Мат в искусстве и в семье – как нецензурная брань влияет на нашу жизнь
Люди, попавшие в очень неприятную ситуацию и ни разу не выронившие острого словца, воспринимаются окружающими как герои классических романов прошлых столетий в пенсне, фраке, с кружкой чая в руках с оттопыренным мизинцем. Нецензурная лексика является частью языка и жизни, однако ее употребление нередко связано с эстетическими и нравственными аспектами. Уместно ли использование таких слов в художественной литературе? Можно ли материться при детях? В День борьбы с матом Тульская служба новостей задала эти вопросы филологу и психологу.
Вопрос использования нецензурной лексики в литературе и искусстве вызывает очень много споров не только среди обывателей, но и среди литературоведов и искусствоведов – кто-то считает это совершенно недопустимым осквернением литературного языка, а кто-то приводит в пример знаменитых писателей-матершинников прошлых столетий, считая, что есть оправданное использование нецензурной лексики.
Эту проблему Тульской службе новостей прокомментировал доктор филологических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого Дмитрий Романов.
«Языкознание не рассматривает эстетические вопросы – наш язык очень богатый, и все, что есть в лексике, априори не может быть лишним. Ненормативная лексика, как и другие лексические единицы, подчиняется единым законам – что-то находится в активном запасе, а что-то в пассивном, уходит в прошлое. Вопрос эстетики рассматривает литературоведение и искусствоведение. Действительно, есть такая позиция, что использование нецензурной лексики уместно, если это служит для объективной передачи реальности, изображения социального низа или крайних эмоциональных степеней напряжения. Накануне слушал лекцию очень уважаемого искусствоведа Анатолия Смелянского, который рассказывал, как еще в прошлом столетии во времена «раннего Табакова» Кирилл Серебряников поставил спектакль, где в очень остроумном монологе надзирателя были большие вкрапления ненормативной лексики. Почтенные старушки, смотревшие постановку, приняли эту сцену с восторгом. Логика такая – это тюрьма, надзирателя все достало со всех сторон, поэтому свою речь он перемежает матом», – отметил профессор.
Однако личное мнение Дмитрия Романова кардинально отличается от этой точки зрения – нецензурной лексике не место в любом виде искусства.
«Очень опасно, если родитель акцентируется только на негативных моментах и постоянно критикует ребенка за это, используя нецензурную лексику, не замечая при этом положительных ситуаций. Будучи взрослым, человек с большой долей вероятности будет иметь заниженную самооценку, акцентировать внимание на негативе, считать себя нехорошим человеком, ругать за ошибки и не давать себе права сделать что-то не так. Важно понимать, что ребенок будет себя чувствовать в семье комфортно и безопасно, когда такого плана слов нет, когда часто используются добрые слова», – говорит специалист.
Мат в семье, по мнению Майи Андрияничевой, может говорить и о проблемах во взаимоотношениях между родителями.
Нецензурная лексика в литературе и искусстве
Вопрос использования нецензурной лексики в литературе и искусстве вызывает очень много споров не только среди обывателей, но и среди литературоведов и искусствоведов – кто-то считает это совершенно недопустимым осквернением литературного языка, а кто-то приводит в пример знаменитых писателей-матершинников прошлых столетий, считая, что есть оправданное использование нецензурной лексики.
Эту проблему Тульской службе новостей прокомментировал доктор филологических наук, профессор ТГПУ им. Л.Н. Толстого Дмитрий Романов.
«Языкознание не рассматривает эстетические вопросы – наш язык очень богатый, и все, что есть в лексике, априори не может быть лишним. Ненормативная лексика, как и другие лексические единицы, подчиняется единым законам – что-то находится в активном запасе, а что-то в пассивном, уходит в прошлое. Вопрос эстетики рассматривает литературоведение и искусствоведение. Действительно, есть такая позиция, что использование нецензурной лексики уместно, если это служит для объективной передачи реальности, изображения социального низа или крайних эмоциональных степеней напряжения. Накануне слушал лекцию очень уважаемого искусствоведа Анатолия Смелянского, который рассказывал, как еще в прошлом столетии во времена «раннего Табакова» Кирилл Серебряников поставил спектакль, где в очень остроумном монологе надзирателя были большие вкрапления ненормативной лексики. Почтенные старушки, смотревшие постановку, приняли эту сцену с восторгом. Логика такая – это тюрьма, надзирателя все достало со всех сторон, поэтому свою речь он перемежает матом», – отметил профессор.
Однако личное мнение Дмитрия Романова кардинально отличается от этой точки зрения – нецензурной лексике не место в любом виде искусства.
«Я считаю, что без нецензурной лексики в литературе, театральных спектаклях, фильмах великолепно можно обойтись. Любое содержание, будь то оскорбительное или эротическое, на мой взгляд, можно передать без этих слов. Все мы понимаем, что в обыденной жизни в некоторых ситуациях человек может не сдержаться и высказаться нецензурно, но это не повод нести нецензурную лексику в искусство. Те почтенные старушки – не истина в последней инстанции», – заключил филолог.
Как нецензурная лексика влияет на детей
Материться при детях – это не только засорять их речь ненормативной лексикой, но и создавать ряд других менее очевидных проблем. Тульский клинический психолог Майя Андрияничева отметила, что речь оказывает большое влияние на жизнь человека – на его отношение к проблемам, самооценку и мировосприятие.
Часто ненормативная лексика имеет негативную эмоциональную окраску и используется человеком тогда, когда он не может найти других эпитетов для описания ситуации. Это оскорбления, негативные высказывания в адрес друг друга. Ребенок, как губка, все впитывает. Если родители хотят, чтобы их дети умели спокойно что-то обсуждать, договариваться, достойно принимать отказы, уметь получать негативный опыт, проигрывать, общаться с имеющими другое мнение сверстниками, то взрослым придется учиться этому самим, чтобы подать соответствующий пример, –
Нецензурная лексика из уст родителей влияет также на эмоциональное состояние ребенка в момент конфликта и может стать причиной формирования заниженной самооценки.
«Очень опасно, если родитель акцентируется только на негативных моментах и постоянно критикует ребенка за это, используя нецензурную лексику, не замечая при этом положительных ситуаций. Будучи взрослым, человек с большой долей вероятности будет иметь заниженную самооценку, акцентировать внимание на негативе, считать себя нехорошим человеком, ругать за ошибки и не давать себе права сделать что-то не так. Важно понимать, что ребенок будет себя чувствовать в семье комфортно и безопасно, когда такого плана слов нет, когда часто используются добрые слова», – говорит специалист.
Мат в семье, по мнению Майи Андрияничевой, может говорить и о проблемах во взаимоотношениях между родителями.
«Если матом ругается только один член семьи, например, папа, то это вопрос отношений между мужем и женой. Человек не старается по-другому выстроить диалог при супруге и ребенке, при этом на работе или в общественных местах он может разговаривать без нецензурной лексики. Фактически он неосознанно или сознательно превращает людей, находящихся рядом с ним, в мусорную корзину, которая вынуждена это поглощать», – заключила психолог.
Читайте также на сайте Тульской службы новостей:
Автор: Екатерина Карпенко