя, потому что ребенку нужно дать возможность выговориться и сформировать правильную модель поведения в будущем», – говорит психолог.

Читайте также на сайте Тульской службы новостей другие комментарии  психолога:

Как предотвратить осеннюю хандру

Туляки рассказали, что думают о гостевом браке

Как пережить смерть близкого родственника
Автор: Екатерина Карпенко
Подписывайтесь на ТСН24 в