«Писал лекции в планшете носом» – туляк с инвалидностью поделился опытом очного обучения в университете
Инклюзивное обучение активно внедряется в образовательные учреждения России и Тульской области, однако люди с особыми потребностями чаще всего выбирают образование на дому. Есть и смельчаки, готовые преодолеть все свои страхи и войти в образовательный процесс с головой. В преддверии Международного дня инвалидов Тульская служба новостей пообщалась с жителем региона Дмитрием Семиным, который ежедневно приходил в университет и учился наравне с одногруппниками.
Дмитрий со школьной скамьи читал много произведений о прошлом, затем перешел на исторические книги и, наконец, стал серьезно заниматься историей. Решение поступить на исторический факультет тульского педагогического университета было твердым и осознанным. На вопрос о том, почему молодой человек решил учиться очно, он ответил однозначно – чтобы получить возможность не только получать знания, но и больше общаться со студентами и педагогами. Такой формат учебы стал для Дмитрия огромным опытом – не без проблем, но с приятными бонусами.
Основным препятствием в общении с одногруппниками и педагогами в университете на первых порах стали проблемы с речью, однако это не помешало наладить дружеские отношения. Главное – перестать стесняться своей болезни.
Помимо проблем с дикцией молодому человеку потребовалось найти способ наиболее комфортного конспектирования лекций.
«Из-за непроизвольных движений рук, которые возникают из-за болезни, я практически не писал лекции от руки. Нашел для себя более удобный и быстрый способ – конспектировать слова преподавателя в планшете носом. Многие учебные задания выполнял именно в планшете, а затем распечатывал или показывал педагогу прямо на экране. Экзамены тоже сдавал с помощью планшета или письменно», – говорит туляк.
Несмотря на большое количество позитивных моментов, доступно оказалось не все – ко многим моментам Дмитрию приходилось подстраиваться и искать пути решения, а с чем-то просто смириться.
За время учебы в университете молодой человек в очередной раз убедился, что вокруг много отзывчивых и добрых людей.
«Одногруппники часто помогали мне складывать учебники и тетради в рюкзак, поскольку у меня это занимало много времени. Работники гардероба помогали застегивать и расстегивать мне куртку, когда я спешил. Работник буфета заботливо складывала мне конфеты в пакет, чтобы я ничего не рассыпал. Повар в столовой всегда помогала донести мою еду до стола, чтобы я ничего не уронил. Всегда можно рассчитывать на помощь» – рассказывает туляк.
Дмитрий, понимая особенности своей болезни, не отчаивается и предполагает самые смелые варианты развития своей карьеры – не исключает возможность работы экскурсоводом.
Ранее Тульская служба новостей сообщала, насколько в регионе развита доступная среда для маломобильных граждан.
Дмитрий со школьной скамьи читал много произведений о прошлом, затем перешел на исторические книги и, наконец, стал серьезно заниматься историей. Решение поступить на исторический факультет тульского педагогического университета было твердым и осознанным. На вопрос о том, почему молодой человек решил учиться очно, он ответил однозначно – чтобы получить возможность не только получать знания, но и больше общаться со студентами и педагогами. Такой формат учебы стал для Дмитрия огромным опытом – не без проблем, но с приятными бонусами.
Найти общий язык, имея проблемы с речью
Основным препятствием в общении с одногруппниками и педагогами в университете на первых порах стали проблемы с речью, однако это не помешало наладить дружеские отношения. Главное – перестать стесняться своей болезни.
Мне очень запомнился первый день – тогда на одной из лекций мне на мгновение показалось, что у преподавателя проблемы с дикцией. Оказалось, что я ошибался, он абсолютно здоровый человек. Однако сама мысль о том, что для людей с недостатками речи жизнь не заканчивается очень успокоила меня – я стал меньше стесняться своего голоса и непроизвольных движений из-за болезни. В течение года мне удалось преодолеть психологические барьеры и совершенно спокойно общаться с преподавателями и одногруппниками. Были моменты, когда проще показать, чем объяснить. Например, педагог по информатике дал задание на листочке, а мне что-то не понятно – подходил и пальцем указывал на то место, где возникли трудности, и получал ответ на свой вопрос. Как и у всех, у меня появились близкие друзья, приятели, товарищи. Общение не ограничилось только моей группой – на потоке так же познакомился со многими ребятами. В общем, отношения очень теплые. Среди преподавателей были и хорошие психологи, тонко чувствующие психологию людей с такими проблемами, как у меня – с ними мне было особенно легко и комфортно, –
Писать лекции носом
Помимо проблем с дикцией молодому человеку потребовалось найти способ наиболее комфортного конспектирования лекций.
«Из-за непроизвольных движений рук, которые возникают из-за болезни, я практически не писал лекции от руки. Нашел для себя более удобный и быстрый способ – конспектировать слова преподавателя в планшете носом. Многие учебные задания выполнял именно в планшете, а затем распечатывал или показывал педагогу прямо на экране. Экзамены тоже сдавал с помощью планшета или письменно», – говорит туляк.
Не все оказалось доступно
Несмотря на большое количество позитивных моментов, доступно оказалось не все – ко многим моментам Дмитрию приходилось подстраиваться и искать пути решения, а с чем-то просто смириться.
«Я не смог посещать университетский бассейн, поскольку он очень неудобный, да и преподаватель за меня испугался. Также меня не допустили до археологических раскопок, куда поехали все мои одногруппники. Преподаватель археологии, с которым я очень подружился, был бы только рад меня взять, но обязательно нужна была медицинская справка, которую мне, конечно, не дали. Да и с моими больными руками и ногами я вряд ли смог бы найти что-то ценное. Также зимой часто приходилось добираться до университета на такси – не получалось ходить по гололеду», – вспоминает Дмитрий.
Всегда можно рассчитывать на помощь
За время учебы в университете молодой человек в очередной раз убедился, что вокруг много отзывчивых и добрых людей.
«Одногруппники часто помогали мне складывать учебники и тетради в рюкзак, поскольку у меня это занимало много времени. Работники гардероба помогали застегивать и расстегивать мне куртку, когда я спешил. Работник буфета заботливо складывала мне конфеты в пакет, чтобы я ничего не рассыпал. Повар в столовой всегда помогала донести мою еду до стола, чтобы я ничего не уронил. Всегда можно рассчитывать на помощь» – рассказывает туляк.
Архивовед или экскурсовод – карьерные планы
Дмитрий, понимая особенности своей болезни, не отчаивается и предполагает самые смелые варианты развития своей карьеры – не исключает возможность работы экскурсоводом.
«Реальная для меня возможность – работа в архиве. Также думал по поводу работы экскурсоводом, но с моей дикцией это вряд ли получится, хотя такой вариант я не исключаю – все может быть», – заключил Дмитрий.
Ранее Тульская служба новостей сообщала, насколько в регионе развита доступная среда для маломобильных граждан.
Автор: Екатерина Карпенко