Защитник Москвы и герой Тулы: история легендарного бронепоезда №13 «Туляк»
Осенью 1941 года бронепоезд №13 встал на защиту Тулы от фашистских захватчиков и позволил тульским солдатам отбить наступление генерала-полковника вермахта Хайнца Гудериана. Благодаря этому удалось отстоять Москву.
В 2015 году в канун празднования 9 Мая точную копию уникального поезда установили на площади Московского вокзала в Туле. Собрать модель получилось благодаря тульским железнодорожникам, и в день их профессионального праздника, в первый выходной августа, Тульская служба новостей решила рассказать историю создания этой «легенды». Подробности корреспондентам раскрыл смотритель мемориального комплекса и пресс-секретарь Тульского регионального отделения Московской железной дороги Олег Трунов.
Собирали бронепоезд в локомотивном депо на станции Тула не по заводской технологии, а из того, что было. Машина получила порядковый номер 13 и название «Тульский рабочий», но в народе его называли туляком. У поезда были двойные стены, между которыми залили бетон, что в дальнейшем стало причиной того, что его не стали ремонтировать, а пустили на детали для других поездов. На рельсы 13-й спустили 28 октября 1941 года и сразу пустили в работу. Вместе с бронепоездом №16 «туляк» был большим подспорьем для военных и железнодорожников Тулы.
Поезд «провоевал» полгода и из-за повреждений его списали. В 1976 году Тула получила звание города-героя во многом благодаря подвигу бронепоезда «Тульский рабочий».
Появление военно-мемориального комплекса во многом заслуга заместителя начальника московской железной дороги по территориальному управлению и главы тульского отделения военно-исторического общества Александра Потапенко. Инициативу железнодорожников подхватили и гиганты тульской промышленности, например, Тулачермет и Щекиноазот, а также главы муниципальных образований Тульской области. Благодаря этому на территории региона установлено уже 17 макетов бронепоездов.
Детали для «Тульского рабочего» собирали по всей области: основу в виде настоящего паровоза выделило руководство РЖД, остальные вагоны подарили предприятия. Как отметил Трунов, некоторые из них были почти уничтожены, но восстановлены силами железнодорожников. Тульский императорский оружейный завод изготовил модели пулеметов, а на машиностроительном удалось смастерить артиллеристские башни.
Поиски деталей сопровождались кропотливой исследовательской работой: изучали воспоминания о строительстве бронепоезда, находили ветеранов железнодорожников, принимали участие в сборке «Тульского рабочего».
На земле установлено еще одно артиллеристское оружие, макет противотанкового ежа и электровоз, который возил первые лица государства – единственный, сохранившийся в первозданном виде во всей России. Всего таких было построено 13 в конце 50-х годов ХХ века.
Сейчас это музейный комплекс, куда можно сходить на экскурсию и увидеть легендарный поезд воочию.
Ранее Тульская служба новостей публиковала подборку самых красивых ж/д станций Тульской области.
Фото: visittula / tripadvisor / RUSSIA.TRAVAL
В 2015 году в канун празднования 9 Мая точную копию уникального поезда установили на площади Московского вокзала в Туле. Собрать модель получилось благодаря тульским железнодорожникам, и в день их профессионального праздника, в первый выходной августа, Тульская служба новостей решила рассказать историю создания этой «легенды». Подробности корреспондентам раскрыл смотритель мемориального комплекса и пресс-секретарь Тульского регионального отделения Московской железной дороги Олег Трунов.
Как появился оригинальный бронепоезд №13 «Тульский рабочий»
Собирали бронепоезд в локомотивном депо на станции Тула не по заводской технологии, а из того, что было. Машина получила порядковый номер 13 и название «Тульский рабочий», но в народе его называли туляком. У поезда были двойные стены, между которыми залили бетон, что в дальнейшем стало причиной того, что его не стали ремонтировать, а пустили на детали для других поездов. На рельсы 13-й спустили 28 октября 1941 года и сразу пустили в работу. Вместе с бронепоездом №16 «туляк» был большим подспорьем для военных и железнодорожников Тулы.
Поезд «провоевал» полгода и из-за повреждений его списали. В 1976 году Тула получила звание города-героя во многом благодаря подвигу бронепоезда «Тульский рабочий».
Как появилась нынешняя версия «туляка»
Появление военно-мемориального комплекса во многом заслуга заместителя начальника московской железной дороги по территориальному управлению и главы тульского отделения военно-исторического общества Александра Потапенко. Инициативу железнодорожников подхватили и гиганты тульской промышленности, например, Тулачермет и Щекиноазот, а также главы муниципальных образований Тульской области. Благодаря этому на территории региона установлено уже 17 макетов бронепоездов.
Детали для «Тульского рабочего» собирали по всей области: основу в виде настоящего паровоза выделило руководство РЖД, остальные вагоны подарили предприятия. Как отметил Трунов, некоторые из них были почти уничтожены, но восстановлены силами железнодорожников. Тульский императорский оружейный завод изготовил модели пулеметов, а на машиностроительном удалось смастерить артиллеристские башни.
Поиски деталей сопровождались кропотливой исследовательской работой: изучали воспоминания о строительстве бронепоезда, находили ветеранов железнодорожников, принимали участие в сборке «Тульского рабочего».
«В Тулу даже приезжал один из командиров бронепоезда «Козьма Минин» Николай Гаврилов, руководивший поездом в 1943 году. Он помогал в создании макета тем, что рассказывал, как это все делалось в то время», – отметил Олег Трунов.
Как выглядит бронепоезд №13 «Тульский рабочий»
В состав военно-мемориального комплекса входил два монумента: памятник «Тулякам мастерам-оружейникам и солдатам Первой Мировой войны» и семиметровый монумент «Защитникам Тулы в годы Великой Отечественной войны». Сам полноразмерный макет бронепоеза состоит из реплики бронепаровоза, двух артиллеристских площадок, двух ж/д платформ с установленными на них «зенитками». Также были смоделированы элементы тылового подразделения: вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб и макет железнодорожной дрезины.Сейчас это музейный комплекс, куда можно сходить на экскурсию и увидеть легендарный поезд воочию.
Ранее Тульская служба новостей публиковала подборку самых красивых ж/д станций Тульской области.
Фото: visittula / tripadvisor / RUSSIA.TRAVAL
Автор: Анастасия Кузнецова