Close
plug
Камеры Тулы
Лента новостей
11 мая
Все новости Все новости Все новости
И спросила кроха: как объяснить ребёнку, что такое смерть, не нанеся глубокую травму – советы психолога

Тульский психолог Васина объяснила, как правильно ребенку говорить о смерти близких

И спросила кроха: как объяснить ребёнку, что такое смерть, не нанеся глубокую травму – советы психолога
Фото:freepik.com

Дети приходят в наш мир чистыми и невинными существами и, к сожалению, нам приходится объяснять им тяжелые концепции, такие как смерть. Но нельзя просто «вывалить» эту информацию на ребёнка. Нужно преподнести её корректно, чтобы не нанести раннюю травму. О том, как сделать это правильно, Тульской службе новостей рассказала психолог Дарья Васина.

Эксперт отмечает, что, во-первых, важно помнить о том, что у маленьких детей (примерно лет до семи) нет ощущения конечности бытия, то есть, они не понимают, что смерть – это навсегда, что однажды умрут родители, однажды умрут и они сами.

«Первые годы своей жизни они живут, пребывая в счастливом неведении и мыслях о том, что прекрасно и чудесно будет всегда, что родители всесильны, что они вечны. И это классное чувство. Но в определенный момент их жизни наступает осознание, что так не будет бесконечно. Это приходит порой со смерть близкого, порой – со смертью питомца. Даже чаще со смертью питомца, потому что, если родители вдруг не убрали тельце, то ребёнок может попытаться взаимодействовать с ним и понимать, что оно не оживает», — комментирует Васина.

Подобные ситуации наталкивают детей на сложные мысли. Идея того, что он сам и его родители умрут – крайне тяжела для ребёнка. Можно сказать, невыносима. Психолог вспоминает, что встречалась с рассказами клиентов о том, как в детстве на вопрос о том, умрут ли они, родители отвечали: «Да, мы всё умрём». Таким образом, получалась огромная травма. Также психолог рассказала интересный факт, что именно из-за такого травматичного опыта в нашем мире появилась танатотерапия, основанная Владимиром Баскаковым.

Танатотерапия — метод телесно-ориентированной психотерапии, ставящий целью оказать пациенту психотерапевтическую помощь в области его контакта с процессами умирания и смерти. На сеансе танатотерапевт помогает добиться максимального расслабления тела, используя специальные приемы. Происходит символическое моделирование реальной смерти.

Итак, как же отреагировать, когда к вам прибегает ваш ребёнок и спрашивает о смерти?

Первое и самое главное, что мы должны сделать – это обнять ребёнка в кольцо рук, тем самым защищая, разделяя с ним страх и помогая пережить этот опыт.

«Соответственно, что мы делаем дальше? Мы рассказываем ребенку о том, что да, малыш, все смертны, и всех нас когда-то не станет. Мы будем надеяться, что нас, тебя, меня, папы и остальных наших близких не станет очень нескоро. Мы будем старенькими, и только тогда мы уйдем. Для того, чтобы это не произошло как можно дольше, важно заботиться о своем здоровье, правильно питаться, заниматься спортом, вовремя ложиться спать. И тогда есть огромные шансы на то, что жить мы будем гораздо и гораздо дольше».

Также с ребёнком можно обсудить то, что бабушки и дедушки, например, уйдут раньше, как и то, что смерть другого человека можно пережить.

Также для ребёнка, не осознавшего конечность бытия, важно осознавать, где же сейчас находится и что происходит с его близким человеком. Здесь важно объяснить, что, например, бабушка и дедушка будут жить в его сердце, будут существовать в его воспоминаниях, он будет вспоминать об их любви, благодаря чему они всегда будут рядом.

Крайне важным моментом является профилактика детских и подростковых суицидов – важная и сложная тема, требующая бережного подхода. Один из ключевых аспектов такой беседы — объяснить ребенку, что смерть является необратимой.

Некоторые подростки испытывают иллюзию, что после их ухода окружающие «пожалеют», «поймут» и начнут ценить их по-настоящему. Это опасное заблуждение. Важно донести до ребенка мысль: в этом мире можно справиться с чем угодно и изменить что угодно, кроме смерти. Именно поэтому так важно заботиться о себе, избегать ситуаций, несущих потенциальную угрозу.

В ходе беседы можно обсудить с ребенком конкретные риски:

  • игры и прогулки вблизи строек, высотных объектов,

  • нахождение на улице в темное время суток без предупреждения родителей,

  • опасность общения и ухода с незнакомыми людьми, даже если это пожилые люди.

Важно не только обозначить угрозы, но и объяснить их последствия, помогая ребенку осознать важность личной безопасности.

После обсуждения такой сложной темы важно вернуть ребенка к мысли о жизни. Стоит напомнить: «Сейчас мы здесь, рядом, и будем вместе еще долгие-долгие годы».

Чтобы закрепить позитивный настрой, можно предложить запланировать совместное событие: поход в зоопарк, парк развлечений, семейный ужин или другое приятное занятие. Такой подход позволяет ребенку увидеть, что разговор был важным, но не пугающим, а жизнь продолжается и наполнена радостными моментами.

Главное в этом диалоге — не напугать, а донести заботу и поддержку, создавая у ребенка чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне.

Также Тульская служба новостей рассказывала о том, как распознать признаки скрытой депрессии.

Опечатка в тексте? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Подписывайтесь на ТСН24 в
Поделиться
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сайт для вас. Подробнее в Политике использования cookie-файлов.