Пронести талант через все трудности – интервью с тульской актрисой с полувековым стажем Валентиной Силко
В современном мире произошло много изменений, которые в том числе затронули и театральное искусство, существующее испокон веков. Актриса ТЮЗа, заслуженная артистка РФ Валентина Силко рассказала, как менялся театр, и как удалось пронести свой талант даже через самые непростые времена. Интервью подготовлено Тульской службой новостей в рамках проекта «За сценой».
Провидение судьбы
В Театр юного зрителя актриса пришла в 1966 году и уже более 55 лет непрерывно трудится в областной столице. Много ролей, много потрясений, много открытий… Профессиональный путь Валентины начался очень необычно – до 17 лет не видевшая театр героиня нашего рассказа проделала внушительный путь из глухой Сибири и поступила в северную столицу на театральный факультет, где в то время был очень серьезный конкурс.
Родилась я в очень глухой Сибири – 300 километров до Новосибирска. Страшный голод в то время был. Свет нам провели только в 1953 году и именно тогда я впервые услышала о театре из радиопрограммы «Театр у микрофона». Стала много читать об этом виде искусства и лишь в 17 лет впервые своими глазами увидела театр. В детстве всегда мечтала стать врачом и помогать людям, несмотря на то что у нас даже медпункта не было. Но жизнь распорядилась по-другому – приехала в Ленинград (Санкт-Петербург – прим. ред.) и поступила на театральный факультет. Это большое везение, по-другому не назвать – 500 человек на место, лишь 20 конкурсантов поступают. Бог помог… У меня ведь и регистрации питерской не было – все пороги оббила, пока получила временную. В Ленинграде и отучилась, –
Из Петербурга в Тулу. Тула 60-х годов VS Тула современная
В 1966 году судьба снова взяла в свои руки жизнь юной актрисы – Валентина и еще девять ее сокурсников направились в Тульской театр юного зрителя. Такое перенаправление объяснялось нехваткой молодых артистов в оружейной столице. Тогда актриса и познакомилась с Тулой, которая совсем не похожа на современный город.
Современный облик города Валентине также нравится, но по-своему. Артистка рада, что удалось отреставрировать много исторических зданий, которые ранее находились в полуразрушенном состоянии.
«Я живу у входа в Центральный парк, в четырех минутах ходьбы. Место чудесное – благоустроенное и тихое. Нравится, что пруды там теперь заселены животными – целый зоопарк. Набережную построили замечательную, даже говорить нечего. Кремль сильно преобразился за последние несколько лет. Изменения видны не только в Туле, но и в других городах. Богородицкие дворцы были в разрушенном состоянии, а сейчас радуют глаз», – отметила Валентина.
Времени отдыхать не было
Работа сразу же поглотила артистку и ее сокурсников – ездили с выступлениями везде, даже в самые глухие деревни.
«Помню, что одна из самых первых поездок была в Ефремов – там мы выступали для доярок, для наших тружениц. Начинали спектакли поздно, после вечерней дойки, после одиннадцати часов вечера», – вспоминает актриса.
По словам Валентины, времени гулять у нее не было – работа кипела и утром, и вечером. Репетиции к утреннему спектаклю проходили вечером, к вечернему – наоборот, утром. Однако интерес к профессии сохранился и по сей день, несмотря на большие нагрузки. Репетиции всегда проходили быстро – со смехом.
«В нашей профессии по-другому нельзя, всегда есть место для смеха. Я была очень смешливой. Однажды я играла роль весны, и там был такой текст: «Выйду я в поле…». Стоит мне проговорить эти слова, так моя банда из-за кулис дружно хором: «Сяяяяядуууу…». Я им покажу кулак, но уже все, раскололи меня. Или играла я царь-девицу в «Коньке-Горбунке». По сценарию мне должны были выносить сундук с драгоценностями, но что в этом сундуке только не лежало… Дают мне его в руки, а он грохается на пол – кирпич положили! Лишь бы рассмешить», – смеется актриса.
Что такое настоящее актерское мастерство
Артистка уверена, что не каждый актер может безукоризненно сделать две вещи – сымпровизировать и сыграть роль так, чтобы тебя в ней не узнали. Для первого нужно чуткое сердце и ум, а для второго – необычайный талант.
«Для меня было большим потрясением перевоплощение актера Михаила Ульянова. Какой же он поганец и какая мерзость в фильме «Без свидетелей», какой красавец и умница в «Маршале Жукове» и настоящий старик в «Ворошиловском стрелке». Это насколько нужно овладеть профессией, чтобы так играть! Зависти нет, конечно. Главное – уметь пользоваться тем, что тебе дано и не терять того таланта, который есть», – говорит Валентина.
Как поменялся театр за полвека
За полвека поменялся не только город, но и театр. Снесли тот живописный балкончик, сменился актерский состав и репертуар.
«Сейчас у нас много молодежи – не каждый театр этим может похвастаться. Очень приятно наблюдать, как ребята развиваются и профессионально растут. Огорчает то, что стало меньше классики, но причиной этому – запросы зрителей. Я очень люблю А.Н. Островского – у него что ни фраза, то перл. Молодежь этого не знает», – ностальгирует актриса.
Кризисы и театр
За полвека работы в театре Валентина испытала немало трудностей, но не потеряла своего таланта. На опасения современников относительно текущей экономической обстановки артистка отвечает однозначно: «Все будет хорошо, даже лучше!». Такое заявление неспроста – Валентина точно знает, что преодолеть можно все.
«Вспоминаю 90-е годы – самое тяжелое время на моем веку. Не были ни пенсий, ни зарплаты. Полгода я в свободное от театра время подрабатывала на Московском вокзале в фанерной палатке, которая стояла на асфальте. Продавала алкоголь. Я отрабатывала сутки, когда не было ни репетиций, ни спектакля, получала 50 рублей и шла после работы на рынок, где покупала то, на что хватало денег. Тогда я была готова на любую работу, потому что нужно было кормить семью. Это были жуткие времена. В мире всегда есть место кризисам, поэтому сказать можно только одно – все будет хорошо», – закончила разговор на позитивной ноте Валентина.Валентина Силко стала Заслуженной артисткой России – за годы работы в театре она сыграла огромное количество разноплановых ролей от героических и острохарактерных до сказочных, как в классическом, так и в современном репертуаре. Читайте другие театральные темы в рамках проекта «За сценой» на сайте Тульской службы новостей:
Упавший текст с ролью и запрет на семечки – приметы тульских театров
Вырастят дерево и построят город – интервью с бутафором тульского ТЮЗа
Архивное фото ТЮЗа: https://www.tulainpast.ru/teatry/row1665/