Археологи vs «черные копатели»: Кто сохранит историю?
– Если кто-то говорит, что продает артефакт XI века, найденный на чердаке у бабушки, то понятное дело, что это неправда. Максимум, на что ты можешь претендовать от бабушки – швейная машинка «Зингер», – заявил член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, директор государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко.
Историк вместе со своими коллегами готов выйти на тропу войны с так называемыми «черными копателями». Они, по мнению археологов, разграбляют страну. Кто такие копатели и как с ними собираются бороться – в материале «Тульской службы новостей».
«Будто игры-стратегии, только в реале»
Как только весной сходит снег, 28-летний менеджер среднего звена Александр начинает ходить по лесам и полям. Не в поисках подснежников, а в надежде найти клад. Последние несколько лет молодой человек активно занимается копательством. К такому необычному досугу туляка приобщил товарищ.
– Друг неоднократно рассказывал, как находил монеты и украшения разных эпох. Я со школы интересовался историей и решил тоже заняться этим делом. Хождение в надежде найти какой-нибудь артефакт с каждым разом начал пробуждать еще больший азарт. Это напоминает компьютерную игру-стратегию, только в реале, – рассуждает копатель.
[caption id="attachment_297330" align="alignnone" width="572"] Найти металлодетектор в Интернете - не проблема[/caption]
Молодой человек уверяет, что какой-либо выгоды из своего хобби, не ищет. Ходит «для себя», чтобы не сидеть дома, прожигая жизнь за компьютером. При этом его не смущает, что на металлоискатель он потратил львиную долю менеджерской зарплаты.
– Трудно ли было купить необходимые «прибамбасы»? Нет. Всякие детекторы и искатели можно найти даже на «Авито», – говорит Александр.
[caption id="attachment_297331" align="alignnone" width="558"] Их стоимость варьируется от нескольких до десятков тысяч рублей[/caption]
Оборудование действительно продается в открытом доступе, а его ценник варьируется от нескольких тысяч рублей до бесконечности. То, что наш герой назвал «прибамбасами», – имеются на любой вкус и цвет, лишь бы пищали вовремя.
При этом молодой человек не считает, что делает что-то противозаконное:
– Если все эти монетки-сережки-колечки и прочие штучки не найти, то они так и сгниют в земле, – уверен копатель. – А так, если найду, то можно отнести в музей, например, или отдать какому-нибудь краеведу.
«Помогите оценить»
Тех, кто ищет из раскопок выгоду, значительно больше, чем тех, кто ходит с металлоискателем, чтобы занять свое свободное время. В популярных социальных сетях можно найти множество групп, в которых копатели выставляют на продажу артефакты. Число их участников измеряется тысячами, а количество опубликованных в сутки постов переваливает за сотню.
Ежедневно участники этих групп публикуют информацию о своих находках, и просят оценить их в рублевом эквиваленте. Единичные украшения эпохи домонгол можно приобрести за полторы сотни рублей, а вот лоты из нескольких находок продают за несколько тысяч.
[caption id="attachment_297332" align="alignnone" width="533"] В Интернете можно купить от украшений...[/caption]
Знают ли они о том, что за незаконную продажу артефактов грозит уголовная ответственность – вопрос открытый. При этом на слуху не так много случаев, когда правоохранительные органы арестовывают копателей и тех, кто занимается перепродажей исторических ценностей.
«Все разграблено»
Пока любители думают, как заработать на своем хобби, профессионалы бьют тревогу. По словам ученого-секретаря музея-заповедника «Куликово поле» Алексея Воронцова, в Тульской области не осталось ни одного памятника археологии, до которого бы не добрались «черные копатели».
В качестве примера специалист привел Никулинское городище в Алексине.
– Разграблено и городище, и погост XVI века, – негодует Воронцов.
По его словам, особенно остро стоит проблема незаконной продажи артефактов. В доказательство тому он показывает скриншоты из тех самых групп, в которых копатели «пачками» продают находки, поднятые, в том числе, из тульской земли: монеты IX-X веков, украшения.
[caption id="attachment_297333" align="alignnone" width="540"] ... до топоров[/caption]
– В этом году найдено и незаконно продано в руки частников порядка 500 монет, – сообщил он. – Сотни лотов выставлены на аукционы. В год наносится ущерб государству на сотни тысяч рублей.
Чтобы бороться с «черными копателями» в Тульской области создали межведомственную комиссию, в которую вошли историки и представители правоохранительных органов.
У археологов же к силовикам накопилось большое количество вопросов, касательно их работы в этом направлении, а точнее, - она практически отсутствует.
Историки отмечают, нарушителей закона легко вычислить с помощью социальных сетей, однако в Тульской области, уверены специалисты, никто этим заниматься не спешит. Прокурор, присутствующая на одном из заседаний межведомственной комиссии заявила, что ведомство может проводить проверку только при поступлении сигнала.
– Без сообщения – не проверяем, – отметила девушка в погонах.
И даже пост в социальной сети с призывом выйти на раскопки, по словам представителя власти, не повод выйти на место.
– В Костромской области за нарушение культурного слоя ввели штраф 3,5 миллиона рублей, в Коломне задержали археолога, незаконно хранившего предметы археологии, – перечислил на одном из заседаний комиссии Воронцов. Также он рассказал, как борются с такой же проблемой за рубежом: – В Египте введено пожизненное заключение за незаконные раскопки и кражу артефактов. Аналогично – в Китае и Израиле. Если мы не хотим защищать крохи таким образом, то надо защищать другим.
[caption id="attachment_297334" align="alignnone" width="538"] Тысячи объектов, найденных в земле, "уходят" мимо музеев[/caption]
Историк также обратил внимание на то, что бороться с «черными копателями» – не их работа.
– Хождение с металлоискателем потакает двум порокам: алчность и азарт. Бороться со смертными грехами – не в нашей компетенции, – заключил он.
Еще жестче позиция директора музея-заповедника «Куликово поле» Владимира Гриценко. Он сообщил, что порядка 75% памятников истории расположены далеко от городов и налицо их умышленное уничтожение.
– Закон якобы ставит «равно» между памятником, стоящим в реестре и вновь выявленным, на практике мы видимо обратное.Памятник археологии не висит в воздухе, он находится на чьей-то земле: муниципального образования или собственника. На них возложены обязательства по его сохранению, – говорит Гриценко.
[caption id="attachment_297335" align="alignnone" width="541"] Историки предложили ужесточить наказание для "черных копателей"[/caption]
Чтобы навести порядок в этой сфере, руководитель учреждения культуры предложил ужесточить наказание за незаконные раскопки – взыскивать с нарушителей закона суммы ущерба от так называемых «закопушек» (повреждений, свидетельствующих о посещении места нелегальными археологами – прим.ред.), которые могли бы быть потрачены на официальные археологические раскопки. Штраф в таком случае будет варьироваться в зависимости от площади раскопки и может достигать миллионов рублей.
В настоящее время за раскопки без разрешения, согласно Кодексу об административных правонарушениях, предусматривается наказание в виде штрафа от 1500 до 2500 тысяч рублей с конфискацией добытых предметов.
Также историки отмечают необходимость профилактической работы: с гражданами нужно вести разъяснительные беседы, объясняющие, что их действия – незаконны.
Текст и фото: Антонина Маркова