Ирина Рочева: Мы готовим будущих покупателей интеллектуальной литературы
16 и 17 сентября в Новосибирске пройдёт фестиваль «Новая книга». Детский книжный магазин "Корней Иванович" станет одним из его активных участников. О классической и современной детской литературе, необходимости чтения в раннем возрасте и планах на грядущий фестиваль корреспондент ИА ТСН24 пообщался с создателем магазина Ириной Рочевой.
"В ДЕТСТВЕ ЧИТАЛА СТОЛЬКО, ЧТО ВСЕГО И НЕ ВСПОМНИШЬ"
- Чтение для вас - необходимость или удовольствие?
- И то и другое. Удовольствие, которое необходимо.
- То есть, можно сказать, что потребность и обстоятельства в данном случае совпадают?
- Скорее, естественная потребность в чтении, в анализе. Без этого совсем никак. Так что обстоятельства вытекают из потребности.
- Какие книжки читали в детстве? Самостоятельно или вам читали родители?
- Сначала родители, лет с шести сама стала читать книги целиком. Было много всего: Астрид Линдгрен, Туве Янссон, Редьярд Киплинг, Эно Рауд - всего и не вспомнишь. Кроме того, была записана в городскую библиотеку. В семье также была детская библиотека.
Ирина Рочева
- Что-нибудь перечитываете?
- Сейчас многое из того, что читала сама в детстве, перечитываю с дочерью.
- Эти авторы сейчас популярны?
- Да, конечно, это классика детской литературы.
- В этой связи хочется спросить, что такое «современная детская литература»?
- Это продолжение того, что начала Линдгрен. Это честный и уважительный разговор с детьми почти на любые темы. Хорошие современные детские книги и авторы не боятся честных и сложных вопросов, не считают детей неспособными понять что-то. Есть много новых для российского рынка жанров. Например, для совсем маленьких стали издавать книжки-картинки, когда текста мало, но книга очень эмоциональна. В России пока таких не делают. Также много нового для детей пишется в жанре нон-фикшн. Важно, что современная традиция, идущая от Линдгрен - это книги без заигрываний, без принижения и унижения детей, как недопонимающих существ, которым нужно только розовое и пушистое.
"ДЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ МАГАЗИН - ЭТО УВАЖЕНИЕ К ДЕТЯМ"
- Книжный магазин для детей - формат западный. Не было опасений, что он провалится?
- Почему западный? В корне не согласна. Просто в России современные детские издательства стали появляться в последние 10 лет. И в их полку всё прибывает. Поэтому и логичен наш формат. Мы же даже не первые в стране. Хотя, детских книжных было и есть единицы.
Опасений было много, но всё сложилось и мы есть. Вообще, детский книжный магазин - это уважение к детям, как и современная литературная традиция, о чём говорилось ранее. Не просто отдельчик во взрослом магазине, не просто кусочек во взрослой жизни.
- Вы же, скорее, не магазин, а клуб?
- Конечно! Мы так с самого начала делали и задумывали, с первого дня у нас еженедельно проходят всякие околокнижные встречи и события.
- Это цель или вынужденная необходимость?
- Изначальная цель и идея. Необходимость это скорее продажи, необходимые для того, чтобы окупать наши программы и затеи. На самом деле, всё очень гармонично получилось.
- И, тем не менее, магазин скорее для взрослых, что не дочитали в детстве, или действительно для детей? Деньги-то у родителей...
- Конечно для детей! У нас и младенцам покупают книги. Он скорее даже для семей, для родителей, которые общаются и слушают своих детей. Лет после десяти дети уже сами покупают себе книги у нас. Причём некоторые очень требовательны.
А на счёт не дочитали... в ком жив внутренний ребёнок, тот с удовольствием открывает для себя новые детские книги, новый взгляд на детство, на мир, на себя.
- А подростки (аудитория до 18-ти лет) – что им можно предложить?
- С подростками и легче и сложнее одновременно. Я вообще считаю, что с 13-14-ти лет человек читающий готов ко всей мировой литературе, от Солженицына до Сорокина. В тоже время, сейчас много переведено того, что для всего мира часть культурного кода, а в России это новинки. Такие книги помогают современным детям быть частью мировой культуры, быть по-настоящему космополитичными.
- А, вообще, традиционные книжные – ваши соперники и конкуренты?
- Ни то и ни другое. Конкуренция для нас маловероятна, мы практически на 100% предлагаем другой ассортимент. Соперничать же с гигантами федерального уровня задача не стоит. Мы не торгаши, а проводники идей - это другие цели и задачи.
Живой символ магазина - кролик Корней Иванович
"В РОССИИ С МОЛОДЫМИ АВТОРАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РАБОТАЮТ ОДНО-ДВА ИЗДАТЕЛЬСТВА"
- Какие авторы, жанры нынче в тренде?
- Наши книги - это не тренды. Кроме, пожалуй, Джоан Роулинг.
- Российская детская классика не в моде?
- Российской классики тут нет. Есть советская. И это не очень хорошо. Это тренд – ура-патриотизм и всё в таком духе. Хотя есть и добросовестные издатели, которые печатают действительно хорошую советскую литературу. Из позднесоветской - Крапивина, Успенского. А современная российская детская литература складывается прямо сейчас.
- Правильно я понимаю, что в моде советская детская классика? Чем это опасно?
- Потому что это спекуляция, и не создание нового, современного, а эксплуатация старых смыслов. Опять же, есть хорошие исключения, но, зачастую, приоритет проверенным временем произведениям закрывает путь на рынок молодым отечественным авторам. В России с ними, по большому счёту, работают одно-два издательства.
- А знают ли наши дети кто такой, к примеру, Джанни Родари?
- Думаю, что некоторые знают. Те, которые с родителями читают «Чиполлино».
- Популяризация – каков ваш рецепт?
- Читать вслух, читать самому на глазах у ребёнка, иметь большую семейную библиотеку и регулярно с удовольствием ходить в книжные магазины.
"ВСЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ВЗРОСЛЫМИ, ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ - ЧИТАЮЩИМИ И ДУМАЮЩИМИ ВЗРОСЛЫМИ"
- Расскажите о фестивале «Новая книга», в котором вы, как магазин, примете участие.
- Мы среди других независимых книжных магазинов участвуем в новом новосибирском книжном фестивале. Его идея в том, что не издательства представляют книги, а именно книжные книжные магазины, осуществив таким образом отбор лучших из лучших книг. «Корней Иванович» - единственный на фестивале магазин, представляющий детскую литературу, как лучший детский книжный России, по мнению организаторов. Я, кстати, не считаю, что мы лучшие. Мы – вторые.
Помимо торговли, на нас вся программа детской площадки - несколько мастер-классов, лекция, интерактивы. Возможно мы будем представлять Нину Дашевскую - это писатель, лауреат последнего конкурса «Книгуру», автор четырёх книг, вышедших в разных издательствах, с которыми мы, к слову, и работаем. Наша задача: по возможности познакомить горожан с современной детской литературой и, что очень важно, практически по издательским ценам.
- Как вы стали участниками этого фестиваля?
- Нас пригласили организаторы. Мы с ними давно дружим и уже проводили в Туле фестивали «Открой рот» и «Страницу 16».
- Что для вас значит войти в список лучших интеллектуальных магазинов страны и как вообще стоит это правильно воспринимать в контексте детского магазина?
- Для нас это значит, что мы среди друзей. С контекстом детского магазина всё просто: все дети становятся взрослыми, читающие дети - читающими и думающими взрослыми, так что мы готовим будущих покупателей интеллектуальной литературы.
- Что ждать от вас на этом фестивале?
- Хороших книг по низким ценам, книжных мастер-классов, лекцию про Роальда Даля, книжно-театральную импровизацию и, мы очень надеемся, встречи с настоящим писателем и музыкантом.
- Что участие в подобном фестивале может дать книгоизданию и книгораспространению в Туле?
- Может дать дополнительное внимание и развитие книгораспространению, началу каких-то новых книжных проектов в городе.
Беседовал: Артём Свирин.