Наелся и был счастлив в Бехово: известный художник Эрик Булатов рассказал о детстве и практике в Тульской области
Эрик Булатов — художник, известный на весь мир и сейчас проживающий во Франции, свой творческий путь начинал в Тульской область. Учась в московской областной художественной школе, он проходил практику в производственном лагере в деревне Бехово. Кстати, этот лагерь работает до сих пор и бережно восстанавливает и сохраняет для потомков историю своего создания. Лагерю «Детская Республика Поленово" Эрик Булатов дал эксклюзивное интервью из Парижа. Тульская служба новостей делится самыми интересными фрагментами воспоминания художника Эрика Булатова о практике в Тульской области.
Художники после войны
Будущий художник Эрик Булатов вместе с другими учениками художественной школы лето 1948 года провел в лагере в деревне Бёхово Тульской области. Несмотря на очень тяжелое послевоенное время, отдых и работа здесь запомнились на всю жизнь.«Это было золотое время, самые светлые воспоминания связаны именно с этим лагерем. Мне кажется, все мы там были счастливы. Да, жили в бараках, в которых стояли только кровати и больше ничего. Крыша из фанер протекала во время любого дождя – приходилось двигать кровати таким образом, чтобы не промокнуть. Но тем не менее настолько было интересно и замечательно – прекрасные пейзажи деревни, рядом музей-заповедник Поленово, куда мы регулярно ходили – все казалось таким исключительно значительным. На целый день уходили работать куда-нибудь в лес, выбирали мотивы для этюда и писали», – воспоминает художник.
«Впервые наелся в Бехово»
Художественный лагерь в Бехово в то время был единственным в России. Именно поэтому среди воспитанников оказывались как очень бедные, так и очень богатые. Такие различия не мешали учащимся взаимодействовать друг с другом, а в процессе творчества эта граница настолько размывалась, что каждый чувствовал себя комфортно и счастливо.
«Несмотря на то, что разница между бедными и богатыми в этом лагере практически не ощущалась, были моменты, конечно, когда финансовое благополучие проглядывало. Особенно это касалось питания – были дети, как я, вечно голодные, а были, напротив, сытые, отказывающиеся от порций или недоедающие. Так повелось, что на каждого голодного был свой сытый – так и выживали. Мой сытый друг был очень хорошим человеком – дружили с ним до самой его смерти. Помню, впервые за все время обучения я наелся, что называется, по горло. В тот день я дежурил в столовой, поэтому к своей законной порции получил еще и дополнительную, плюс к этому мой кормилец отдал мне свою еду. Это еще не все – после такого тройного обеда приехала мама навестить меня и привезла повидло и черный хлеб, которые я так же съел. Незабываемое чувство сытости, которое было в то время редким», – поделился воспоминаниями художник.
Эрик Булатов
Эрик Булатов
«Самый счастливый момент художественной жизни я испытал в Бёхово»
Подобных бытовых трудностей у воспитанников было немало, однако это не мешало им видеть прекрасное в природе и даже испытывать лучшие моменты своей жизни.
«Впервые я попробовал писать масляными красками именно в этом лагере. Первые три класса у нас была акварель, а тут вот-вот должны были начаться занятия по писанию маслом. Некоторые ребята уже купили принадлежности для этих занятий. Один из моих товарищей поделился со мной красками, чтобы я попробовал написать ими этюд. Это было что-то совершенно другое, необыкновенное. Оранжевые сосны и солнечное голубое небо под моими руками будто ожили, все получалось необыкновенно. Я был так счастлив, что не передать словами. Позже известный художник Роберт Фальк, которого я считаю учителем, рассказал мне, что художник бывает счастлив один раз в жизни, когда впервые берет в руки масляные краски. С его слов, этот момент больше не повторяется. Этот самый счастливый день я провел в Бёхово. Свой первый этюд, написанный маслом, у меня, к сожалению, не остался – кому-то я его подарил», – с теплотой вспоминает Эрик Булатов.
Не все стали великими художниками
Не все сокурсники Эрика Булатова вслед за ним стали великими художниками – кто-то очень талантливый не нашел себе пристанищ, а среди гениев кисти, а кто-то вышел на высокий уровень.
«Мы всерьез обсуждали работы друг друга. Конечно, сразу же были видны великие таланты-пейзажисты. Прежде всего это Олег Васильев – он прекрасно писал, казалось, это были совсем не ученические работы, а мастерски выполненные полотна. Он состоялся как великий художник. Абсолютным гением у нас был Игнатьев – постоянно оставался на второй год, потому что ничего не учил, но писал прекрасно. Его работы всегда украшали стены коридора. Однако творческая судьба у него не сложилась – стал рядовым иллюстратором, ничем не отличающийся от других иллюстраторов», – рассказал Эрик Булатов.
Болел за немцев, несмотря на военное время
По словам художника, в Поленово работали пленные немцы. На досуге они играли в футбол с артистами Большого театра, которые приезжали в Дом отдыха в Поленово. Состязания смотрели и воспитанники лагеря. Для Эрика Булатова эти игры были тяжелым зрелищем – сердце разрывалось от противоречий. Несмотря на военное время, несмотря на смерть отца на войне, в этих поединках он болел за немецких солдат.
«Немцы играли очень осторожно, а артисты Большого театра вели себя нахально по отношению к противнику – пихались, толкались, в общем, чувствовали себя как дома. Смотреть за этим было неприятно, поэтому мы всегда болели за немцев», – поделился художник.
Трудное, но золотое время для искусства
Несмотря на непростое для творческих людей время, несмотря на ограничения советского государства, немало людей выросли до великих художников.
«Мне кажется, что сталинское время было самым жестоким для деятелей искусства, были и репрессии, и расцвет искусства. Мной это время воспринимается как золотое – долго можно вспоминать всякие мелочи, которые навсегда остались в сердце», – заключил Эрик Булатов.
Читайте также другие интервью на сайте Тульской службы новостей:
Автор: Екатерина Карпенко