История тулячки Анастасии Калининой, которая сначала читала комиксы, а потом стала их автором
Рисовать истории, создавать из них целый сюжет, в котором будет глубокая мысль, кажется чем-то непостижимым. Так ли это? Истории в картинках получили свое название – комиксы. На сегодняшний день они активно входят в нашу жизни. Их читают от мала до велика, а в московских институтах дизайна существуют кафедры, где учат создавать комиксы. Тульская служба новостей поговорила с редактором, сценаристом и переводчиком комиксов Анастасией Калининой, которая рассказала, как развивались комиксы, в чем трудности их создания и как набирают популярность.
Анастасия, когда вы впервые познакомились с комиксами? Как это произошло?
Я познакомилась с комиксами очень издалека. Будучи ребенком, в 12-13 лет, я уже начала рисовать свои первые картинки. Помнится, что это были комиксы по мотивам песни Натали «Русалочка». Я рисовала зелеными ручками историю главной героини, где-то затерялся ее бойфренд. Первый комикс был создан в 2022 году.
Сегодня я увлекаюсь этим намного глубже, а в мире индустрия набирает все большую популярность, хотя и есть определенные споры. Так в Москве, как вы правильно уточнили, уже учатся на комиксистов, и я скажу больше – защищаются диссертации по знаниям этой индустрии, как такого культурологического явления. Комиксы были и в Советском Союзе. Конечно, прорыв появился в 90-х годах, когда на вкладышах в пачках были картинки с героями. Я тогда так мучилась, что не знала английского языка и не могла прочитать и понять, о чем там написано.
Позже появились фотокомиксы, журнал «Штучка». Далее развивается манга. И тут меня уже было не остановить. Я увлеклась этим всерьез.
Знаю, что у вас двое взрослых детей. Как они относятся к тому, что вы пишите комиксы?
С творчеством выходит интересная штука. Все близкие меня поддерживают, гордятся и говорят, какая я молодец, но правда никто из них не читает мои комиксы (смеется). Я даже не настаиваю, потому что творчество – это интимный процесс. Кому хочется за ним наблюдать, кому интересно это становление, тот пусть и читает. Поэтому с моими историями знакомятся другие люди.
А как вы думаете, кто эти люди? Кто ваши читатели?
Изначально, когда мы с моим соавтором Костей думали, кто же наши люди, мы пришли к выводу, что это наши ровесники, которым также по сорок лет. Они смогут понять то, о чем мы пишем, они помнят, что такое журнал «Пионер». Если посмотреть на нашу группу «ВКонтакте», где мы выкладываем комиксы, там действительно взрослый срез, но, когда мы получаем предложения от издателей, то они рассматривают наш материал, как детские комиксы. Я собственно этому рада, так как чем больше читателей, тем лучше.
Как вы считаете комиксы придуманы только для детей или этот способ творческой передачи подходит и для взрослых?
Если проследить историю комиксов, то мы увидим, что они с нами достаточно давно и создавались изначально для взрослой аудитории.
Окунувшись в древность, мы увидим, что комиксы существовали всегда. Я готовила материл о римских постоялых дворах, так вот там уже была реклама, нарисованная в картинках. Именно такой формат был приемлем для большинства людей, так как многие не умели читать, а картинки понимали все.
Само явление комиксы зародилось в США. Тогда оно тоже было ориентировано на детей, постепенно развиваясь, оно стало привлекательно не только для этой категории граждан, но и для взрослых. Так как зачастую комиксы поднимают очень сложные и острые темы.
Параллельно шло развитие манги. В нем взросление аудитории произошло гораздо раньше.
Стоит отметить, что XX век ни в одной стране не был легким. Каждое государство по-своему осмысляла происходящие события и по-разному интерпретировала боль. Одни снимали драматические фильмы, другие через живопись проводили осмысление, а в Южной Корее нашли утешение в комиксах. Это стало национальной рефлексией.
На какие темы вы пишите комиксы? Какие проблемы поднимаете сегодня?
Самое интересное, что комиксы – это не обязательно проблема. Они могут быть развлекательными. Жанров большое множество.
Все, что вы можете вообразить – все можно передать в комиксы: повседневность, как я хожу в магазин в шаговой доступности, как меня там обманывают. Как успеть на маршрутку, ужасы, хорроры, романтика, попаданцы. Это как будто жил, как все, и однажды оказываешься в компьютерной игре.
То, о чем пишем мы – это сентиментальная история, такая небольшая рефлексия или взгляд в прошлое: вспоминаем наше девство, которое пришло на 90-е, наши проделки, которые закончились благополучно, но могло быть и по-другому... У нас нет проблемы, мы рассказываем о теплых воспоминаниях.
Мне больше близка взрослая аудитория, так как есть большое желание писать на социальные темы. Моя новая история об искусственном интеллекте, который все активнее входит в нашу жизнь, о том, как будем взаимодействовать с ним.
Есть несколько сценариев, которые сейчас в работе. Это комикс – «Гениальная история». Главная героиня Тоня Маркова. Она названа в честь моей подруги – журналистки. Поднимаются вопросы творчества, как приходит вдохновение, куда оно уходит, можно ли его заставить прийти. Существует два мира – мир людей и мир гениев. Если человек не слышат своего гения, отказывается от своего предназначения то, что из этого выходит?!
Как создаются комиксы? Какие существуют трудности?
Если мы возьмем производство комиксов, например, в Азии, то это делает безусловно группа людей. Есть ведущий художник, который отвечает за прорисовку персонажей, ключевых сцен, крупных планов. Также есть колористы, редактор, корректор, продюсер, чтобы комиксы увидели, как можно большее количество людей.
Наша команда состоит из двух людей, за счёт того, что ряд функций мы берем на себя: и корректор, и редактор, и продюсер – это я. А самая тяжелая работа ложиться на Костю – это создание изображения. Почему это тяжело? Сценарий можно создать за пару часов, обсудив его, то рисовать его придется несколько недель, такая диспропорция.
В чем сложность рисунка?
Основная задача рисунка — передать эмоции. Мне повезло, так как мой соавтор Костя талантливый мультипликатор. Он своим изображением еще и дополняет смысл в историю, создает через образ эмоции. Сам процесс рисовки долгий. Текст – это несколько минут. Картинка – это несколько часов.
Я долго искала хорошего художника. Это был непростой путь. Я писала им в личку, предлагала свои истории, но они от меня шарахались. Так длилось довольно долго, но параллельно я вела блог о комиксах. Именно через него меня нашел Костя и сказал «давай рисовать». Так все и закрутилось. Вот мы уже полтора года творим и не собираемся останавливаться.
Мне также повезло поработать и с другими художниками. Был отличный опыт с Наташей Соло – это нижегородская художница, с ней написали комикс по проблеме аутизма.
С этой историей заняли первое место. Это короткий комикс про создателя франшизы «Покемон» — у него высокофункциональный аутизм, то есть проблемы в общении, но при этом он очень способный. Парень с детства собирал жучков и придумал лозунг «собери их всех». Он не просто собирал насекомых, а придумывал им имена. Так появились покемоны.
Второй комикс, которой получил награду – это история «Покажи мне». Мы его создали вместе с Костей. Он стал лучшим в Республике Корея. Мы рисовали и рассказывали про Куликово поле и получили приз зрительский симпатий.
Откуда берете вдохновение?
Любую тему можно развить, но легче всего придумывается, когда гуляешь утром с собакой. Мне лезут в голову разные мысли. Гуляю я достаточно рано, поэтому приходится иногда даже ждать немного времени, чтобы обсудить ее со своими соавторами.
Где сегодня можно найти ваши комиксы?
Пока нас можно найти и почитать «ВКконтакте». Есть группа «Поросенок есть в каждом» там вы найдете комиксы, которые мы выкладываем вместе с Костей Дубковым.
Очень интересная история, которую мы совсем недавно создали. Вы видели наверно видели в Сети истории, как поросёнок путешествовал. Косте так понравилась идея, что нарисовал «Странствия кабанчика». Он путешествует, знакомится с туристами, залетает на сухумский маяк. В Сети есть английская версия. Так что те, кто хотят подтянуть английский, можно зайти и почитать.
Как вы думаете сегодня в России есть будущее у комикс-индустрии и на каком этапе она сейчас?
Мы сейчас находимся в интересном моменте. Из-за общеполитической ситуации ряд зарубежных издателей не работают с нашими писателями. Но буквально последние полгода наблюдается бешенный ажиотажный спрос на российских авторов. Это прекрасно, так как нам есть, чем гордиться, у нас живут прекрасные авторы и художники.
Пока индустрия еще расшатывается, так как и комиксы – это очень дорогая история. Это не фильм снять, но и не книжку написать. Если просчитать создание комиксов, то 200 страниц – это около 300 тысяч сценаристу и миллион-полтора художнику. Это затраты только на производство. Не все издатели готовы к таким тратам. Тем не менее они интересуются. С каждым годом все больше становится авторов и это действительно прекрасные творцы, которые могут создать западным коллегам конкуренцию.
Так что в России у комиксов большое будущее: аудитория постоянно растет, хотя она еще достаточно молода. Мне 40, но я потребитель комиксов и мне это нравится.
Вы не только создаете комиксы, но и переводите. Что ближе переводить или сочинять?
Перевод – это тоже очень творческая задача, но отличная от того, когда ты сочиняешь. Важно передать эмоции и смысл написанного на другом языке.
Свои комиксы я переводила лишь частично, мы нашли волонтера, он живет в Канаде. Приключение поросёнка переводил наш канадский друг Дима Гончаров с отличным знанием языка.
Интересно то, что не все получается перевести на иностранный язык. Например, только в России едят семечки. Чтобы перевести и донести мысль читателю, пришлось делать сноску и объяснять, что это своего рода снек.
Мне нравится и то, и другое. Когда мне хочется помедитировать и делать что-то спокойное, я сажусь за переводы. Для меня это такая тихая гавань, где ты отдыхаешь. Писать и сочинять – это своего рода мучение. Придет идея и ты не можешь спать, пока не запишешь. Когда ты записал начинаешь ходить дергать художников, но создание готового продукта – это прекрасно, как по волшебству твой текст оживает в картинках.
Что посоветуете тем, кто хочет начать заниматься комиксами?
Главное – это начать. Рисуйте, пишите сценарии, творите, даже если вы не умеете рисовать. Очень многие гениальные комиксы сделаны людьми, которые обладали очень малыми изобразительными средствами. В США в премии Айснера победил комикс «Восстание библиотекарей», в нем реально только палочки и кружочки, но он настолько цельный, что идея главенствует над картинкой. Соцсети сегодня позволяют сделать многое: выписывайте интересные моменты, реализуйте свое творчество и все получится.
Читайте также: каких современных писателей стоит почитать.