Не только для детей – тульская актриса Любовь Пахомова рассказала о магии современного театра кукол
Театр кукол у многих обывателей ассоциируется с чем-то детским – детские постановки, мультяшные герои. Однако это не совсем так – в большинстве таких театров много спектаклей, предназначенных для взрослого зрителя – куклы в них уже вовсе не мультяшные, а сюжеты более чем серьезные. В рамках проекта «За сценой» артист-кукловод Любовь Пахомова рассказала Тульской службе новостей, что представляют собой сегодня крупнейшие театры кукол, в частности, театр в оружейной столице.
К работе в Тульском театре кукол артистка приступила 26 лет назад – за это время удалось изучить многие аспекты этой деятельности, понаблюдать за современными тенденциями в театре. Все началось с занятий в школьном кукольном кружке – уже тогда дети под руководством преподавателя с актерским образованием выступали в разных городах и зарабатывали первые в своей жизни деньги. Кукол отчасти делали сами, а отчасти принимали в дар от регионального театра. Далее – театральное училище и переезд в Тулу. Кто такой актер-кукловод, артистка объяснила на конкретном примере.
Театр кукол, как и другие театры, претерпел много изменений – новые люди, новые режиссерские технологии, новый реквизит…
«Сейчас в кукольных театрах появляется очень много молодых талантливых ребят, получающих «Золотые маски». У них новые мысли, новый подход, новая режиссура. Например, необычные постановки, которые захватывают дух, мне удалось увидеть в Санкт-Петербурге в театре «Кукольный формат». Обычно смотришь спектакли с профессиональной точки зрения, но постановку «Вафельное сердце» я смотрела, как ребенок – длился он долго, но мне не хватило, настолько это было завораживающе. Также во многих спектаклях используются различные технические средства. Проекция уже не является чем-то уникальным, а вот недавно я увидела, как использовали радиоуправляемую машину – заяц на сцене так быстро и ловко «наяривал» круги – очень здорово. Где-то используют дроны. Любой предмет может быть куклой – все зависит от взгляда художника и его способности это применить. Современные технологии, безусловно, появляются и в нашем театре – очень мне понравился спектакль «Сказка о мертвой царевне». Казалось бы, по А.С. Пушкину, ни слова не изменено, но такой свежий взгляд. Также стоит отметить заслуги нашего механика, который постоянно развивается в своем ремесле и старается облегчить нам работу с куклой», – говорит актриса.
С течением времени изменились и сами куклы – по современным технологиям их можно сделать более износостойкими и легкими, однако не всем театрам это «по карману».
«За границей это изначально совершенно не детский театр. В России также делаются взрослые спектакли, однако предварительно проходит большая рекламная кампания, чтобы люди поняли, что в театр кукол нужно ходить. Когда в Оренбургском театре кукол проходила реконструкция, дизайн фойе исполнители переделывали несколько раз. В театре достаточно обширная программа для взрослых и, руководителю театра Владимиру Смирному очень не понравилось, когда ему показали «какое-то пирожное» в розовом цвете. Что касается тульского театра, то в последнее время взрослых спектаклей у нас стало меньше, но они тоже есть. Например, постановку «Мещанин во дворянстве» мы вывозили в Москву – зрители были очень впечатлены», – говорит актриса.
Читайте на сайте Тульской службы новостей также другие материалы в рамках проекта «За сценой»:
Гаджеты и вращающаяся сцена – актеры тульского ТЮЗа назвали пять глобальных изменений в театре
Вырастят дерево и построят город – интервью с бутафором тульского ТЮЗа
Упавший текст с ролью и запрет на семечки – приметы тульских театров
Пронести талант через все трудности – интервью с тульской актрисой с полувековым стажем Валентиной Силко
Кто такой кукловод
К работе в Тульском театре кукол артистка приступила 26 лет назад – за это время удалось изучить многие аспекты этой деятельности, понаблюдать за современными тенденциями в театре. Все началось с занятий в школьном кукольном кружке – уже тогда дети под руководством преподавателя с актерским образованием выступали в разных городах и зарабатывали первые в своей жизни деньги. Кукол отчасти делали сами, а отчасти принимали в дар от регионального театра. Далее – театральное училище и переезд в Тулу. Кто такой актер-кукловод, артистка объяснила на конкретном примере.
Работать артистом-кукловодом непросто – иногда куклы бывают такими тяжелыми, что с трудом удается отыграть спектакль, однако большинство работников театра настолько погружены в атмосферу творчества, что не замечают этих нюансов.К моему школьному педагогу, которая вела у нас кружок, часто заходили ее ученики, уже являющиеся студентами театрального училища. Однажды пришла девочка, взяла в руки куклу (они у нас прям в кабинете лежали), и я поймала себя на мысли, что не могу от этой куклы глаз отвести – смотрю на нее, а она будто ожила, стала разговаривать, думать. Произошла самая настоящая магия, –
«Конечно, отличия от драматического актера есть. Нужно, во-первых, владеть инструментом – есть определенные законы, по которым действует кукла. Во-вторых, это определенный психотип – уметь передавать свои эмоции и мысли через предмет. В школе я была достаточно стеснительным ребенком и, в силу воспитания, было много запретов, многого себе не позволяла. Однако когда я брала в руки куклу, то все табу будто сразу же снимались – это делаю не я, это делает она, а ей можно гораздо больше, чем мне», – отмечает Любовь Пахомова.
Современный театр кукол
Театр кукол, как и другие театры, претерпел много изменений – новые люди, новые режиссерские технологии, новый реквизит…
«Сейчас в кукольных театрах появляется очень много молодых талантливых ребят, получающих «Золотые маски». У них новые мысли, новый подход, новая режиссура. Например, необычные постановки, которые захватывают дух, мне удалось увидеть в Санкт-Петербурге в театре «Кукольный формат». Обычно смотришь спектакли с профессиональной точки зрения, но постановку «Вафельное сердце» я смотрела, как ребенок – длился он долго, но мне не хватило, настолько это было завораживающе. Также во многих спектаклях используются различные технические средства. Проекция уже не является чем-то уникальным, а вот недавно я увидела, как использовали радиоуправляемую машину – заяц на сцене так быстро и ловко «наяривал» круги – очень здорово. Где-то используют дроны. Любой предмет может быть куклой – все зависит от взгляда художника и его способности это применить. Современные технологии, безусловно, появляются и в нашем театре – очень мне понравился спектакль «Сказка о мертвой царевне». Казалось бы, по А.С. Пушкину, ни слова не изменено, но такой свежий взгляд. Также стоит отметить заслуги нашего механика, который постоянно развивается в своем ремесле и старается облегчить нам работу с куклой», – говорит актриса.
«Анна Викторова делает кукол великанов, которые по Санкт-Петербургу ходят. Для того, чтобы куклу облегчить, используют современный пластик, который весит совершенно немного, но его можно и шкурить, и красить, и саморезы туда ввинчивать. Когда я рассказала в нашем театре о том, что огромная кукла может весить всего восемь килограммов, естественно, мне ответили, что это очень дорого – в этом и проблема государственных театров. Что касается кукол, то работаем по старинке – фанера, гипс, пластилин», – отметила артистка.
Не только для детей
Самый распространенный миф, который прочно укоренился в сознании россиян, заключается в том, что театр кукол предназначен только для детей и взрослому там делать нечего. Любовь Пахомова рассказала, почему это убеждение совсем не соответствует действительности.
Читайте на сайте Тульской службы новостей также другие материалы в рамках проекта «За сценой»:
Гаджеты и вращающаяся сцена – актеры тульского ТЮЗа назвали пять глобальных изменений в театре
Вырастят дерево и построят город – интервью с бутафором тульского ТЮЗа
Упавший текст с ролью и запрет на семечки – приметы тульских театров
Пронести талант через все трудности – интервью с тульской актрисой с полувековым стажем Валентиной Силко
Автор: Екатерина Карпенко