«Главное – улучшить жизнь детям»: как в Туле оказывают помощь малышам с расстройством аутистического спектра

Фото: Тульская служба новостей

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма 2 апреля. Главная цель этой даты – подчеркнуть важность помощи людям, которые страдают этим заболеванием. Тульская служба новостей побывала в Центре детской психоневрологии и поговорила с заведующей отделением медицинской психологии и лечебной педагогики Надеждой Осмоловской о расстройстве аутистического спектра (РАС).

Аутизм и РАС – в чем разница?

По словам Надежды Осмоловской, аутизм – широкое понятие, относящиеся к психическим расстройствам как детского, так и взрослого возраста. В начале века такой недуг, прежде всего, затрагивал особенности поведения психических больных, страдающих эндогенными процессуальными заболеваниями и характеризовался тем, что человек погружен в свои внутренние переживания, мало реагирует на происходящее.

Эндогенное заболевание – расстройство психики, возникающее без воздействия какой-либо значимой патогенной причины.

«Это особое состояние, в первую очередь, мешающее социализации. Однако, детский аутизм затрагивает более широкий пласт нарушений развития. Исторически так сложилось, что сначала выделялись две основные формы: синдром Каннера и синдром Аспергера. Стоит отметить, что современное понимание детского аутизма гораздо шире и включает в себя множество различных форм, среди которых ранее перечисленные синдромы занимают лишь 15-20%, а остальной массив приходится на другие состояния, которые мы сейчас называем расстройство аутистического спектра (РАС)», — пояснила врач.

Синдром Каннера – нарушение социального развития, ранний детский аутизм. Ребенок может быть физически здоров, но проявляются задержки в развитии. Детям с синдромом Каннера тяжело понять чужие эмоции и выразить свои.

Синдром Аспергера – нарушения социального взаимодействия, отчетливо прослеживается повторение стереотипного поведения, но при этом отсутствуют речевые нарушения.

Основные признаки расстройства аутистического спектра

Заведующая отделением медицинской психологии и лечебной педагогики рассказала об основных признаках РАС, которые являются сигналом, что необходимо обратиться к врачу.

·       Нарушение социо-эмоционального контакта

·       Монотонность и стереотипность увлечений

·       Нарушения развитии речи

«Когда мы видим ребенка с отклоняющимся развитием, то нужно обратить внимание на нарушение социо-эмоционального контакта: ребенок не реагирует на обращение, не выполняет просьбы, не ищет внимания к себе, мало реагирует на выражение лица, интонацию голоса. Важную роль играет развитие его игровой деятельности. Если ребенок склонен к стереотипным вещам (постукиваниям, потряхиваниям), ведет себя необычно при взаимодействии с бытовыми предметами (открывает-закрывает двери, включает-выключает воду), то есть его игра носит необычный, стереотипный, однообразный характер и привлечь его к обычной не удается – ребенок отказывается, дает жесткие реакции протеста. Иногда наблюдаются моторные феномены – дети подпрыгивают на месте, необычно ходят на носочках, взмахивают руками, они особенно рассматривают предметы. Иногда можно заметить, что ребенок внезапно, несвойственно для своего возраста, кричит», – объяснила доктор.

Нередко помимо перечисленных признаков у детей с расстройством развития обнаруживаются и другие проблемы: страхи, нарушения сна и приема пищи, внезапные вспышки гнева. Часто дети проявляют особый интерес к нефункциональным характеристикам предметов, к примеру, запах или осязательные качества.

В каком возрасте можно заметить признаки РАС

Как объяснила Надежда Осмоловская, расстройства аутистического спектра разные. Некоторые из них начинаются в раннем детстве и признаки можно заметить даже на первом году жизни.

Как правило, дети с врожденным аутизмом или синдромом Каннера очень спокойные, малоподвижные, не проявляющие интерес к окружающему миру, они занимаются сами собой.


«Мы иногда спрашиваем у мамы: «Удобный был ребенок?» Чаще всего мы сталкиваемся с проблемами детского аутизма с полутора лет, в этом возрасте проявляются признаки заболевания», — рассказала Осмоловская.
Главное – вовремя обратить внимание родителей на нарушения в развитии ребенка

Врач-психиатр пояснила, что нет смысла ставить диагноз ребенку при рождении, так как речь идет о психическом развитии. Физически дети с аутизмом абсолютно нормативны при отсутствии сопутствующих патологий.

«Когда мы говорим о диагнозе, важно понимать, для чего нужно поставить – какая у этого цель? В первую очередь, стоит задуматься, как мы можем улучшить жизнь ребенку и его семье. Суть не в том, чтобы установить диагноз. Главное – вовремя обратить внимание родителей на то, что у ребенка в развитии что-то не так. Этот вопрос касается логопеда и психолога в детской поликлинике. Их задача аккуратно донести до родителей, что развитие идет не так. Если родители готовы посетить психиатра, то это хорошо. В некоторых случаях это не всегда возможно, потому что присутствуют такие реакции, как отрицание и гнев», — рассказала Осмоловская.

Доктор отметила, что коррекцию начинать необходимо как можно раньше. Именно здесь возникает особая проблема детей с аутизмом. Родители боятся, что ребенку поставят диагноз, но оттягивая время, теряют сенситивные сроки развития речи и других навыков.

Сенситивный срок – период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики.

«Проблема аутизма не в том, что человек иначе общается, а в том, что, когда заболевание начинается в детстве, оно несет за собой тяжелую задержку психического развития, затрудняющую всю последующую жизнь ребенка», — сказала врач.

Лечение детей с аутизмом

Так как аутизм — эндогенное заболевание, расстройство психики, на сегодняшний день выяснено много фактов, касающихся того, что происходит в мозгу ребенка. Ведь нет никаких травм. Это функциональное нарушение, происходит сбой в развитии.

Центр детской неврологии в Туле / Тульская служба новостей — ТСН24

«Обычные дети стремятся к общению, обучаются, повторяя за своими родителями, он смотрит на них, ждет реакции. Аутичный ребенок этого не делает, он застревает на сенсорно-предметных взаимодействиях и начинает отставать в плане социального развития: не формируется речь, не формируется игра, возникают сложности с обучением. Исследовано и доказано, что у таких детей есть нарушения нейронных связей, но медикаментозно мы на них воздействовать не можем. Нет такого препарата, который вернул бы развитие мозга на правильный путь. Поэтому лечение ребенка с аутизмом – это, прежде всего, обучение. Для этого существуют специальные педагогические программы», — рассказала Надежда Осмоловская.

Центр детской психоневрологии в Туле

Центру детской психоневрологии 5 апреля исполнится 85 лет. Это современное медицинское учреждение, где оказывают квалифицированную помощь детям с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы, поражениями периферической нервной системы, сосудистой патологией мозга, слуха, речи и другими заболеваниями психоневрологического характера.

«Главное направление нашего центра – полноценная реабилитация всех детей: и с двигательной патологией, и с ментальными дефицитами», — заключила Надежда Осмоловская.
Читайте и другие материалы на сайте Тульской службы новостей:
Президентская стипендия для аспирантов может вырасти в 11 раз: сколько туляков получают выплаты

Владислав Черных: Подготовка к весенне-летнему сезону в «Тульских парках» началась

Главное в собаке – желание прийти к хозяину: что надо знать прежде, чем завести четвероногого друга


Автор: Светлана Баранова
Подписывайтесь на ТСН24 в