Читайте семейный кодекс РФ: Наталия Зыкова о разводах, буллинге и счастливом детстве
1 июня — День защиты детей. Накануне праздника Тульская служба новостей побеседовала с уполномоченным по правам ребенка в Туле Наталией Зыковой, которая рассказала, возможно ли счастливое детство после развода и с какими проблемами чаще всего обращаются к ней дети и их родители.
По каким вопросам чаще всего обращаются к уполномоченному по правам ребенка?
В 2022 году по количеству обращений лидируют вопросы права детей «жить и воспитываться в семье», все, что связано с исполнением родительских обязанностей, проблемами и конфликтами по семейным спорам в постразводный период, вопросами возращения детей из учреждений, помещенных без согласия родителей, восстановления в родительских правах, сферы образования, медицинского обслуживания, безопасности и алиментов. Это основные проблемы, с которыми к нам чаще всего приходят
Есть ли среди обращающихся дети?
Да, безусловно, дети приходят. Часто они обращаются через социальные сети. В основном это подростки, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей. Они приходят с разными проблемами, в том числе и с жилищным правом.
Например, к нам обращался мальчик, относящийся у категории сирот из Заокского района, за которым закреплено жилое помещение, но оно в ненадлежащем состоянии. Он попросил отстоять его права для того, чтобы ему было предоставлено благоустроенное жилье.
Также обратился парень 16-ти лет. У него умерла мама и из законных представителей был только отец, но с папой он не проживал. В этом случае папа недобросовестно исполнял свои обязательства: забрал у ребенка паспорт, право на получение пенсии по потере кормильца. Не заботился о ребенке, все средства забирал себе.
Мы помогли парню перевести получение пенсии на свой счет. В то время он проживал с дедушкой. Мы помогли в разрешении ситуации, чтобы отец более внимательно относился к нуждам своего ребенка. Речь стояла о лишении прав отца, но мы нашли разрешение проблемы, избежав этого.
К нам приходят родители вместе с детьми. Обращения составляются на взрослого, но запрос идет по потребности ребенка. Приходят знакомиться с уполномоченном, чтобы проработать различные ситуации. Как-то ко мне пришла мама с сыном. Ее 16 летний мальчик заявил, что хочет жить один, снять квартиру и самостоятельно зарабатывать деньги. На объяснения мамы он не реагировал, считал себя уже достаточно взрослым. Мама просила о помощи, как в данной ситуации быть.
Для 16 летнего парня, юношеский максимализм – это нормально, поэтому важно восстановить детско-родительские отношения, донести до каждого собеседника нужную информацию, научить им понимать друг друга. Мы, конечно, подключаем дополнительных специалистов. Иногда родители даже не понимают, куда им обратиться, правильнее решить этот вопрос. Я приветствую ситуации, когда родители приходят не одни, а с ребенком.
Насколько часто приходится разбираться в конфликтных ситуациях в школе? В отчете о работе омбудсмена за 2022 год описаны ряд случаев, связанных с травлей детей, в том числе со стороны педагогов. Есть ли подобные случаи уже в этом году? Как решаете конфликты?
Конфликт имеет место быть в жизни каждого. И здесь важно то, как мы их решаем. Образовательная среда – это, прежде всего, живой организм, в котором безусловно происходят конфликты. Они встречаются между всеми участниками образовательного процесса: детьми, их родителями и учителями. Здесь многое зависит от руководителей образовательной организации, которые должны создать атмосферу доброжелательности, доверия, профессионального сообщества, тогда все вопросы легко могут решаться в стенах школы. Пока это сложно сделать, так как зачастую родители не доверяют, отстаивают только свое мнение.
Помогать урегулировать конфликтные ситуации приходится достаточно часто. Поступают, как обоснованные жалобы, так и нет. Каждая конфликтная ситуация индивидуальна. Не всегда у нас работают в полной мере службы медиации или примирения. Они есть в каждой образовательной организации. Достаточно большая работа была проведена, чтобы это стало слаженной системой, которая поможет регулировать конфликты на этапе зарождения. Пока еще не все удается решить в стенах школы. Приходится реагировать. Чаще всего эти конфликты имеют множество участников. Начиналось все ссоры двух детей, которая в дальнейшем переросла в конфликт между родителями и учителями. Конечно, выезжаем, помогаем, подключаем коллег из министерства образования. В регионе создан ресурсный центр по развитию медиации в образовательных организациях. Я очень надеюсь, что мы сможем достигнуть высокого уровня, действительно профессионального решения конфликта.
Насколько вообще серьезна проблема буллингав тульских школах? И как должны реагировать родители, если узнали о травле их детей?
Буллинг сегодня — это острая проблема, мы также часто с ней сталкиваемся и здесь для педагогического сообщества важно научиться выявлять, отличать и понимать, как эту проблему решать. К сожалению, не всегда педагоги замечают его, думая, что это всего лишь конфликт, с которым дети смогут справиться самостоятельно. У буллинга есть свои признаки. Мы говорим о том, когда группа д, объединяются против одного ребенка, поджидают его. Помимо педагогов, родитель должен быть очень чуток и замечать особенности в поведении ребенка. Часто плачет, не разговаривает, не хочет идти в школу. Регион стал пилотным в реализации программы «Подростки России».
Наша цель, чтобы у детей было организовано место, где они смогут общаться, не просто гуляя по торговому центру или собираясь подъездах, а именно творческое пространство, где они смогут находиться и проводить свободное время вместе. Мы связываемся с министерством молодежной политики, наша основная сейчас задача научить специалистов работать с трудными детьми. Как раз для таких деток в Тульской области организована лагерная смена, где они под присмотром педагогов учатся общаться, взаимодействовать. Ищем пути решения, чтобы им помочь, чтобы дети научились снова доверять этому миру. Подростки сейчас живут в двух мирах. Их необходимо оберегать, в том числе от мира информационного, где ребенок не совсем защищен.
Один из руководителей движения «Лиза Алерт в регионе в интервью нашему изданию заявил, что в целях безопасности нужно учить детей не помогать незнакомым взрослым. Если, конечно, ситуация уже не пиковая, когда нужда в помощи очевидна. Вы согласны ли вы с этим?
Детей нужно учить правилам безопасности во всех сферах жизни. Безусловно, ребенку нужно объяснять, что взрослые на улице могут быть злодеями в овечьей шкуре. У Лизы Алерт была замечательная акция, когда они учили детей не уходить с незнакомыми людьми. что здесь нужно понимать возраст ребенка, чтобы не возникло крайностей. Я бы еще обратила внимание на защиту детей в Интернете. Даже, казалось бы, безобидный «Маинкрафт» может быть опасен, так как мы не знаем, с кем в чатах общается ребенок. Здесь важно начать с малого — с примера. Зависимость от компьютерных игр лечится психиатром, поэтому конечно, важно следить за тем, сколько ребенок находится в сети и какой контент он потребляет.
Были ли ситуации, когда вы понимали, что ребенка нужно срочно изымать из семьи? Как с такими семьями работают?
Дети должны жить в семье, в родном доме. Забрать ребенка из его кровной семьи — всегда очень острая грань. Это угроза жизни и здоровью ребенка, либо, если родители не в состоянии исполнять свои родительские обязанности, например, нахождение в состоянии алкогольного опьянения.Были ситуации, когда по обращениям от граждан приходилось просто спасать детей, когда стоял вопрос сохранения жизни детей. И в тоже время, чаще боремся за возвращение детей в семьи.
Что такое счастливое детство?
Счастливое детство – это там, где есть семья, в которой тебя принимают, любят и ждут, уважают твое мнение и оберегают.
Есть ли счастливое детство после развода родителей?
Да, здесь все зависит от родителей, от того как они себя поведут. Останутся ли они во взрослой позиции, будут ли руководствоваться интересами своего ребенка, которому нужны и мама и папа. Знаю случаи, когда это им удается, но, к сожалению, есть и обратные. Нельзя разделить неделимое, ребенок — не имущество. Многие пытаются манипулировать детьми, чего быть не должно. В первую очередь я бы посоветовала всем родителям прочитать Семейный кодекс РФ. Он простой для восприятия, его поймет каждый. На мой взгляд, половина проблем была бы решена. Нарушать права ребенка не приемлемо.
Читайте и другие материалы на сайте Тульской службы новостей:
«Ребенок прятался, но ходил по следам группы. Все закончилось трагично»: в «ЛизаАлерт» рассказали, чем осложняются поиски пропавших детей