Кладбище и главные ворота города: чем известны тульские подземки
Тульские подземные переходы существуют с 1970 года. В каком состоянии они находятся сегодня и какие тайны скрывают в нашем репортаже.
История тульских подземок
Самый первый подземный переход был открыт в Туле в конце 1970 года. Недавно его отреставрировали. Он соединяет железнодорожные платформы Московского вокзала с главным залом вокзала и с выходом на вокзальную площадь, где троллейбусное кольцо.
Переход был необходим, так как к 70-м годам поток пассажиров через Тулу сильно вырос, были запущены регулярные электрички Тула-Москва, и миллионы приезжих толпились на вокзале. В час-пик становилось невозможным урегулировать движение транспорта и пешеходов.
«Необходимо было разгрузить улицу и обезопасить людей. Этим занялось руководство железнодорожного вокзала. Ждать финансирования не было времени, строить безопасный выход с вокзала необходимо было в срочном порядке. Работы начались в 69-м году, а к концу 70-го подземный переход на Московском вокзале уже был готов», — рассказывает Тульской службе новостей гид по Туле Егор Пронин.
Тогда новинка тулякам понравилась, люди активно пользовались подземный переходом, к тому же подобные сооружения можно было встретить в основном в столице.
В 1976-м году создают подземный пешеходный переход между корпусами политехнического института на проспекте Ленина, сегодня это остановка «Университет».
«Суть была та же. Тысячи студентов переходили главную городскую магистраль каждый день туда-сюда. Необходимо было, чтобы они делали это быстро и безопасно. В то время транспортное движение в городе переходило на более интенсивный уровень. Появлялись особенно аварийные точки, где пешеходы подвергали себя опасности при переходе через дорогу», — говорит эксперт.
Через два года в 78-м году в Туле открывается подземный пешеходный переход на проспекте Ленина: пересечение с улицы Каминского. В этом месте туляки перебегали дорогу к центральному рынку.
«Люди создавали угрозу ДТП и мешали общественному транспорту», — объясняет гид.
В 80-м году был открыт подземный пешеходный переход самый большой и помпезный в городе под перекрёстком проспекта Ленина и улицы Станиславского там, где автовокзал.
«Он прекрасно украшен и у него высокие потолки, но к сожалению, в конце 90-годов его стала затоплять вода, обрушилась плитка. В итоге с 98-го по 2008 — 2009 годы он был закрыт вовсе. В итоге его отреставрировали, снова открыли. Несколько лет назад к празднованию 9 Мая внутри расписали патриотическими граффити».
Самым молодым пешеходный переход считается на улице Советской в районе улицы Мосина. Его открыли 40 лет назад, в 83-м году.
«С последним пешеходным переходом была большая проблема. Многие Туляки его игнорировали, чтобы не делать крюк. Тогда проблему решили радикально и поставили ограждения посреди проезжей части, вместо двойной сплошной», — говорит Егор Пронин.
Также по словам гида, власти города хотели построить пешеходный переход под перекрёстком проспекта Ленина и улицы Пушкинская, но от нее отказались.
Кладбище на мосинском переходе
Существует легенда, что при строительстве одного из подземных пешеходных переходов нашли кладбище. В этом районе были найдены человеческие скелеты и дубовые гробы. Эти захоронения относят к периоду эпидемии холеры в Туле.
«Найденные останки кладбища при Церкви Сретения Господня на улице Мосина, где позже построили переход — это не байка, а правда. Причём эти останки там находили ещё в 20-е годы прошлого века».
Как подземные переходы выглядят сегодня
В настоящее время подземные пешеходные переходы находятся в удовлетворительном состоянии, но отдельные элементы инфраструктуры требуют вмешательства и проведения ремонтных работ. Об этом нам сообщили в управлении по транспорту и дорожному хозяйству в Туле.
Также в настоящее время ведется разработка проектной документации на ремонт подземного пешеходного перехода, расположенного на пересечении улиц Каминского и проспекта Ленина, Советская и Мосина. После разработки проектной документации будет определена стоимость строительно-монтажных работ. Работы будут выполнены в 2023 году.
Будут заменены электропроводка, светильники, установлено устройство системы видеонаблюдения, а также демонтаж существующих перегородок, гидроизоляция плит перекрытий в местах протечек.
И напомним, что в рамках развития туризма в областной столице продолжат реконструировать подземные переходы. Так переход на улице Мосина будет оформлен в виде «перехода во времени», чтобы сочетать исторический облик улицы Металлистов с урбанистическим пейзажем завода на другой стороне. В связи с чем торговые ряди будут в нем уберут.
Фоторепортаж: Андрей Ремизов