Многостаночники или специалисты в разных областях? Тульские педагоги оценили возможность получать квалификацию по нескольким предметам
Президент Владимир Путин в ходе беседы с финалистками конкурса «Учитель года» поддержал инициативу о предоставлении учителям возможности повышать квалификацию по непрофильным предметам.
Тульская служба новостей поговорила с учителями и выяснила, как они относится к подобной идее.
Многостаночники или возможность реализовать себя в разных областях
Большинство педагогов отмечают, что один специалист не может повышать квалификацию сразу по нескольким предметам. Во многом это связано с тем, что большинство учителей имеют большую нагрузку в школе. Еще одно мнение – это то, что наставник должен влюблять в свой предмет, что невозможно, преподавая несколько противоположных дисциплин.
«Во-первых, я считаю, что многостаночники не могут быть хорошими учителями, особенно с такими предметами, как русский и математика. Есть, конечно, такая фраза – «талантливый человек талантлив во всем», но здесь это так не работает. Я не спорю, если у учителя есть талант к рисованию, то он может вести этот предмет. Конечно, он может пройти подготовку, повысить в этой области свои знания.
Думаю, что в этом плане можно это все реализовывать на кружках, но никак не разорваться между математикой и русским или физикой и литературой.
Плюсом немаловажна нагрузка по часам. Когда этот многостаночник будет отдыхать? Во-вторых, я думаю, качество преподавания будет страдать, все-таки педагога надолго не хватит, потому что это очень разносторонняя деятельность», — говорит учитель математики Екатерина Вялкина.
Другие специалисты придерживаются такого же мнения:
«Я считаю это абсурдом. Да, это где-то решит нехватку кадров, но не исключит проблему с качеством обучения! Нельзя быть супер специалистом в разных областях, а если один учитель захочет вести и русский, и биологию, и физру? Плюс, сейчас очень плотное расписание в школе, как один педагог будет распределять себе нагрузку? Не зря говорят: «за двумя зайцами погонишься…» — считает учитель музыки Ирина Королева.
«Хорошо, когда учитель знает не только свой предмет. Это расширяет его кругозор. То есть очень важно, чтобы среди дисциплин была взаимосвязь, потому что любая из них — часть нашего мира и невозможно изучать одно без другого. То есть все предметы – это система взаимосвязанных элементов в единое целое.
Решит ли преподавание одним учителя двух предметов? Я считаю, что это издевательство над человеком. На первом этапом учитель всегда продумывает занятие, что ему дать на уроке, какой будет результат и каким он хочет получить исход.
Помимо есть второй этап, он приходит и объясняет этот материал, далее его задача проверить, насколько дети его поняли. Для этого проводится проверочные работы, которые учитель собирает, начинает смотреть, насколько они были выполнены. Только провести урок – это не преподавание, сколько за это платят… У учителя огромная нагрузка, а если мы еще добавим ему разные предметы, придется разрываться на части. Такая практика возможна на домашнем обучении, но в рамках обычной школы разбегутся все учителя», — говорит учитель математики Ольга Пономарева.
Есть среди специалистов те, кто придерживает совершенно обратного мнения.
«Считаю, что это очень полезная инициатива! К примеру, если говорить о преподавании, то у меня образование «учитель истории и обществознания», но я больше люблю работать с младшеклассниками, поэтому мне хотелось бы стать учителем начальных классов или преподавать русский и литературу. Знаний на это у меня хватает, а вот образования нет. И таких примеров у нас полно, когда учатся на одних, а горят совершенно другим. Поэтому я абсолютно за! Отличная инициатива!», — считает учитель истории Дмитрий Бобылев.
Иметь не один профиль преподавания – не новая практика в Туле
Мы обратились за комментарием по данному вопросу в Тульский государственный педагогический университет, где старший преподаватель института инновационных образовательных практик Наталья Ешкина объяснила, что подобная практика совершенна не нова:
«Такая форма повышения квалификации уже есть – это профессиональная переподготовка. И в ТГПУ им. Л.Н. Толстого мы реализуем данные программы (от 250 до 1010 часов занятий). Если же говорить о краткосрочных курсах, то что мы можем узнать о новом предмете за 16 часов или 32 часа? Данные курсы будут полезны не тем, кто осваивает новую предметную область, а тем – кто повышает свою квалификацию. Например, учится работать с новыми образовательными программами или изучает новые технологии преподавания предмета».При этом преподаватель отметила, что очень многое зависит от личности педагога. Если человек целеустремлённый, мотивированный, хорошо владеет на базовом уровне предметом, имеет педагогическое образование, то и переподготовка пройдет успешно.
Читайте также: вместо школы танцев очередной продуктовый магазин: почему дети и хореограф остались на улице и как им можно помочь.