От пожарного – до пилота

День спасателя отмечают в России 27 декабря. Также в 2020 году Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий празднует 30-ю годовщину создания. За годы существования ведомства стало понятно, какой бы современной и мощной не была техника, она не принесет пользы, если за ней не будет стоять человек. «Тульская служба новостей» – о том, как меняется система, спасающая жизни, и как она меняет людей.

Путь в МЧС начинается с пожарной охраны

Кирилл Бирюлин – чуть старше самого МЧС. Несколько лет назад он уже становился героем интервью «Тульской службы новостей», но с тех пор многое изменилось. Теперь на его погонах красуются не звездочки прапорщика, а звезды лейтенанта.


Молодой человек признается, что никогда не думал, что станет спасателем. На этот путь его привели обстоятельства.

– После срочной службы в военной комендатуре города Москвы, и, несмотря на наличие высшего образования, никуда не мог устроиться на работу, – рассказывает свою историю Кирилл. – Помытарился туда-сюда и пошел в городскую службу спасения. В юности я занимался туризмом и альпинизмом, что с легкостью позволило пройти все необходимые комиссии для поступления на работу.

Старший коллега в службе спасения предложил попробовать устроиться в МЧС России – ведомство стремительно развивается и толковые кадры никогда не будут лишними.

Воспользовавшись советом, Бирюлин устроился в пожарную охрану. Начинал с простого, как говорят сами сотрудники, «тушилы», а через несколько лет дорос до командира отделения.

Лейтенант признается, пожаров, которые запомнились, много, но один из самых сложных произошел на хладокомбинате в Узловой в 2014 году.

– Здание загорелось зимой. Помню, было очень холодно. Чтобы забрать воду, приходилось в местном пруду, который использовали как каток, выпиливать лед и прокладывать магистральную линию от водоема до хладокомбината.

Пожарный вместе с коллегами из других подразделений проработал на объекте порядка 20 часов. Сменили сотрудников МЧС только на следующий день.

Несмотря на то, что молодой человек аттестованный газодымозащитник, спасать людей из горящих зданий ему не приходилось. Кирилл много раз принимал участие в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

– Спасение из машин мне как-то легче давалось, но сколько человек вытащил не считал. Запоминал, скольким помочь не удалось. После таких вызовов испытывал чувство вины. Приходя домой переосмысливал и думал: «А если бы сделал не по правилам, а чуть по-другому, то могло бы получиться…» Спустя какое-то время эти мысли «отпускают», – признается Бирюлин.

Технологии в спасении

МЧС России продолжает активно развиваться, а вместе с ним повышают свои навыки и квалификацию сотрудники. После пяти лет службы в пожарной охране Кириллу Бирюлину предложили пополнить ряды специалистов по беспилотным авиационным системам. Полученное ранее образование и собственное желание позволили молодому человеку быстро освоиться на новой должности. Можно сказать, в течение пяти последних лет сотрудник спасательного ведомства исполняет мечту многих мужчин, желающих дистанционно управлять вертолетиками и дронами.


– За годы оснащение службы БАС серьезно изменилось, – объясняет Кирилл. – Несколько лет назад, чтобы запустить беспилотник, который был гораздо больше нынешних, приходилось подключать к наземной станции управления, делать предполетные проверки на крены и наклоны, приклеивать на липучку аккумулятор и проводить множество других сложных манипуляций. Время полета такого агрегата составляло всего лишь 20 минут, а камера на нем оставляла желать лучшего.

Посадка такого аппарата, рассказывает лейтенант, – целое приключение: от потоков воздуха беспилотник отпрыгивал, и за ним приходилось бегать по полю или ловить руками.

О том, что специалисты в области разработки беспилотных авиационных систем шагнули далеко вперед, сотрудники тульского МЧС узнали на международном форуме «Комплексная безопасность» в 2016 году. Тогда одна из фирм-производителей презентовала свою разработку для нужд спасательного ведомства.


– Перед нами намертво в одной точке висел беспилотный летательный аппарат. Мы были поражены, когда увидели, что при различных манипуляциях изображение, передаваемое на пульт управления, оставалось на одном уровне.

Такие агрегаты на вооружение спасателей поступили в 2017 году. Чуть позже их оснастили тепловизорами, которые активно применяют во время поисков потерявшихся людей – система срабатывает на тепло человеческого тела, что особенно помогает в лесной местности.

Свои знания – детям

Сейчас Кирилл Бирюлин не только сотрудник спасательного ведомства, но и учитель основ безопасности жизнедеятельности в одном из тульских центров образования. Лейтенант с учетом собственного опыта рассказывает о необходимости здорового образа жизни, военной службе и подготовке к ней, а также об экстренной доврачебной помощи. Последнему блоку уделяется особое внимание, к тому же Кирилл – аттестованный инструктор по данному направлению.

– Очень часто при обучении первой помощи слушателей учат манипуляциям, которые им вряд ли пригодятся, например, – бинтованию пострадавшего в позе лягушки. Я же смотрю на это с другой стороны: за десять лет службы в МЧС России мне ни разу не приходилось проводить иммобилизацию таким образом, однако есть вещи, которые действительно необходимы и их должен знать каждый, – поясняет Бирюлин.

Кирилл учит подростков правильному наложению повязок и шин, сердечно-легочной реанимации. Чтобы школьники могли отточить практические навыки, на занятиях использует манекены.

Основное, чему учит спасатель – не быть равнодушными.

– К сожалению, у нас встречают по внешнему виду. Если на земле лежит человек в грязной одежде, то к нему никто не подойдет, все будут думать, что он просто пьян. Если упадет человек в опрятной куртке и брюках, то вероятность того, что на него обратят внимание выше. На занятиях я пытаюсь донести до ребят, что нельзя проходить мимо лежащего человека. Нужно хотя бы подойти и посмотреть, что с ним, уточнить, нужна ли помощь.

Работа как часть хобби

Многие сотрудники МЧС России трансформируют работу в хобби. Встретить коллекцию моделей пожарных автомобилей можно практически у каждого спасателя. Кирилл Бирюлин – не исключение. Правда, если сначала он собирал разные варианты спецтехники, покупая их в отделах детских игрушек, то со временем начал собирать их самостоятельно.

– Клеить различные модели начал еще в школе. Тогда наборы стоили достаточно дорого, а в Туле был один-единственный магазин – в краеведческом музее, – где их можно было приобрести. Одной из первых моделей стал самолет ИЛ-28, купленный отцом. Он до сих пор стоит на полке.


Спустя некоторое время Кирилл это хобби забросил. Уже работая в МЧС, молодой человек получил в подарок от друга на день рождения пожарную машинку. И тут, как говорится, понеслось.

– Когда были собраны все спецавтомобили, относительно похожие на настоящие, мне начали привозить такие игрушки из заграницы. Коллекцию пополнили пожарные машины из Таиланда, Израиля, Египта, Франции, США, Нидерландов и других стран, – рассказывает спасатель.

Спустя время коллекцию Кирилла начали пополнять собранные собственноручно модели спасательной техники. В кабинете сотрудника в специализированной пожарно-спасательной части в шкафу за стеклянными дверями стоят разные вариации таких машинок – «буханки», автоцистерны на базе ЗИЛ, КамАЗов и «Уралов», образцы иностранной техники.

Однако пожарными автомобилями Кирилл не ограничивается. На одной из полок красуется модель зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь», на другой – самоходная установка «Берег», которую лейтенант собирает в настоящее время.

– Самый дорогой для меня – и по стоимости и по полученному удовольствию – «Панцирь», – говорит сотрудник МЧС. – Модель собрал на одном дыхании.


Вторую жизнь прожил бы так же

Несмотря на все сложности, с которыми Кириллу Бирюлину приходится сталкиваться во время службы в МЧС России, он признается, что ни разу не пожалел о сделанном выборе. Семья спасателя терпеливо и благосклонно относится к его работе.

– Понимание того, что ты кому-то помог, дорогого стоит. Даже если во время поисков обнаруживаем мертвого человека, его родственникам становится легче – он больше не будет числиться пропавшим без вести, его можно по-человечески похоронить. Ни разу не пожалел, что попал в МЧС. Будь у меня вторая жизнь, прожил бы ее так же, – заключил Кирилл Бирюлин.

Текст: Антонина Маркова 
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Тульской области, Антонина Маркова (ООО «ТСН24»)

 


Автор: Антонина Маркова
Подписывайтесь на ТСН24 в